День памяти о святых отцах VII Вселенского Собора на Кипре 11 октября
В 754 году по инициативе византийского императора Константина V было созвано собрание высшего духовенства христианской церкви – Собор, на котором были приняты решения, осуждавшие почитание икон. Собор этот получил название «Иконоборческий». Согласно догматам Собора, иконы повелевалось почитать за идолов, а всех, кто им поклонялся, должны были предать анафеме. Впоследствии, на VII Вселенском Соборе (787 год) иконоборцы с покаянием отреклись от своих идей, но к тому времени уже были уничтожены тысячи древнейших писаных и мозаичных изображений христианских святых, а также фресок, статуй и расписных алтарей в храмах. 11 октября (24 октября по новому стилю) Православная Церковь творит воспоминание о святых отцах VII Вселенского Собора.
ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИКОНОБОРЧЕСТВА
Слово «иконоборчество» произошло от греческого Εiκονομαχία, что означает «борьба с изображением». Ссылаясь на ветхозаветную заповедь «не сотвори себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху… не поклоняйся им и не служи им» (Исх.20:4-5), иконоборцы считали священные изображения идолами, а поклонение им – идолопоклонством.
Тем не менее, изображения святых и сцен из Библии существовали уже во II веке, а в IV веке стены христианских храмов украшались фресками. В этот же период появляются и первые возражения против изображения ликов святых. Основанием для них стало убеждение, что божественная природа неизобразима, и уже в тот период были случаи уничтожения икон. К примеру, Епифаний Кипрский сорвал в церкви завесу с изображением святого и отдал на покрытие гроба нищего, а в Испании в начале IV века было принято постановление против настенной живописи в храмах.
Когда в Марселе епископ Серен в 598 году уничтожил в церкви наиболее почитаемые прихожанами иконы, Папа Григорий Великий в своем письме похвалил его за ревность в борьбе с суевериями, однако потребовал, чтобы иконы были восстановлены, так как они служат простым людям вместо книги, и просил разъяснить пастве истинный способ почитания икон.
В своей книге «Исторический путь Православия» А.Шлеман писал: «В массах иконопочитание преломлялось иногда грубым и чувственным суеверием… Появился обычай брать иконы в восприемники детей, примешивать соскобленную с икон краску в евхаристическое вино, причастие класть на икону, чтобы получить его из рук святых». Именно такое поведение и вызывало обвинения в язычестве и идолопоклонстве.
Появление ислама, который враждебно относится к изображениям одушевленного, также способствовало развитию иконоборчества. Там, где Византийская империя граничила с территориями арабских племен, ислам оживил сомнения в законности изображений святых. Стремясь обеспечить мирное соседство с мусульманами, византийские императоры шли на уступки иконоборцам.
Другой причиной иконоборчества стала сама Церковь. К VII веку ее политическая роль в империи значительно усилилась, одновременно с этим росло количество церковной собственности и монастырей, а духовенство начало активно участвовать в делах управления империей. Императоры-иконоборцы решили, что необходимо отвлечь людские силы и денежные средства от Церкви и направить их в государственную казну. Поэтому, как отмечает греческий историк Папарригопуло, и проводилась «реформа социальная и политическая».
ПРЕСЛЕДОВАНИЕ ИКОНОПОЧИТАТЕЛЕЙ
Характерное для иконоборческого периода украшение храмов. Церковь Св. Ирины в Стамбуле. |
Сжигались иконы, сбивались украшавшие стены храмов мозаики и фрески... Пострадавший за иконопочитание Стефан Новый писал: «…иконы ввергались – одни в болото, другие – в море, третьи – в огонь, а иные были рассекаемы и раздробляемы секирами. А те иконы, которые находились на церковных стенах, – одни сострагивались железом, другие замазываемы были краскою».
Преследование затронуло и византийское монашество. Их звание было объявлено «неблагонадежным политически». Монахов публично гнали и поносили, кидали в них камнями: «…многих монахов умертвили ударами бичей и даже мечом, бесчисленное множество ослепили; у некоторых, обмазав бороду воском и масло, подпускали огонь и таким образом обжигал лица их и головы; иных после многих мучений отсылали в изгнание».
Борьба с иконами затронула и их создателей. Вот как описывается история монаха-иконописца Лазаря: «царь предал его таким пыткам, что плоть его истекала вместе с кровью и никто не чаял, что еще жив. Когда же услышал царь, что заключенный в тюрьму рисовальщик понемногу пришел в себя и, вновь занявшись своим искусством, изображает на дощечках лики святых, велел приложить к его ладоням раскаленные металлические пластинки».
Отношение к иконам стало причиной раскола и внутри самой церкви. Константинопольский патриарх Герман, возражавший против иконоборчества, сложил с себя патриаршую власть. Перед этим Герман отправил в Рим ряд константинопольских святынь, которые в настоящее время хранятся в личной папской капелле Сан-Лоренцо.
Но вместо Германа константинопольским патриархом стал иконоборец Анастасий, который подписал распоряжение против почитания икон, ставшее первым иконоборческим документом, изданным не только от имени императора, но и от Церкви.
ИКОНОБОРЧЕСКИЙ СОБОР
В 754 году царь Константин созвал большой Собор, целью которого являлось определение дальнейшей стратегии по борьбе с иконопочитателями. На Соборе этом присутствовало 348 епископов, но ни одного представителя Рима, Александрии, Антиохии и Иерусалима. Решения Собора начали претворять в жизнь: еще в больших количествах стали уничтожаться иконы, мозаики, фрески... А взамен стены храмов украшались рисунками птиц и растений. Современники говорили, что храм «превращен в овощной склад и птичник».
СЕДЬМОЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР
Седьмой Вселенский Собор. Икона. |
Ситуацию изменила супруга умершего Льва IV императрица Ирина, сторонница иконопочитания. Первая попытка открыть заседание Собора, на который собрались представители всех христианских церквей, была предпринята 7 августа 786 года. И лишь на четвертое заседание по предложению папских легатов в храм, где заседал Собор, была принесена икона! На Соборе были отвергнуты постановления иконоборческого собора 754 года, преданы анафеме иконоборцы и установлен догмат об иконопочитании. Так закончился восстановивший иконопочитание ежегодно вспоминаемый 11 октября всей Православной Церковью Седьмой Вселенский Собор.
Время шло, и иконоборчество возобновилось, и решения Собора 754 года вновь признаны. Лишь Константинопольский Собор 842 года провозгласил восстановление почитания икон и осудил иконоборчество.
ИКОНОБОРЧЕСТВО НА КИПРЕ
Монастырь Богородицы Хрисороятиссы. |
Благодаря удаленному географическому положению острова, иконоборчество не затронуло местные храмы так, как это случилось на территории остальной Византийской империи. Мало того, некоторые древние иконы нашли свое убежище именно здесь. Это, к примеру, икона Богоматери Хрисороятиссы, выловленная рыбаками в море (монастырь Богородицы Хрисороятиссы), икона Богородицы Троодитиссы, тайно привезенная на остров беглым монахом из Константинополя (монастырь Троодитиссы), и многие другие христианские святыни.