ВизаВиза Переводчик, разговорник, уроки греческогоПеревод ЮристАдвокат-юрист КомпанияКомпания ДоверенностьДоверенность СертификатСертификат АпостильАпостиль КурьерКурьер НотариусНотариус БукетБукет ВизаШенген Свадьба и регистрация бракаСвадьба
Кипрский флагCY +357-96-38-39-40      Российский флагRU +7 965 2 38-39-40      Украинский флагUA +38-073-738-39-40     WhatsApp WhatsApp     Messenger Messenger     Отправить сообщение Сообщение     email 24glo.ru@gmail.com

История Кипра. День независимости

Независимость Кипра
Независимость Кипра

Независимость 1960: непростые уроки национальной истории

Подписание цюрихско-лондонского соглашения, 1959 год.
Эта статья приурочена к полувековому юбилею провозглашения независимости Республики Кипр: 16 августа 1960 года было подписано финальное цюрихско-лондонское соглашение. Мы постарались проанализировать исторические события тех лет с современной точки зрения. Материал рассчитан на читателей, знакомых с основными событиями политической истории Кипра.

ЭРА ОПТИМИЗМА И БОЛЬШИХ НАДЕЖД
Пятьдесят лет назад, ровно в полночь 16 августа 1960 года на политической карте мира появилось новое государство. Им стал небольшой остров в Восточном Средиземноморье, последний губернатор которого сэр Хью Макинтош Фут передал политическую власть лидерам двух общин. Президентскую республику возглавил архиепископ Макариос, вице-президентом стал доктор Фазиль Кучук.
Политической независимости для любой страны сопутствует эра оптимизма и больших надежд. В тот же августовский день утверждается новая Конституция, а через месяц Кипр становится членом ООН, принимает активную роль в создании Движения Неприсоединения и устанавливает дипломатические отношения с СССР. Первые внешнеполитические шаги вызвали некоторые опасения в США и Великобритании, так как идеологический климат на планете находился в состоянии серьезного напряжения. Один американский консерватор даже сравнил Макариоса со «средиземноморским Фиделем Кастро». Однако через год, как бы подчеркивая право на многовекторную политику, Кипр присоединяется к Содружеству Наций, возглавляемому Великобританией. Одновременно улучшаются отношения с Вашингтоном. Теперь для атлантических политиков «черный Мак» (так дружески называли в Лондоне архиепископа за скромную черную одежду, соответствующую духовному сану) – снова союзник.
Казалось, перед молодым государством открываются широкие возможности для маневров в сфере международных отношений. Появилась перспектива вести самостоятельную и независимую линию, укрепляющую внутреннее единство, достигнутое с таким трудом.
Однако юридический мир, достигнутый в результате серии сложных квартетных переговоров (Великобритания – Турция – Греция – Кипр), начавшихся в 1954 году и завершившихся через пять лет цюрихско-лондонскими соглашениями, оказался хрупким. Череда конституционных кризисов и несколько тупиковых ситуаций в административно-финансовом управлении стали «поводом» для принятия резолюции ООН, предусматривающей ввод на остров объединенных сил по поддержанию мира.
На тот момент, увы, эти меры были необходимы. К концу 1963 года двунациональное государство фактически распалось, оказавшись на грани социальной анархии. Эра оптимизма продлилась чуть более трех лет.

БОЛЬШОЙ КОНТЕКСТ
На причину и следствия произошедшего существует несколько взглядов. Маленький парадокс заключается в том, что каждый из них является справедливым лишь для одной точки зрения. Чтобы выйти за пределы политических кругозоров действующих сторон, необходимо взглянуть на проблему в историческом и временном контексте.
В мировой политике 1960-е годы характеризуются укрупнением масштабов конфликтности. Противостояние Москвы и Вашингтона уже оформилось в «холодную войну». Две ведущие силы и их сторонники перенесли борьбу из центра международной системы на периферию. Активный всплеск антиколониального движения значительно усилил позиции СССР, который всячески поощрял «скидывание империалистических оков». Однако социалистическая идеология была только предлогом для соперничества за глобальное политическое превосходство. В условиях того времени законный путь заключался в изменении состава ООН, в которую активно входили только что освободившиеся экс-колонии. В декабре 1960 года по инициативе Москвы и дружественных режимов была утверждена Декларация о предоставлении независимости колониальным странам. Теперь наличие колоний стало рассматриваться как «геополитическая аморальность» и пережиток прошлого.
Стратегия СССР оправдалась: антиколониальный тренд значительно изменил политический баланс сил в ООН. Вашингтон и его союзники лишились численного превосходства. Был зафиксирован количественный перевес развивающихся стран (к которым относился и Кипр) над развитыми.
Очевидно, что ООН сыграла немалую роль в независимости Кипра. В 1954 году Греции впервые удалось представить кипрский вопрос вниманию Генеральной Ассамблеи. Афины наставали на самоопределении острова. Великобритания и Турция же доказывали, что обсуждение вопроса является внутренним вопросом Лондона. Но как подчеркивала советская историография, «мировое общественное мнение полностью поддерживало героическую борьбу киприотов». В причинах и целях такой стратегии мы только что разобрались. Теперь откроем игральные карты британского МИДа.

ИГРА С НУЛЕВЫМ РЕЗУЛЬТАТОМ
Очень скоро Лондон отступил от принципа «внутреннего вопроса» по Кипру, и Гарольд Макмиллан (тогда еще министр иностранных дел, премьером он станет в 1957 году) инициировал серию двусторонних переговоров с Грецией по проблеме Кипра с заведомо «нулевым результатом». Выбора у Макмиллана практически не было. Колониальная система разваливалась в некогда мощных лапах британского льва. Кипрский вопрос с каждым месяцем приобретал все больший международный резонанс. Лондон просто обязан был что-то предпринять, создать видимость решения.
Отсюда и родилась дипломатическая комбинация «Лондон как арбитр». Неожиданно нарушив устные договоренности с Грецией, Великобритания привлекает к диалогу Турцию. Цель – поставить Анкару и Афины в переговорную оппозицию, чтобы затем выступить в роли третейского судьи, решения которого в любом случае сохранили бы статус Кипра как колонии и военно-морского форпоста в придачу. Турецкая элита с энтузиазмом подключилась к таким дипломатическим маневрам. В стране усилились и без того хорошо подогретые националистические настроения под лозунгом «Кипр турецкий!». Прошла волна греческих погромов. Тем временем на Кипре ЭОКА, внутри которой победило правое националистическое большинство, начала форсировать политические события партизанскими методами. В августе 1955 года Великобритания созвала трехстороннюю конференцию (Лондон, Анкара, Афины) для обсуждения положения на Кипре. Однако и в таком формате привели к нулевому результату.
Затем последовали трагические события на Кипре, завершившиеся в марте 1956 года временной высылкой архиепископа Макариоса. Следующие три года стали очень тяжелыми для Кипра. Забастовки и протестные движения фактически привели остров к финансово-политическому параличу.
В июне 1958 года Великобритания, понимая, что решение надо искать «здесь и сейчас», предложила новый план партнерства, предусматривающий определенную автономию обеих общин во внутренней политике. Несмотря на первоначальное неприятие этого плана греко-кипрской стороной, это был показательный шаг: в осторожной и хитрой британской дипломатической лексике появилось слово «независимость». Через год она стала реальностью. Но британская дипломатия уже выжала свой максимум: по итогам соглашений в Цюрихе и Лондоне, ее стратегические интересы оказались обеспечены не только рядом коммуникационных и территориальных преференций, но и двумя военно-морскими базами Акротири и Декелия, которые сохранили свой экзотический статус (заморские территории Великобритании под управлением ее Величества) до сих пор.

ОЦЕНИТЬ И НЕ ПОВТОРЯТЬ
Оценка цюрихско-лондонских соглашений 1959 года далеко не однозначна и находится в диапазоне от «единственно возможного варианта получения независимости» до «вынужденной капитуляции под сильнейшим давлением» и «предательством дела Энозиса».
Несомненно одно: надо различать призрачность договора, его трагические последствия и главный юридический результат. Для Кипра предоставление независимости стало судьбоносным решением. Даже после разделения его греческая часть стала полноценным государством, членом ЕС, важным региональным центром. Такая политическая и финансовая карьера для слаборазвитой аграрной колонии является уникальной. Исключение составляет лишь крошечная и исторически аполитичная Мальта.
С другой стороны, цюрихско-лондонские соглашения вошли в учебники дипломатии как неестественный и потенциально взрывоопасный политический шаг, нереалистичность которого спровоцировала серию кризисов в молодом государстве. А печально известный «Договор о гарантиях» в рамках этих соглашений во многом стал идеологическим прикрытием для турецкого вторжения в июле 1974 года. Вряд ли торопящаяся Британия в условиях рассыпающегося колониального наследия могла это предвидеть. Тем не менее, политологи и юристы без труда находят в пунктах договора больше попыток противопоставления сторон, чем их объединения. Хочется верить, что практика таких «соглашений» навсегда осталась на страницах учебников истории.


16.08.2010 Независимому Кипру исполняется полвека

16 августа 2010 года исполняется 50 лет с того дня, когда Кипр, входивший в состав английских колониальных владений, получил независимость. Однако Республика Кипр отмечает официальный День независимости острова 1 октября.

Итоги прошедших 50 лет не столь радужны, как хотелось бы жителям Кипра: остров остается разделенным по национальному признаку, и перспективы объединения представляются неясными.

Юридическим оформлением предоставления независимости стали навязанные киприотам Цюрихско‑лондонские соглашения 1959 года, значительно ограничивающие суверенитет республики. По этим соглашениям Англия, Греция и Турция являются гарантами «независимости, территориальной целостности и безопасности» Кипра, что дает этим странам возможность вмешательства в его внутренние дела («Договор о гарантиях»). Кроме того, Греция и Турция получили право держать на острове свои военные контингенты – соответственно 950 и 650 человек («Договор о союзе»). Великобритания сохранила на Кипре под своим полным суверенитетом территорию площадью 99 кв. миль, на которой расположены две крупные военные базы – Декелия и Акротири, а также обеспечила себе право использовать другие «небольшие участки» и инфраструктуру в связи с деятельностью баз и объектов. Помимо этих баз имеется еще несколько других военных объектов и сооружений Англии и США.

В 1963‑1974 гг. на острове постоянно происходили военные столкновения между вооруженными формированиями греческой и турецкой общин острова с участием национальной гвардии республики, а также поддерживающими их контингентами соответственно ВС Греции и Турции.

В июле 1974 г. кипрскими антиправительственными силами при поддержке пришедшей к власти в Афинах военной хунты, проводившей курс на «энозис» (присоединение Кипра к Греции), на острове была предпринята попытка государственного переворота. Турция в качестве страны‑гаранта использовала это как повод для ввода 20 июля 1974 г. своих войск на остров под предлогом восстановления конституционного порядка и защиты турок‑киприотов.

В результате турецкие войска оккупировали около 37% территории острова, что привело к его фактическому расколу на две обособленные части, сохраняющемуся до настоящего времени. На оккупированной турецкими властями территории была в 1983 году создана признанная только Анкарой Турецкая республика Северного Кипра. С тех пор все попытки воссоединения острова путем переговоров неизменно проваливались.

Согласно резолюциям ООН, решение кипрской проблемы должно строиться на принципе двухзональной двухобщинной федерации. В ожидании решения проблемы остров по-прежнему разделен "зеленой линией" прекращения огня. Столица Никосия разрезана этой линией надвое, в "полосе отчуждения" до сих пор стоят выщербленные пулями здания, а с обеих сторон сохранились баррикады и завалы из мешков с песком. Так что каждый посетитель Кипра может увидеть настоящий музей межнациональной войны под открытым небом.

Неоднократно в прошедшие годы наблюдателям казалось, что решение кипрской проблемы близко, как никогда. В 2004 году тогдашний генеральный секретарь ООН Кофи Аннан добился от общин острова согласия на два раздельных референдума по его плану объединения острова. Этот план формально соответствовал принципам ООН, но, по мнению многих греков-киприотов, содержал слишком много уступок де-факто сложившемуся разделению острова. Так, беженцы с севера Кипра не получали права вернуться в свои дома.

Результат референдумов оказался предсказуемым: в то время как турки-киприоты поддержали план, который позволил бы им стать полноправными гражданами Евросоюза, греки-киприоты отвергли предложения Кофи Аннана. Кипрская проблема вновь осталась нерешенной.

Новая надежда забрезжила осенью 2008 года. После ухода прежних лидеров новые руководители общин возобновили переговоры. Эти переговоры ведутся по принципу "все или ничего": до тех пор, пока не будет подготовлено соглашение, которое можно вынести на референдум, стороны не комментируют ход дебатов и не объявляют ни о каких договоренностях. Вместе с тем, известно, что президент Республики Кипр и лидер греков-киприотов Димитрис Христофиас считает чрезмерными требования турко-кипрской стороны по ключевым вопросам объединения. А весной 2010 года на смену умеренному Мехмету Али Талату во главе непризнанной "Турецкой республики Северного Кипра" стал Дервиш Эроглу, давний сторонник разделения острова. Просочившиеся в прессу новые предложения Эроглу включают фактическое создание двух независимых государств, которые сохранили бы лишь слабую ассоциацию друг с другом. Греки-киприоты заявляют, что не могут согласиться с этими предложениями.

Кипр стал международным казусом в Европейском Союзе: страна-кандидат на членство (Турция) оккупирует территорию страны-члена альянса (Кипра). Кроме того, на острове сохраняются британские военные базы, которые, в соответствии с соглашениями 1960 года, могут не соблюдать суверенитет кипрских властей. Переговоры продолжаются, а вместе с ними - и 35-летнее насильственное разделение острова.


Кипрский флагCY +357-96-38-39-40      Российский флагRU +7 965 2 38-39-40      Украинский флагUA +38-073-738-39-40     WhatsApp WhatsApp     Messenger Messenger     Отправить сообщение Сообщение     email 24glo.ru@gmail.com

ГлавнаяКонтакты
Copyright © 24GLO LTD ® 2004-2024. All rights reserved.