ВизаВиза Переводчик, разговорник, уроки греческогоПеревод ЮристАдвокат-юрист КомпанияКомпания ДоверенностьДоверенность СертификатСертификат АпостильАпостиль КурьерКурьер НотариусНотариус БукетБукет ВизаШенген Свадьба и регистрация бракаСвадьба
Кипрский флагCY +357-96-38-39-40      Российский флагRU +7 965 2 38-39-40      Украинский флагUA +38-073-738-39-40     WhatsApp WhatsApp     Messenger Messenger     Отправить сообщение Сообщение     email 24glo.ru@gmail.com

Церковь Богородицы Ангелоктисты. Кити, Ларнака, Кипр.

[греч. Παναγία ̓Αγγελοκτίστη - Всесвятая [Богородица] Ангелозданная]

Церковь Панагии Ангелоктисты в Кити. XII в.
увеличить

Церковь Панагии Ангелоктисты в Кити. XII в.

Деревня Кити находится недалеко от Ларнаки, нужно проехать от Соленого озера 12 км по дороге в Лимассол. В кафе "Китиана" есть самые вкусные на Кипре медовые шарики, выпеченные из теста. По воскресеньям кафе заполняется местными жителями с детьми и туристами. Это и понятно, так как деревня Кити - одно из наиболее посещаемых мест в окрестностях Ларнаки, благодаря христианской святыне - церкви Богородицы Ангелоктисты.

Церковь очень почитаема киприотами, и действительно, они идут сюда один за другим. Весь воскресный день поток людей неиссякаем, все хотят поклониться святыне Кипра, которая по преданиям приносит исцеление.

Название церкви переводится как "построенная ангелами".
По преданию ангелы выстроили её за одну ночь. Поэтому и называется она Ангелоктиста. Византийская церковь является хранительницей древних мозаик.

Церковь Панагии Ангелоктисты
увеличить

Церковь Панагии Ангелоктисты

Церковь построена по принципу матрёшки - церковь в церкви. Оказывается на развалинах древнего храма, позже, уже в 11 веке выстроили новую церковь.
Состоит из трех зданий разных эпох — нечастый случай для Кипра. Вход в церковь — это римско-католическая часовня 14 в., далее византийская церковь 11 в. , с севера примыкает византийская часовня 12 в., названная в честь Святых Козьмы и Дамиана. Наибольший интерес представляет византийская церковь 11 в. Она была построена с использованием полуразрушенной базилики 6 в.

Богоматерь Одигитрия с предстоящими архангелами Михаилом и Гавриилом. Мозаика ц. Панагии Ангелоктисты в Кити. 2-я пол.-кон. VI в.
увеличить

Богоматерь Одигитрия с предстоящими
архангелами Михаилом и Гавриилом.
Мозаика ц. Панагии Ангелоктисты в
Кити. 2-я пол.-кон. VI в.

Мозаика церкви Ангелоктисты

Здесь находится одна из самых древних мозаик, датируемая 5-6 веком, по красоте и ценности превышающей другие мозаики христианского периода.
Эти мозаики ровесницы мозаик, украшающих Собор Святой Софии в Константинополе и Равенну в Южной Италии.

Если вы поднимитесь к иконостасу (что на Кипре разрешено) и посмотрите за него, то вашему взору представится веками хранимое чудо - мозаичное изображение Богородицы, окружённой двумя архангелами - Михаилом и Гавриилом. Лицо Богоматери юное и чистое, выполненное в манере раннехристанской живописи, когда простота придаёт особое очарование изображению. В случае мозаичного исполнения образы предстают почти объёмно и фактурно, что усиливает эффект восприятия. Облики ангелов пронизаны вниманием и заботой. Они развернуты под углом к Богородице, держащей на руках Иисуса Христа. Вся композиция выполнена на золотом фоне из мелких осколков стекла. На заднем плане орнаментальная рамка с изображением птиц, животных и растений. На ней можно прочитать надпись "Святая Мария".

Эта мозаика является одной из самых древних среди обнаруженных на острове. После разрушения арабами в V в. на основании (из руин) вознеслась эта церковь.
По одной из легенд для спасения прекрасной мозаики ангелы возвели ещё одну церковь, оставив внутреннюю церковь невидимой.

В своде алтарной апсиды скромного по своему внешнему виду храма находится мозаика, датируемая второй половиной — концом VI века. Это один из лучших образцов византийской иконописной школы, дошедший до наших дней. Во время своих паломнических путешествий по Кипру в XVIII веке, храм в Кити посетил и описал монах Василий Григорович-Барский. Уже в конце XIX века в искусствоведческой среде эта мозаика ставилась на одном уровне с древними мозаиками Равенны и Рима, росписями церкви святого Димитрия в Фессалонике (Салониках). В 1895 году Китийскую мозаику обследовал, сфотографировал и описал русский археолог Я.И.Смирнов. Высочайше учрежденный Комитет попечительства о русской иконописи в 1907 году заказал художнику Н.К.Клюге акварельную копию мозаики. Впоследствии она была приобретена и издана в 1911 году в «Известиях Русского Археологического Института в Константинополе». О Китийской мозаике писал в своей книге «Иконография Богоматери», изданной в начале XX века, историк и искусствовед, академик Н.П.Кондаков. Она раскрыта от позднейших наслоений при реставрации храма в 1952 году и с тех пор является объектом поклонения для многих тысяч верующих.

Мозаика относится к древнейшему доиконоборческому периоду, и удивительно тонка по рисунку, строга и проста. А ведь именно чистота и ясность замысла в иконописи были практически утрачены под влиянием светского европейского искусства в XVII-XIX веках во всех странах исповедующих православие. Над изображенной на золотом фоне в рост Божией Матерью с Богомладенцем на руках, сохранилась крупная греческая надпись - «Святая Мария». Пресвятая Богородица изображена в пурпурном мафории, хитоне и красной обуви, Богомладенец – в одежде из золотой ткани со свитком в руках. Принадлежит к иконографическому типу Одигитрии. Крылья архангелов расцвечены яркими павлиньими перьями.

В иконостасе устроенном в XVIII веке, в первом ярусе, слева от царских врат сохранился редкий образ великомучеников Георгия Победоносца и Димитрия Солунского. Они написаны вместе, на одной доске, в образе воинов на конях. Святой Георгий поражает копьем лежащего у ног коня змея.

Церковь Ангелоктисты в начале 20 век
увеличить

Церковь Ангелоктисты в начале 20 век

Сравнение мозаики церкви Ангелоктисты с другими мозаиками

Все фигуры представлены в рост. Младенец Христос держит в левой руке свиток и благословляет правой, архангелы представлены со сферами и жезлами в руках. Над изображением Богородицы сохранилась греч. надпись: «+ΗΑΓΙΑ+ΜΑΡΙΑ+» вместо более распространенных титлов ΜΡ ΘΥ. По мнению А. Стилиану, эта надпись могла отражать споры о наименовании Богородицы, кульминацией к-рых явился Эфесский Собор 431 г. Однако такие надписи встречаются в более позднее время на иконах Богоматери, хранящихся в мон-ре вмц. Екатерины на Синае (550-565). Композицию в конхе обрамляют растительные орнаменты с символическими изображениями зверей, пьющих из «источников жизни», представленных в виде фонтанов. Подобные мотивы известны и по др. памятникам доиконоборческой эпохи: мозаики ц. Богоматери Ахиропиитос в Фессалонике, 3-я четв. V в.; собора Св. Софии в К-поле, VI в. По поводу датировки мозаики существовали различные т. зр. Я. И. Смирнов считал возможным отнести ее создание к V-VI вв.; к этой дате присоединились Ш. М. Диль, Г. Милле, О. Дальтон; А. Миго и А. Стилиану датировали памятник VI в. или эпохой Юстиниана. Ф. И. Шмит относил мозаику к IX в., М. Сотириу - к X в. Н. П. Кондаков датировал ее временем не позднее сер. VII в., В. Н. Лазарев также отнес ее к 1-й пол. VII в. и сопоставлял с мозаиками базилики вмч. Димитрия в Фессалонике, ок. 650 г. Принятой в наст. время датировкой является 2-я пол.- кон. VI в. (С. Софоклеос, Н. Хадзидакис). Иконографический тип Богоматери Одигитрии, представленный в мозаике, не мог быть создан ранее 2-й пол. VI в., в эту эпоху он уже известен в Евангелии Раввулы, 586 г., и в арм. рельефе из Алагеза. Стиль мозаики высочайшего качества исполнения также свидетельствует о ее принадлежности к этому периоду. Строго симметричная геральдическая композиция, бесплотные образы, геометрический рисунок, вытянутые пропорции родственны памятникам времени развития отвлеченного, мистического стиля 2-й пол. VI - 1-й пол. VII в. Этот стиль распространялся из К-поля в провинции, согласно периодизации Э. Китцингера, начиная от мозаики базилики мон-ря вмц. Екатерины на Синае, созданной столичными мастерами, и далее в ансамблях 2-й четв.- сер. VII в.: мозаиках базилики Сант-Аньезе фуори ле Мура в Риме, 625-638 гг.; капеллы Сан-Венанцио Латеранского баптистерия, 642-649 гг.; базилики св. Димитрия в Фессалонике, ок. 650 г. Вместе с тем сохранение элементов, восходящих к классическому наследию, в трактовке фигур архангелов не позволяет отодвигать памятник за пределы VI в.

В куполе ц. А. П. сохранились фрески раннего XIV в. В сев. части базилики имеется пристройка XII в.- часовня святых целителей Козьмы и Дамиана - с росписью XV в., включающей фигуру конного вмч. Георгия Победоносца.

мозаика Богоматери
увеличить

мозаика Богоматери

В таинственном полумраке алтаря, освещаемого лишь свечами или фонарями, на золотом фоне мозаики вырисовывается фигура богоматери, одетой в темный синевато-зеленый хитон и красный мафорий, окутывающий ее плечи и покрывающий голову. Мастера, исполнившие эту мозаику — возможно, что над ней работало несколько художников, — умело использовали цвет для акцентирования главных частей изображения: на темных одеждах богоматери ярким пятном выделяется младенец в светлом, золотом одеянии. Изображение богоматери выдержано в иконописных традициях ранневизантийского искусства. Особенно выразительно ее лицо с огромными, устремленными прямо на зрителя темными глазами, фигура архангела Михаила сильно повреждена, сохранились лишь голова, рука и край одежды. В фигуре же архангела Гавриила, стоящего справа от Марии, с его великолепными зелеными крыльями, украшенными павлиньими перьями, и белыми с синеватыми тенями одеждамиясно ощущаются традиции эллинистического искусства. К античным прообразам восходит также богатое орнаментальное обрамление полукруглой ниши, в которой находится мозаика, — пышные листья аканфа, среди которых, как бы вырастая из них, помещены фигуры птиц и животных. Особенно характерны переданные в перспективе округлые основания фонтанчиков, помещенных по сторонам конхи. О христианском происхождении этого орнамента напоминает лишь равноконечный крест в центре обрамления, над головой богоматери. Техника мозаики — очень мелкие кубики, с помощью которых исполнены лица и руки фигур, и более крупные на их одеждах, а также попытка передачи объема фигур светотеневой моделировкой — свидетельствует о сохранении в ранневизантийское время высокого мастерства, достигнутого мозаичистами Кипра в античную эпоху. Все эти особенности заставляют датировать мозаику церкви в Кити не позднее начала VII века; эта дата в настоящее время признана большинством исследователей, хотя первоначально были большие колебания в ее датировке — от V века до XII века.

храм трехчастный
Трехчастный храм

В настоящее время храм трехчастный. Древняя апсида включена в храм XII века, к которому с юга примыкает латинская (франкская) часовня XIII века, построенная на средства семьи Зимбеле, с их фамильным гербом над входом. Здесь устроен небольшой музей византийских икон и церковной утвари. С севера к храму пристроен придел в честь святых бессребреников Косьмы и Дамиана, построенный в XII веке и расписанный в XV веке. За алтарем храма растет огромное дерево, считающееся одним из древних в этой части острова.

С другой стороны церкви
С другой стороны церкви

В храме хранится очень древняя и уникальная икона 10го века, изображающая Деву Марию, Святого Лазаря и Евангелиста Луку, которые, согласно сказаниям, были друзьями семьи Спасителя и встретились в Китионе (Ларнаке) в первые трудные Христианские годы.

Месторасположение церкви на карте:

Церковь Панагии Ангелоктисты на карте Кипра
увеличить

Церковь Панагии Ангелоктисты на карте Кипра

Посмотреть на карте

Координаты для навигатора:

34.847633,33.570528


Просмотреть увеличенную карту

Адрес: Кити, Ларнака
Тел: +357 24 424 646

Часы Работы:
Летом (Май–Сентябрь): Понедельник-суббота 07:00–18:45, Воскресенье 09:30 - 18:45
Зимой (Октябрь–Апрель): Понедельник-суббота 07:00–16:45, Воскресенье 09:30 - 16:45
Входная Плата: Бесплатно
Специальное Примечание: Доступна для инвалидов

Возле церкви есть бесплатная детская площадка.

Церковь Панагии Ангелоктисты детская площадка
увеличить

Angeloktisti Church Playground & Park

Посмотреть другие достопримечательности Кипра



Кипрский флагCY +357-96-38-39-40      Российский флагRU +7 965 2 38-39-40      Украинский флагUA +38-073-738-39-40     WhatsApp WhatsApp     Messenger Messenger     Отправить сообщение Сообщение     email 24glo.ru@gmail.com

ГлавнаяКонтакты
Copyright © 24GLO LTD ® 2004-2024. All rights reserved.