ВизаВиза Переводчик, разговорник, уроки греческогоПеревод ЮристАдвокат-юрист КомпанияКомпания ДоверенностьДоверенность СертификатСертификат АпостильАпостиль КурьерКурьер НотариусНотариус БукетБукет ВизаШенген Свадьба и регистрация бракаСвадьба
Кипрский флагCY +357-96-38-39-40      Российский флагRU +7 965 2 38-39-40      Украинский флагUA +38-073-738-39-40     WhatsApp WhatsApp     Messenger Messenger     Отправить сообщение Сообщение     email 24glo.ru@gmail.com

День памяти о святых отцах VII Вселенского Собора на Кипре 11 октября

В 754 году по инициативе византийского императора Константина V было созвано собрание высшего духовенства христианской церкви – Собор, на котором были приняты решения, осуждавшие почитание икон. Собор этот получил название «Иконоборческий». Согласно догматам Собора, иконы повелевалось почитать за идолов, а всех, кто им поклонялся, должны были предать анафеме. Впоследствии, на VII Вселенском Соборе (787 год) иконоборцы с покаянием отреклись от своих идей, но к тому времени уже были уничтожены тысячи древнейших писаных и мозаичных изображений христианских святых, а также фресок, статуй и расписных алтарей в храмах. 11 октября (24 октября по новому стилю) Православная Церковь творит воспоминание о святых отцах VII Вселенского Собора.

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИКОНОБОРЧЕСТВА
Слово «иконоборчество» произошло от греческого Εiκονομαχία, что означает «борьба с изображением». Ссылаясь на ветхозаветную заповедь «не сотвори себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху… не поклоняйся им и не служи им» (Исх.20:4-5), иконоборцы считали священные изображения идолами, а поклонение им – идолопоклонством.
Тем не менее, изображения святых и сцен из Библии существовали уже во II веке, а в IV веке стены христианских храмов украшались фресками. В этот же период появляются и первые возражения против изображения ликов святых. Основанием для них стало убеждение, что божественная природа неизобразима, и уже в тот период были случаи уничтожения икон. К примеру, Епифаний Кипрский сорвал в церкви завесу с изображением святого и отдал на покрытие гроба нищего, а в Испании в начале IV века было принято постановление против настенной живописи в храмах.
Когда в Марселе епископ Серен в 598 году уничтожил в церкви наиболее почитаемые прихожанами иконы, Папа Григорий Великий в своем письме похвалил его за ревность в борьбе с суевериями, однако потребовал, чтобы иконы были восстановлены, так как они служат простым людям вместо книги, и просил разъяснить пастве истинный способ почитания икон.
В своей книге «Исторический путь Православия» А.Шлеман писал: «В массах иконопочитание преломлялось иногда грубым и чувственным суеверием… Появился обычай брать иконы в восприемники детей, примешивать соскобленную с икон краску в евхаристическое вино, причастие класть на икону, чтобы получить его из рук святых». Именно такое поведение и вызывало обвинения в язычестве и идолопоклонстве.
Появление ислама, который враждебно относится к изображениям одушевленного, также способствовало развитию иконоборчества. Там, где Византийская империя граничила с территориями арабских племен, ислам оживил сомнения в законности изображений святых. Стремясь обеспечить мирное соседство с мусульманами, византийские императоры шли на уступки иконоборцам.
Другой причиной иконоборчества стала сама Церковь. К VII веку ее политическая роль в империи значительно усилилась, одновременно с этим росло количество церковной собственности и монастырей, а духовенство начало активно участвовать в делах управления империей. Императоры-иконоборцы решили, что необходимо отвлечь людские силы и денежные средства от Церкви и направить их в государственную казну. Поэтому, как отмечает греческий историк Папарригопуло, и проводилась «реформа социальная и политическая».

ПРЕСЛЕДОВАНИЕ ИКОНОПОЧИТАТЕЛЕЙ
Характерное для иконоборческого периода украшение храмов. Церковь Св. Ирины в Стамбуле.
Характерное для иконоборческого
периода украшение храмов.
Церковь Св. Ирины в Стамбуле.

Сжигались иконы, сбивались украшавшие стены храмов мозаики и фрески... Пострадавший за иконопочитание Стефан Новый писал: «…иконы ввергались – одни в болото, другие – в море, третьи – в огонь, а иные были рассекаемы и раздробляемы секирами. А те иконы, которые находились на церковных стенах, – одни сострагивались железом, другие замазываемы были краскою».
Преследование затронуло и византийское монашество. Их звание было объявлено «неблагонадежным политически». Монахов публично гнали и поносили, кидали в них камнями: «…многих монахов умертвили ударами бичей и даже мечом, бесчисленное множество ослепили; у некоторых, обмазав бороду воском и масло, подпускали огонь и таким образом обжигал лица их и головы; иных после многих мучений отсылали в изгнание».
Борьба с иконами затронула и их создателей. Вот как описывается история монаха-иконописца Лазаря: «царь предал его таким пыткам, что плоть его истекала вместе с кровью и никто не чаял, что еще жив. Когда же услышал царь, что заключенный в тюрьму рисовальщик понемногу пришел в себя и, вновь занявшись своим искусством, изображает на дощечках лики святых, велел приложить к его ладоням раскаленные металлические пластинки».
Отношение к иконам стало причиной раскола и внутри самой церкви. Константинопольский патриарх Герман, возражавший против иконоборчества, сложил с себя патриаршую власть. Перед этим Герман отправил в Рим ряд константинопольских святынь, которые в настоящее время хранятся в личной папской капелле Сан-Лоренцо.
Но вместо Германа константинопольским патриархом стал иконоборец Анастасий, который подписал распоряжение против почитания икон, ставшее первым иконоборческим документом, изданным не только от имени императора, но и от Церкви.

ИКОНОБОРЧЕСКИЙ СОБОР
В 754 году царь Константин созвал большой Собор, целью которого являлось определение дальнейшей стратегии по борьбе с иконопочитателями. На Соборе этом присутствовало 348 епископов, но ни одного представителя Рима, Александрии, Антиохии и Иерусалима. Решения Собора начали претворять в жизнь: еще в больших количествах стали уничтожаться иконы, мозаики, фрески... А взамен стены храмов украшались рисунками птиц и растений. Современники говорили, что храм «превращен в овощной склад и птичник».

СЕДЬМОЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР
Седьмой Вселенский Собор. Икона.
Седьмой Вселенский Собор. Икона.

Ситуацию изменила супруга умершего Льва IV императрица Ирина, сторонница иконопочитания. Первая попытка открыть заседание Собора, на который собрались представители всех христианских церквей, была предпринята 7 августа 786 года. И лишь на четвертое заседание по предложению папских легатов в храм, где заседал Собор, была принесена икона! На Соборе были отвергнуты постановления иконоборческого собора 754 года, преданы анафеме иконоборцы и установлен догмат об иконопочитании. Так закончился восстановивший иконопочитание ежегодно вспоминаемый 11 октября всей Православной Церковью Седьмой Вселенский Собор.
Время шло, и иконоборчество возобновилось, и решения Собора 754 года вновь признаны. Лишь Константинопольский Собор 842 года провозгласил восстановление почитания икон и осудил иконоборчество.

ИКОНОБОРЧЕСТВО НА КИПРЕ
Монастырь Богородицы Хрисороятиссы.
Монастырь Богородицы
Хрисороятиссы.

Благодаря удаленному географическому положению острова, иконоборчество не затронуло местные храмы так, как это случилось на территории остальной Византийской империи. Мало того, некоторые древние иконы нашли свое убежище именно здесь. Это, к примеру, икона Богоматери Хрисороятиссы, выловленная рыбаками в море (монастырь Богородицы Хрисороятиссы), икона Богородицы Троодитиссы, тайно привезенная на остров беглым монахом из Константинополя (монастырь Троодитиссы), и многие другие христианские святыни.


Кипрский флагCY +357-96-38-39-40      Российский флагRU +7 965 2 38-39-40      Украинский флагUA +38-073-738-39-40     WhatsApp WhatsApp     Messenger Messenger     Отправить сообщение Сообщение     email 24glo.ru@gmail.com

ГлавнаяКонтакты
Copyright © 24GLO LTD ® 2004-2024. All rights reserved.