День христианской святой великомученицы Параскевы (греч.Παρασκευή, «канун праздника, пятница») Кипрской Церковью отмечается 26 июля. Народные представления о Параскеве являются результатом смешения древних языческих культов с почитанием великой христианской святой. Ей и до сих пор приписывают свойства и качества ранее почитаемой Мокоши – языческого божества.
Уже с ранней юности Параскева вела жизнь аскетичную и открыто исповедовала веру во Христа. Когда император Диоклетиан повелел в подвластных ему городах истребить христианскую веру, святая Параскева была схвачена и, претерпев жестокие мучения, обезглавлена.
Год кончины святой мученицы Параскевы неизвестен. Мощи ее паломник Антоний в 1200 году видел в Константинополе, а церковь ее существует там и сейчас.
ИСТОРИЯ ИМЕНИ
Родители назвали свою единственную дочь в честь дня, особенно ими почитаемого, дня страданий Господних – пятницы. Русский народ так и называл мученицу Параскеву – Пятницей, Пятиной, Петкой. Но чаще всего Параскеву называли на русский лад – Прасковья. В старые времена святую Параскеву так и называли «Параскева-Пятница», слово «пятница» чуть не превратилось в самостоятельное женское имя.
ОБРЯДЫ И СУЕВЕРИЯ
На землях восточных славян в процессе христианизации образ великомученицы Параскевы сросся с культом языческого божества Пятницы, которая, согласно восточной мифологии, была покровительницей женщин и матерей, «бабьей святой». Во времена язычества покровительницу женщин – женское божество в восточнославянской мифологии – называли Мокошь. Она считалась покровительницей женского начала, плодородия, брака, родов, домашнего очага. Образ и культ Мокоши постепенно срослись с образом и культом святой Параскевы.
Деревянные скульптуры Пятницы ставили на колодцах, куда ей и приносили жертвы. В качестве приношений в колодец бросали ткани, кудель, нитки, овечью шерсть. Этот обряд славяне назывался «мокрида» – от имени святой. Эта традиция возникла из поверья, что Мокошь прядет пряжу женской судьбы.
До конца XIX века славяне 12 раз в году устраивали праздники в честь Мокоши – богини плодородия, матери урожаев.
1-я пятница – в первую неделю Великого Поста,
2-я – перед Благовещением,
3-я – на Вербной неделе,
4-я – перед Вознесением,
5-я – перед Троицыным днем,
6-я – перед Рождеством Иоанна Предтечи,
7-я – перед Ильею Пророком,
8-я – перед Успением,
9-я – перед архангелом Михаилом,
10-я – перед Кузьмою-Демьяном,
11-я – перед Рождеством Христовым,
12-я – перед Богоявлением.
Каждая из этих пятниц носила особое название: например пятница Благовещенская, пятница Успенская и т.п. В день поклонения святой Пятнице не пряли, не стирали и не пахали, чтобы не запылить Пятницу и не засорить ей глаза. Говорили, что нарушающим эти правила она могла наслать болезни.
На Украине вплоть до XIX века сохранялся языческий обычай «водить пятницу» – по деревне водили женщину с длинными распущенными волосами.
Согласно древнему обряду, если девушка хотела выйти замуж или родить ребенка, она должна была в пятницу трижды обойти босиком вокруг церкви: «Матушка Парасковея, отдай замуж поскорее». Загаданное должно было случиться в течение одного года.
Разумеется, Христианская Церковь негативно относилась к смешению христианских и языческих обрядов, но многие из традиций, связанных с женским божеством Мокошью (ныне Параскевой), живы и сегодня.
ТРАДИЦИИ ИКОНОПИСИ
Святая Параскева обычно изображалась в красном мафории, с крестом в руках. Великомученица Параскева обычно изображается суровой подвижницей, высокого роста, с лучезарным венцом на голове.
Согласно некоторым поверьям, Параскева излечивает от болезней глаз, согласно другим – защищает от дурного глаза. Потому часто на иконах с изображением святой Параскевы можно увидеть наполненную водой чашу, в которой отражаются глаза.
Перед иконой святой Параскевы ставили свечи в надежде быть защищенными от нечистого духа и дьявольского наваждения. К образу Параскевы подвешивали цветы и травы – высушенные возле иконы святой, они считались одним из самых действенных врачебных средств и потому использовались как целебное снадобье. В случае болезни славяне варили его в воде и этим отваром поили одержимых разными болезнями.