ВизаВиза Переводчик, разговорник, уроки греческогоПеревод ЮристАдвокат-юрист КомпанияКомпания ДоверенностьДоверенность СертификатСертификат АпостильАпостиль КурьерКурьер НотариусНотариус БукетБукет ВизаШенген Свадьба и регистрация бракаСвадьба
Кипрский флагCY +357-96-38-39-40      Российский флагRU +7 965 2 38-39-40      Украинский флагUA +38-073-738-39-40     WhatsApp WhatsApp     Messenger Messenger     Отправить сообщение Сообщение     email 24glo.ru@gmail.com

Церковь Святого Лазаря в Ларнаке на Кипре


церковь Святого Лазаря После воскрешения Лазарь прожил еще 30 лет. Он был епископом на Кипре и проповедовал христианство.

Мощи епископа Лазаря после его смерти положили в Мраморный ковчег, на котором было написано: «Лазарь Четверодневный, друг Христов». В IX веке византийский император Лев Мудрый повелел перенести мощи Лазаря в Константинополь. А в городе Китион (ныне Ларнака) был построен храм в честь друга Христова Лазаря.

Церковь была построена на самой гробнице святого. Этот храм является местом паломничества верующих.

Храм был построен примерно в 890 году. Английский консул в Сирии Александр Драмонд, посетивший Кипр в 1745 году, с восхищением написал о церкви Лазаря: «Никогда я не видел ничего подобного!»

Иконостас церкви считается образцом искуснейшей резьбы по дереву. В храме хранится несколько древнейших византийских икон. Прямо под иконостасом сохранилась маленькая, высеченная в скале церковка – туда ведут ступеньки с правой части иконостаса. В ней покоятся два саркофага. В одном из них когда-то был погребен Лазарь.

Вокруг храма до сих пор есть несколько построек существовавшего здесь много лет назад монастыря. В одной из них сейчас находится музей. На территории церкви сохранилось и небольшое кладбище, с потрясающей красоты резными каменными саркофагами.

Звон колоколов храма Святого Лазаря слышен во всех уголках Ларнаки. Жизнь горожан тесно связана с этим храмом: здесь крестят детей, проходят венчания, огромное количество верующих собирается здесь на воскресные и праздничные службы.

церковь Святого ЛазаряПервым христианским архиепископом, а после смерти и небесным покровителем города стал Лазарь, воскрешенный Христом. Самая же известная могила в Ларнаке - гробница Святого Лазаря. Она находится в церкви Святого Лазаря, которая была построена примерно в 900 году. Церковь Св. Лазаря и его могилу можно увидеть в центре города.

Праведный Лазарь. Воскрешение в Вифании, в небольшом селении к юго-востоку от Иерусалима праведного Лазаря, брата Марфы и Марии, которого сам Господь называл своим другом, сильно возмутило иудеев. Подвергаясь смертельной опасности, после убиения святого первомученика Стефана, святой Лазарь был отведен на побережье моря, посажен в лодку без весел и удален из пределов Иудеи. Божественным произволением святой Лазарь вместе с учеником Господним Максимином и святым Келидонием, слепым исцеленным Господом приплыл к берегам Кипра. Имея до воскрешения тридцать лет "от роду", он прожил на острове еще более тридцати лет. Здесь святой Лазарь встретил святых апостолов Павла и Варнаву. Ими он был возведен в епископы города Китии (Китиона, у евреев называвшегося Хетим). Руины античного города Китиона обнаружены при археологических раскопках и доступны для осмотра.

С именем праведного Лазаря связано следующее предание. Прибыв на остров жарким летним днем, и обходя окрестности Китиона в поисках пристанища, праведный Лазарь захотел утолить жажду. Не найдя поблизости источника он попросил кисть винограда у трудившейся около своего дома женщины. Та отказала святому в его скромной просьбе, сославшись на неурожай и засуху. Уходя, праведный Лазарь сказал: "Так пусть же в наказание за ложь твою виноградник засохнет и превратится в соленое озеро". С тех пор в пяти километрах к западу от Ларнаки киприоты показывают паломникам и туристам Соленое озеро и славятся своим гостеприимством. С декабря по март здесь зимуют сотни белых и розовых фламинго. С автодороги ведущей в город и аэропорт открывается великолепный вид на горы, отражающиеся в озере, среди которых господствует вершина Святого Креста с монастырем Ставровуни.

Праведный Лазарь очень желал встретиться с Божией Матерью, но по причине гонений на него не мог покинуть остров. Получив от Пресвятой Богородицы послание и послав за Ней из Китиона корабль, он ожидал Ее прибытия. Покинув пределы Палестины, Пресвятая Богородица в сопровождении апостола Иоанна Богослова и других спутников отправилась в путешествие по Средиземному морю. В "Сказаниях о земной жизни Пресвятой Богородицы", изданных Русским на Афоне Пантелеимоновым монастырем, так описываются дальнейшие события: "Уже немного оставалось пути до Кипра, как вдруг подул сильный противный ветер, и корабельщики, при всех усилиях и искусстве, не могли справиться с кораблем. Ветер, крепчая, перешел в бурю; и корабль, не слушаясь земного кормчего, отдался указанию перста Божия и понесся в сторону от Кипра. Увлеченный силою бури в Эгейское море, он быстро промчался между многочисленными островами архипелага и, без повреждения и малейших потерь, пристал у берегов Афонской горы". По воле Божией Самой Приснодевой было положено начало монашеской жизни на Святой горе. Возвращаясь в Иерусалим, Божия Матерь посетила Кипр, благословила созданную апостолами местную Церковь и передала святому Лазарю сшитый ее руками архиерейский омофор.

После своей кончины праведный Лазарь был погребен в окрестностях Китиона, в месте позже получившем название "Ларнакс" - "гроб, саркофаг". На мраморной гробнице святого выполнили надпись: "Четверодневный Лазарь, друг Христов".

церковь Святого Лазаря
По преданию у места захоронения святого Лазаря в 392 году обретена Кипрская икона Божией Матери. На ней Пресвятая Богородица пишется сидящей на троне с Богомладенцем, а по сторонам стоят два ангела с ветвями в руках. Празднество иконе совершается 3 мая/ 20 апреля (ст. ст.). Копии с иконы разошлись по многим странам. В России известен Кипрский образ Богородицы хранившийся в Московском Успенском соборе. В селе Стромынь, Московской области 22/ 9 июля (ст. ст.) и в 1-ю Неделю Великого поста совершается празднество чудотворной Кипрской иконе.

Мощи праведного Лазаря обретены в 898 году, при Византийском императоре Льве IV Мудром (886-911 гг.) и перенесены в город Константинополь, где для них устроена серебряная рака, а ранее в честь святого был построен храм при императоре Василии I Македонянине (867-886 гг.). В день перенесения честных мощей святого с Кипра в Константинополь 30/ 17 октября (ст. ст.) празднуется его память. Позже франкскими крестоносцами мощи взяты в портовый средиземноморский город Марсель.

Над гробницей святого Лазаря на Кипре в IX веке построен каменный храм в честь праведного Лазаря. В начале 1970 годов (а именно в 1972) во время проведения реставрационных работ в храме, под алтарем были обнаружены каменные гробницы, в одной из которых обретена часть мощей святого Лазаря. Для них был специально изготовлен серебряно-вызолоченный ковчег в виде архиерейской митры и устроена резная позолоченная рака (гробница), с сенью и небольшим византийским куполом, увенчанным крестом. Мощи святого Лазаря постоянно выставлены для всеобщего поклонения в центре храма у южной колонны. По специально устроенному в основании храма проходу, вход в который находится в южной части солеи, паломники по нескольким ступеням спускаются в невысокую, полутемную подалтарную часть, перекрытую современным бетонным сводом. У восточной стены, при входе в это подземное помещение расположен святой источник, заключенный в трубу. Здесь находятся каменные гробницы прямоугольной формы, с тяжелыми крышками, относящиеся к римскому периоду. Существует обычай приносить к гробнице и к иконе святого Лазаря в храме, в благодарность об исцелении отлитые из воска фигурки людей и частей тела и они во множестве стоят в этом месте. Свечная мастерская находится на соседней улице, в нескольких десятках метров, к северо-востоку от храма Лазаря. В ней изготавливаются восковые фигурки и разные свечи. Среди них выделяются огромные праздничные свечи, высотой более метра и несколько сантиметров в диаметре.

Церковь святого Лазаря вид с дрона
увеличить Церковь святого Лазаря вид с дрона

Храм в честь праведного Лазаря сложенный из массивных каменных блоков, неоднократно перестраивался, но в основе своей сохранил трехнефную базилику IX века. Снаружи храм за свою многовековую историю претерпел некоторые изменения. Полностью разобраны три главы венчавших храм. С юга к нему пристроена большая открытая галерея. У юго-восточной стены устроена высокая, четырехъярусная колокольня. В убранстве храма особенно выделяется многоярусный резной деревянный иконостас, поставленный в XVIII веке. На северном столбе в центре храма висит икона Божий Матери "Одигитрия" в окладе, написанная в в XVIII веке в России. С юга и запада храм Лазаря окружают двухэтажные корпуса. Часть западного корпуса занимает небольшой церковно-археологический музей, рассказывающий об истории храма. В его экспозиции представлены древние иконы праведного Лазаря и других святых, церковные облачения и утварь. Здесь же хранится редкий образ святого Лазаря написанный в XII веке. На иконе он изображен в архиерейском облачении. На другой древней иконе, сильно пострадавшей от пожара, чудесным образом сохранилось изображение святого Лазаря. Правой рукой он благословляет (императора), а в левой держит Евангелие. Настоятель храма архимандрит Лазарь.

Также особое внимание стоит обратить на иконостас, состоящий из 120 икон, представляющий собой прекрасный образец старинной резьбы по дереву. Наиболее ценной считается икона, датируемая 1734 годом, на которой святой Лазарь изображен в сане Епископа Китиона. Кроме того, в церкви находится маленький музей, содержащий великолепные предметы византийского религиозного искусства, включая древние образцы резьбы по дереву, иконы и церковную утварь. А рядом с собором находятся захоронения ряда европейцев, живших в городе в 17-18 веке. Сам святой Лазарь считается покровителем Ларнаки, и празднование его Воскресения проходит в городе с большим размахом. Происходит это за неделю до православной Пасхи.

Лазарева суббота - В последнюю субботу перед Страстной неделей.

Адрес: Plateia Agiou Lazarou
Время работы церкви и музея: сентябрь-март: 08.00-12.30, 14.30-17.00, апрель-август: 08.00-13.30, 15.30-18.30
Вход бесплатный

Праздник св. Лазаря в Ларнаке Накануне Вербного воскресения, в день воскресения Лазаря, в Ларнаке большой праздник.
Если зайти в церковь слева, то после входа сразу направо есть табличка TOMB AGIOS LAZARIOS. Посетители могут спуститься в гробницу, увидеть саркофаг и родничок со святой водой. Мощи находятся в храме. Спускайтесь в подземелье, обязательно возьмите в собой пустую посуду (пластмассовую бутылочку), наберите святую воду.
В интернете видел фотографии, на которых мужчина залазил в середину гроба и утверждал, что там место благодатнее. Так делать нельзя, потому что быстрее в гроб ляжет.

Особенно интересно побывать на венчании. Киприоты в костюмах, дамы в платьях, и весь пол в цветах.

Рядом с церковью находится музей Agios Lazaros Church.
Часы работы музея: Пн.-Воскр. 8.00 - 12.30 и 15.30 - 18.30, тел.: 24 652498.

В рамках работы Русского православного образовательного центра в Ларнаке при храме святого Лазаря по вторникам и субботам, с апреля по октябрь в храме святого Лазаря в 9:00 проводит бесплатную экскурсию по храму Зыкова Наталья Владимировна и рассказывает об истории православия на Кипре. А также она поможет организовать паломничество в любой монастырь Кипра. У них даже есть уже специально разработанные маршруты, вмещающие множество святынь. Связаться с ними можно по тел. на Кипре +357 24 622548, моб. +357 99 831916.

Где находится церковь Святого Лазаря?

Карта, как пройти к храму Святого Лазаря:
церковь Святого Лазаря
Стрелкой указан городской пляж и набережная Finikoudes.

Во сколько начинаются богослужения по воскресеньям?

В 6:30 утра. Литургия ведется на греческом языке.



Храм св.Лазаря в Ларнаке. Кипр.
Храм св.Лазаря в Ларнаке. Кипр.

Иконостас храма св.прав.Лазаря в храме его имени в Ларнаке. Кипр.
Иконостас храма св.прав.Лазаря в храме его имени в Ларнаке. Кипр.

Иконы Спасителя, св.Лазаря и Иоанна Предтечи в иконостасе храма св.прав.Лазаря в Ларнаке. Кипр.
Иконы Спасителя, св.Лазаря и Иоанна Предтечи в иконостасе храма св.прав.Лазаря в Ларнаке. Кипр.

Вход в гробницу прав.Лазаря. Ларнака, Кипр.
Вход в гробницу прав.Лазаря. Ларнака, Кипр.

Гробница св.Лазаря Четверодневного в Ларнаке, Кипр.
Гробница св.Лазаря Четверодневного в Ларнаке, Кипр.

Саркофаг Св.Лазаря.
Саркофаг Св.Лазаря.

Глава св.Лазаря. Храм св.прав.Лазаря в Ларнаке, Кипр.
Глава св.Лазаря. Храм св.прав.Лазаря в Ларнаке, Кипр.

Мощи св.Лазаря в храме в его честь в Ларнаке. Кипр.
Мощи св.Лазаря в храме в его честь в Ларнаке. Кипр.

Сень с мощами прав.Лазаря и икона Киккской Божьей Матери в храме прав.Лазаря в Ларнаке, Кипр.
Сень с мощами прав.Лазаря и икона Киккской Божьей Матери в храме прав.Лазаря в Ларнаке, Кипр.

Мощи святого Лазаря в серебряном ковчеге выставлены для всеобщего поклонения в центре храма у южной колонны.
Мощи святого Лазаря в серебряном ковчеге выставлены
для всеобщего поклонения в центре храма у южной колонны.

Храмовая икона Воскрешение св.Лазаря в храме в его честь. Ларнака, Кипр.
Храмовая икона Воскрешение св.Лазаря в храме в его честь. Ларнака, Кипр.

Святой источник в крипте св.Лазаря. Ларнака, Кипр.
Святой источник в крипте св.Лазаря. Ларнака, Кипр.




Синаксарий в Лазареву Субботу (Воскрешения Лазаря) - переходящий 11.04 н.ст. (29.03 ст.ст.)

Стихи:
Ты плачешь, Иисусе, — это от человеческой природы,
А друга воскрешаешь — Божественной (Твоею) силой.


Воскрешение праведного Лазаря. Фрагмент архитрава с двунадесятыми праздниками.Синай. XII в.
Воскрешение праведного Лазаря. Фрагмент архитрава с двунадесятыми праздниками. Синай. XII в.

В этот день мы празднуем воскрешение святого праведного Лазаря Четверодневного, друга Христова. Он был по рождению иудей, по вероисповеданию — фарисей, сын фарисея Симона, как где-то говорится, родом из Вифании. Когда же Господь наш Иисус Христос совершал Свой земной путь ради спасения человеческого рода, Лазарь стал Его другом таким образом. Поскольку Христос часто беседовал с Симоном, ибо и тот чаял воскресения мертвых, и много раз приходил в их дом, то Лазарь вместе с двумя своими сестрами, Марфой и Марией, полюбился Ему как родной.
Воскрешение Лазаря. Фреска. Рим, III век.
Воскрешение Лазаря. Фреска. Рим, III век.

Приближались спасительные Страсти Христовы, когда уже подобало тайне воскресения открыться с достоверностью. Иисус пребывал за Иорданом, прежде воскресив из мертвых дочь Иаира и сына вдовы (наинской). Друг же Его Лазарь, тяжело заболев, умер. Иисус, хотя и не был там, говорит ученикам: Лазарь, друг наш, уснул, а через некоторое время снова сказал: Лазарь умер (Ин. 11: 11, 14). Позванный сестрами его, Иисус, оставив Иордан, пришел в Вифанию. Вифания же была близ Иерусалима, стадиях в пятнадцати (Ин. 11, 18). И встретили Его сестры Лазаря, говоря: «Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат наш. Но и теперь, если Тебе угодно, Ты воздвигнешь его, ибо (все) можешь» (ср.: Ин. 11, 21—22). Иисус спросил иудеев: где вы положили его? (Ин. 11, 34). Тогда все пошли ко гробу. Когда же хотели отвалить камень, Марфа говорит: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе (Ин. 11, 39). Иисус, помолившись и прослезившись над лежащим, воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон (Ин. 11, 43). И тотчас вышел умерший, его развязали, и он пошел домой.
Воскрешение прав.Лазаря. Роспись в храме на Поле пастушков в Вифлееме.
Воскрешение прав.Лазаря. Роспись в храме на Поле пастушков в Вифлееме.

Это неслыханное чудо возбудило у иудеев зависть, и они решили убить Иисуса; но Тот снова, уклонившись от них, ушел. Первосвященники же задумали убить и Лазаря, так как многие, видя его, уверовали во Христа. Но Лазарь, узнав об их замысле, удалился на остров Кипр и жил там, а впоследствии апостолами был поставлен епископом города Китий (Китий — город на южном берегу острова Кипр, близ нынешнего местечка Ларнака); пожив свято и богоугодно, он через тридцать лет после того, как ожил, снова умер и был погребен на Кипре, совершив (при этом) многие чудеса. Предание говорит, что после воскрешения он хранил строгое воздержание и что (епископский) омофор подарила ему Пречистая Матерь Божия, сделав Своими руками. Император Лев Мудрый после одного божественного видения перенес честные и святые мощи Лазаря с Кипра в Константинополь, в созданный царем храм во имя этого святого, с почестями положив их в драгоценной раке справа от входа, напротив святого алтаря. И теперь еще честные его мощи пребывают там, источая какое-то неизъяснимое благоухание.
Воскрешение прав.Лазаря. Роспись в храме Преображения Господня на горе Фавор.
Воскрешение прав.Лазаря. Роспись в храме Преображения Господня на горе Фавор.

Праздновать же в сегодняшний день воскрешение Лазаря установили святые и богоносные отцы наши, а скорее святые апостолы, после сорокадневного поста для очищения намереваясь священнодействовать святые Страсти Господа нашего Иисуса Христа. Поскольку они считали воскрешение Лазаря первым и основным поводом для злоумышления иудеев против Христа, то и поместили здесь это необычайное чудо, которое описывает один евангелист Иоанн (Святой апостол Иоанн Богослов писал Евангелие позже всех, уже после смерти Лазаря. (Кончина Иоанна последовала в начале II века). Время написания первых трех Евангелий: Матфеем — около 41 г.; Марком — 46 г.; Лукой — 61—62 г. Праведный Лазарь преставился в 63 г. по Р. Х.), в то время как другие евангелисты опускают, — ведь (при них) Лазарь был еще жив, и его можно было реально видеть. Ибо тогда необходимо было доказать (По Софронию, Иоанн Богослов написал свое Евангелие в противовес ереси евионитов, утверждающих, будто Христос не существовал прежде рождения от Марии), что Христос — Сын Божий и Бог, что Он воскрес и будет воскресение мертвых, в чем лучше всего убеждал Лазарь. — Говорят, будто для (уверения в этом) и все Евангелие (от Иоанна) было написано, так как другие евангелисты вовсе не упоминают о безначальном рождении Христа.
Лазарь ничего не поведал о находящемся в аду, поскольку ему или не пришлось видеть тамошнего, или повелено было молчать об увиденном.
Отсюда и любой человек, недавно умерший, называется лазарем, и погребальная одежда называется таинственным словом лазарома (Лазарома (евр.) — погребальная одежда, плащаница, которой у евреев обычно обвивали тела усопших.), — чтобы напоминать о первом Лазаре. Ибо как тот по слову Христа восстал и вновь ожил, так и этот, хотя и умер, но будет жить вечно, воскреснув при последней трубе.
Христе Боже, молитвами друга Твоего Лазаря помилуй нас. Аминь.


Вход в погребальную камеру Лазаря в Вифании.
Вход в погребальную камеру Лазаря в Вифании.

Вифания
Воскрешение Лазаря. Византия, XII в. Монастырь св.Екатерины на Синае.
Воскрешение Лазаря. Византия, XII в. Монастырь св.Екатерины на Синае.

Местечко Вифания, как во времена Христа, так и сегодня, расположено на единственной центральной дороге, которая поднимается от Иерихонской Долины и ведёт в Иерусалим. Таким образом, все кто хотел попасть в Иерусалим или Иерихон, должны были обязательно пользоваться этой дорогой.
Христос часто ходил по ней, но то была не единственная причина. Вифания была родиной Его любимого друга Лазаря и сестёр его Марии и Марфы. Здесь Спаситель был приглашён в дом Симона прокажённого; «Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову. Увидев это, ученики Его возгнегодовали и говорили: к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим. Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? Она доброе дело сделала для Меня: ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете; возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению; истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее о том, что она сделала» (Ср.ев.Мф.26,6-13).
Но важнейшее событие связывающего Господа с Вифанией является чудо воскрешения Его друга Лазаря.
Воскрешение прав.Лазаря. Конец XV-начало XVI в.
Воскрешение прав.Лазаря. Конец XV-начало XVI в.

Во время своей земной жизни Господь более спокойно и счастливо, по человеческому, нигде не проводил время, как только в Вифании, в семействе, состоящем из трёх лиц: Марфы, Марии и их брата Лазаря; «Иисус же любил Марфу и сестру ее и Лазаря». (Ср.ев. Ин.11,5).Из сказаний св. Евангелистов известно о сем благочестивом семействе.
Вера этих сестёр в Иисуса Христа была настолько пламенна и искренна, что когда заболел их брат Лазарь, они первым долгом известили Иисуса Христа о его болезни, уповая только на Него одного, что Он может дать облегчение их брату. Но Господь пришёл в Вифанию, когда Лазарь почил и лежал во гробе уже четыре дня. Господь пришёл, чтобы явить Свою Славу.
Изначально могила Лазаря представляла собой обычную еврейскую семейную могилу, высеченную в скале. Могила Лазаря расположена на глубине 3м, к ней ведут 27 ступеней.
В византийскую эпоху (IV-VII вв/), могила Лазаря – место паломничества- была обнесена стеной. До двенадцатого века могила существовала почти без изменений, над ней находилась базилика Лазарион. В тринадцатом веке она была заброшена и практически забыта. Триста лет спустя, на его развалинах мусульмане построили мечеть, внутри которой находится могила Лазаря.
На месте дома, в котором жило семейство Лазаря, воздвигнут греко-православный женский монастырь. Напротив монастыря находится место встречи Христа с Марфой и Марией.
После убиения св.архидиакона Стефана, когда настало гонение на иерусалимских христиан, св.Лазарь был изгнан из Иудеи и пущен в море на лодке без вёсел. По Божьему произволению лодка приплыла к острову Кипр, где в городе Кидонии св.Лазарь начал проповедовать Христа, как апостол, и был рукоположен в сан епископа апостолом Варнавой.
Проживая на острове Кипр, св.Лазарь пламенно желал видеть Пресвятую Богородицу, которую он не видел уже долгое время, а сам опасался прибыть в Иерусалим для свидания с Нею. Пресвятая Богородица, уразумевши о сем желании св.Лазаря, написала к нему послание, в котором, утешая его, повелела ему прислать за Нею корабль, на котором она могла бы прибыть к нему на остров Кипр, а ему воспрещала приходить в Иерусалим для Неё.
Прочитав это послание, св.Лазарь очень обрадовался, а также и удивился такому смирению Пресвятой Богородицы; нимало не медля, снарядил и послал за Ней корабль. Пресвятая Богородица вместе с апостолом и евангелистом Иоанном и некоторыми другими спутниками на этом корабле отправились в плавание к острову Кипр. На пути, вследствие противных ветров, Матери Божией пришлось пристать к Афонской горе. После недолгого пребывания на сей горе Богородица приплыла на корабле к о.Кипр. Здесь Она встретилась с Лазарем, скорбевшим о Её долгом путешествии, поведала ему о Своём пребывании на Афонской горе и поднесла ему дары, специально для него собственноручно сделанные Ею,- омофор и наруковицы. Недолго пробыв на Кипре, Богородица возвратилась в Иерусалим.
После пребывания Богородицы св.Лазарь четверодневный епископствовал на о.Кипр около тридцати лет, проповедуя Христа и утверждая в вере обращенных им язычников, в чём ревностно ему помогали его сёстры - Мария и Марфа. Где, когда и как окончили свою жизнь свою сёстры Лазаря, неизвестно. Сам же Лазарь почил в мире на о.Кипр.
При императоре Льве Философе (886-911) мощи св.Лазаря четверодневного были перенесены с Кипра в Царьград.

(Жития святых славных и всехвальных Апостолов. – М., Лествица, 2005).


Иконография праздника
Воскрешение Лазаря. Конец XIV-первая половина XVвв. Из праздничного чина храма Бориса и Глеба в Плотниках.
Воскрешение Лазаря. Конец XIV-первая половина XVвв.
Из праздничного чина храма Бориса и Глеба в Плотниках.

Изображать Воскрешение Лазаря начали еще первые христиане на стенах римских катакомб. Сложившийся в Византии канон выводит на первый план, во-первых, житейскую реальность события, а во-вторых — его глубинный смысл, связанный с самой сущностью христианской веры. Этому канону следовали и русские художники.
В русской иконографии этой темы насчитывается несколько изводов, различающихся главным образом положением фигур и гробницы Лазаря. Как правило, изображается темный проем пещеры и юноши, держащие крышку гроба. Воскрешенный в белых пеленах — легкий, как бестелесная душа; ему еще предстоит привыкнуть к вернувшейся жизни. Марфа и Мария, благоговейно склоняющиеся к ногам Спасителя. Свидетели — среди них те, кто теперь уверует, и недруги, еще больше укрепившиеся в желании расправиться с Иисусом. Апостолы — это ведь ради их веры, равно как и для самого Лазаря, совершено Христом чудо воскрешения! И, наконец, Он — спокойный, отрешенно-задумчивый, простирающий руку жестом надежды и сострадания.
Светлой сосредоточенностью, осознанием величия происходящего и того, что еще грядет, проникнуты лучшие русские иконы Воскрешения Лазаря — такие, например, как новгородская икона конца XV века или современная ей икона московской школы из Кирилло-Белозерского монастыря.

(«Шедевры русской иконописи», 2008).


Тропарь на воскрешение праведного Лазаря, глас 1:
Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне.

Тропарь Лазарю Четверодневному, еп. Китийскому:
Яко велико сокровище и богатство некрадомо / к нам прииде из Кипра, Лазаре, / Промыслом всех Бога, повелением царя благочестива, / подая чтущим тя исцеления даром, / избавляя от бед и от всякаго вреда, / верою взывающих ти: / спаси всех молитвами своими, Лазаре отче наш.


ПРОЧИТАТЬ ПРОПОВЕДЬ "О ЛАЗАРЕВОЙ СУББОТЕ", МИТРОПОЛИТА АНТОНИЯ СУРОЖСКОГО
Митрополит Антоний Сурожский: "О Лазаревой Субботе."
Воскрешение Лазаря. Икона XV в. Греция.
Воскрешение Лазаря. Икона XV в. Греция.

С субботы шестой недели Великого поста до Пасхи богослужения Православной Церкви посвящены событиям, предварявшим спасительные страдания и смерть Господа нашего Иисуса Христа, самим Его страданиям и смерти.

Евангелие от Иоанна (XI, 1-44) рассказывает, как Христос в последние дни своей жизни воскресил умершего Лазаря. Господь любил Лазаря и его семейство, часто бывал у него. Но вот Лазарь заболел и умер. Четыре дня прошло со дня его смерти. Господь пришел к гробовой пещере и сказал: Отнимите камень. Когда камень был убран, Иисус возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазаре! гряди (иди) вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лицо его обвязано было платком. Иисус, обратившись к окружющим Его, сказал: Развяжите его, пусть идет.

Весть об этом чуде мгновенно разнеслась по Иудее... Именно после воскрешения Лазаря первосвященники и фарисеи принимают окончательное решение убить Иисуса. Наступает власть тьмы, а с нею и последние дни жизни Спасителя.

Исполняя закон ветхозаветного общественного богослужения (Исх. XXIII, 17) и творя волю пославшего Его Отца, Иисус Христос во дни своей земной жизни ходил на праздник ветхозаветной Пасхи в Иерусалим. Четыре Пасхи охватывают время евангельской спасительной проповеди, которую начал Он после Крещения Своего и продолжал до Своего Вознесения. Так Иисус Христос шел в Иерусалим и на праздник последней Своей Пасхи, несмотря на то, что Божественная слава учения и чудес Его, распространившаяся уже повсюду в земле обетованной, сильно вооружила против Него завистливых старейшин иудейских, которые давно замышляли и старались предать Его смерти. Последнее путешествие Иисуса Христа на Пасху еще более явило и увеличило Его Божественную славу, а равно усилило зависть и ненависть к Нему книжников. Первое событие при этом путешествии, особенно прославившее Господа и умножившее против Него злобу Синедриона иудейского, было воскрешение Лазаря, совершенное Господом при стечении многочисленного народа и обратившее многих к вере в Иисуса Христа (Ин. XI, 45).

Лазарь был еврей и фарисей, сын Симеона фарисея (Мф. XXVI, 6), родом из Вифании. Господь часто в дни своей земной жизни заходил в дом Лазаря, которого с сестрами его Он любил и называл другом Своим (Ин. XI, 3. 5. 11). Господь допустил его умереть, да прославится Сын Божий и да веруют Его ученики (Ин. XI, 4. 15). Услышав о воскрешении Лазаря, иудейские первосвященники и старейшины говорили об Иисусе Христе: что сотворил!; яко человек сей много знамения творит. Аще оставим его тако, вси уверуют в него: и приидут римляне и возмут место и язык наш (Ин. XI, 47-48). Архиерей Каиафа дал Синедриону совет, послуживший пророчеством о спасительной силе Крестной смерти Иисуса Христа: вы не весте ничесоже: ни помышляете, как уне есть нам, да един человек умрет за люди, а не весь язык погибнет (Ин. XI, 49-50). С того дня положили непременно убить Иисуса Христа, обнародовав повеление взять Его, где только увидят (Ин. XI, 53). Воскресение Лазаря так озлобило книжников и первосвященников, что они решили убить не только Воскресителя, но и воскрешенного (Ин. XII, 10).

Лазарь удалился на остров Кипр, где впоследствии он поставлен был от апостолов епископом. Богоматерь даровала ему омофор, сделанный ее руками. Жил Лазарь по воскресении 30 лет и хранил строгое воздержание. Вторично преставился он на Кипре. В IX веке византийский император Лев Философ перенес мощи праведного Лазаря с Кипра в Константинополь.

Православная Церковь, по окончании Четыредесятницы, вступая в неделю страданий и смерти Господа, начинает свои священные воспоминания Лазарева воскресения, послужившего началом решительного восстания иудейского совета для погибели Спасителя и даже Лазаря.

Воскрешение Лазаря Церковь воспоминает с древних времен христианских. Отцы Церкви IV века св. Амфилохий, епископ иконийский, св. Иоан Златоуст, бл. Августин и другие оставили нам свои поучения, произнесенные ими в Лазареву субботу. «Сегодня, говорит св. Златоуст, Лазарь, воскрешенный из мертвых, уничтожил для нас многие и различные соблазны». В V веке св. Андрей Критский написал также беседу на четверодневного Лазаря и канон, ныне исполняемый Церковью. В VIII веке Косма Маиумский и Иоанн Дамаскин написали также каноны на день Лазарева воскресения, сейчас исполняемые Церковью. В конце IX века император византийский Лев Философ перенес мощи св. праведного Лазаря с Кипра в Константинополь, составил на день воскресения его некоторые из священных песнопений, ныне употребляемых св. Церковью.

По гласу Церкви воскресением Лазаря Иисус Христос хотел между прочим показать в Себе Бога и человека, уверить учеников Своих в будущем Своем воскресении, всех - в общем воскрешении мертвых, грешникам явить образ духовного воскресения. Действительно, в лице своем Господь Иисус Христос явил при гробе Лазаря очевиднейшим образом Божество и Человечество. Как Бог всеведущий Он возвестил ученикам Своим о смерти Лазаря, не быв уведомлен об этом. Господь приходит в Вифанию. Марфа и Мария - сестры умершего Лазаря и другие всенародно исповедуют Иисуса Христа Всемогущим и Сыном Божиим. Господи, говорит Марфа, аще бы ты зде был, не бы брат мой умерл. Но и ныне вем, как елика аще просиши от Бога, даст тебе Бог. Ей, Господи: аз веровах, яко ты еси Христос, Сын Божий, иже в мир грядый. То же произносит и Мария, упав к ногам Спасителя. Равно и другие иудеи говорят о Нем между собою: виждь, како любляше его; не можаше ли сей отверзый очи слепому, сотворити, да и сей не умрет. Тогда и Сам Иисус Христос всенародно нарекает Себя жизнь дающим. Воскреснет брат твой, говорит Он в утешение Марфе: Аз есмь воскрешение и живот: веруяй в Мя, аще и умрет, оживет. И всяк живый и веруй в Мя, не умрет во веки. Наконец как истинный Бог Иисус Христос после краткой молитвы к Отцу Небесному всемогущим словом своим воскрешает Лазаря на четвертый день по смерти его. "Тебе, Владыко, всех царю, вся возможна, - говорит Церковь, - глас Твой разрушил адово царствие и слово власти Твое восставило из гроба четверодневного, и Лазарь бысть спасительное преобразование пакибытия".

Как истинный человек Иисус Христос пришел в Вифанию, где жил и умер Лазарь, и видя сестру умершего друга своего плачущую и пришедших с нею плачущих, Он возмутися Сам, прослезися, и как неведущий спросил: где положисте его? Так Господь предстал гробу Лазареву, «уверяя нам два существа Своя», говорит Церковь. Как же человек вопрошал: где погребеся, и как же Бог воскресил четверодневного». Как говорит синаксарь в субботу Лазарева воскрешения:

Рыдаеши, Иисусе - сие смертного существа:

Оживлявши друга Твоего, сие божественный крепости, воскресения.

Чтением апостольским на Литургии в эту субботу Церковь проповедует об установлении вечного царства Нового Завета - царства непоколебимого, да имамы благодать, ею же служим благоугодно Богу, с благоговением и страхом (Евр. XII, 28; XIII, 8); окончательное установление этого царства благодати началось воскрешением Лазаря. Чтением Евангелия Церковь благовествует о событии воскресения Лазаря.


Кипрский флагCY +357-96-38-39-40      Российский флагRU +7 965 2 38-39-40      Украинский флагUA +38-073-738-39-40     WhatsApp WhatsApp     Messenger Messenger     Отправить сообщение Сообщение     email 24glo.ru@gmail.com

ГлавнаяКонтакты
Copyright © 24GLO LTD ® 2004-2024. All rights reserved.