Глава Дирекции ЕС по расширению Майкл Ли высказался в отношении провокационного поведения Турции в ситуации с разработкой топливных месторождений на шельфе Кипра.
Во время пресс-конференции в Лондоне 12 июня Ли был задан вопрос о том, каким образом Республика Кипр допустила обсуждение пункта об энергетической политике на переговорах о вступлении Турции в ЕС - учитывая поведение Турции в ситуации с проведением исследовательских работ на шельфе. Ли отметил, что в контексте присоединения Турции к ЕС, любые разногласия в определении границ должны решаться между сторонами, непосредственно вовлеченными в проблему. Если же стороны не могут договориться самостоятельно, они должны обратиться в соответствующие международные инстанции, не прибегая при этом к насилию. Глава Дирекции добавил, что поскольку Турция так и не выполнила свои обязательства по открытию для Кипра портов и воздушного пространства, те восемь пунктов в переговорах о присоединении к ЕС, которые ранее были заморожены, останутся в таком статусе. Он также напомнил, что для успешного исхода переговоров каждый обсуждаемый пункт должен быть одобрен всеми странами-членами ЕС.
Еврокомиссия констатирует
Вице-президент Еврокомиссии Гюнтер Ферхойген предупредил Турцию, что переговоры по ее вступлению в ЕС не начнутся до тех пор, пока она не признает Кипр и не откроет для него свои порты и воздушное пространство.
На встрече парламентского комитета по европейским делам Ферхойген сказал, что если Турция не будет следовать своим обязательствам, несколько пунктов переговоров по вступлению будут блокированы, и она не сможет завершить процесс присоединения к ЕС. Эту позицию, по словам вице-президента, поддерживают все страны ЕС.
В интервью каналу CyBC Ферхойген сказал, что в интересах Турции успешно завершить переговоры по вступлению в ЕС и помнить, что без решения кипрской проблемы ни о каком членстве в ЕС не может быть и речи.
<Новости хорошие>, но <будьте терпеливы>
После переговоров с лидером турок-киприотов Мехметом Али Талатом, президент Димитрис Христофиас сообщил, что у него есть <хорошие новости> относительно открытия нового контрольно-пропускного пункта в Лимнитисе.
После этой, тридцать второй по счету встречи, Христофиас сообщил: <Сегодняшняя встреча прошла успешно. Мы продвинулись в решении проблемы с Лимнитисом. Мы уже почти готовы заключить соглашение, и я полагаю, что совсем скоро смогу сообщить вам хорошие новости>.
Два лидера провели очередную трехчасовую встречу, в этот раз в присутствии своих ассистентов Йоргоса Якову и Оздила Нами, обсуждая вопросы экономики и ситуацию в Лимнитисе.
Другая, более формальная встреча двух лидеров, их ассистентов и представителей ООН продлилась тридцать минут, в течение которых обе стороны зачитали свои позиции по пятому пункту переговоров (территориальные разногласия).
По словам Христофиаса, экономические проблемы пока что оставлены в стороне, и на следующей встрече в понедельник продолжится обсуждение территориальных вопросов.
Спецпредставитель ООН на Кипре Тайе Брук Зерихун подтвердил, что оба лидера сообщили ему после проведенной встречи, что <они близки к заключению соглашения по Лимнитису>.
Представитель ООН добавил, что дискуссия по экономическим вопросам закрыта, <по крайней мере, на высшем уровне>.
Зерихун охарактеризовал встречу как <положительную и продуктивную> и сообщил, что обеими сторонами были зачитаны их позиции по территориальному вопросу. На следующей, 33 встрече, прошедшей 15 июня, стороны обменялись комментариями по изложенным позициям и продолжили обсуждение территориального деления и ситуации в Лимнитисе. На просьбу журналистов прокомментировать встречу, Христофиас призвал их <быть терпеливыми>.
США требует открыть карты
Под давлением США власти Кипра сделали первые шаги в направлении открытия информации о сделках на фондовой бирже и о банковских связях с третьими странами.
Черновой вариант закона, подготовленный Комиссией по ценным бумагам (SEC), сейчас находится на рассмотрении в Парламенте и уже на следующей неделе может быть передан на голосование.
Эти меры были приняты после того, как американская комиссия по ценным бумагам и валюте пригрозила, что занесет Кипр в <черный список> за <отсутствие кооперации>.
SEC уже подписала ряд меморандумов и двусторонних договоров с Евросоюзом и отдельными странами, однако не с США. Кроме того, SEC не является участником Международного объединения комиссий по ценным бумагам (IOSCO) - организации, члены которой регулируют 90% мирового фондового рынка. Члены IOSCO обязаны предоставлять друг другу необходимую информацию в том случае, если проводится расследование, в том числе данные о национальности человека, копии паспортов, банковские выписки и данные о движении средств на счетах.
Однако по правилам кипрской SEC предоставление подобной информации странам, с которыми не подписаны соответствующие договоры, запрещено. Это значит, что Кипр не может помочь США в расследовании дел об отмывании денег: лицо, объявленное в розыск в США, спокойно может вести дела на Кипре.
Уже не первый раз американцы призывают Никосию подписать договор с IOSCO, однако политики не торопятся делать это, указывая на необходимость сначала изменить существующее на Кипре законодательство.
Передавать информацию надо по закону!
В последнее время в Европе наблюдается интересная тенденция - все большее развитие получает область законодательства, связанная с защитой прав граждан при обработке персональных данных.
Положения, регулирующие основные вопросы касательно личных данных граждан, закреплены в европейской директиве 95/46/ЕС <О защите прав частных лиц в области работы с персональными данными и о свободной передаче таких данных>. Существует также Европейское соглашение по правам человека (ECHR), предписывающее в обязательном порядке уважать частную и семейную жизнь граждан, их личную собственность и переписку (корреспонденцию). Ведь система обработки данных была создана в интересах каждого из нас, независимо от гражданства и места жительства.
Маркетинг - только с нашего согласия!
На национальном уровне все вопросы, связанные с обработкой персональных данных, регулирует закон Кипра <О защите персональных данных> от 23 ноября 2001 года, действующий с изменениями и дополнениями, внесенными законами 37 (I)/2003 и 112(I)/2004. Основной целью этого закона является осуществление контроля по обработке персональных данных, включая сбор, регистрацию, систематизирование, хранение, изменение, использование, передачу, распространение или любую другую форму распоряжения информацией.
Как указано непосредственно в директиве ЕС, для того, чтобы обработка персональных данных была законной, она должна осуществляться с согласия субъекта, к которому относятся данные, либо она нужна для заключения или исполнения контракта, обязательного для субъекта, при условии, что права и интересы частного лица не нарушаются.
Более того, законодательство Кипра запрещает обработку персональных данных кем-либо в целях прямого маркетинга без предварительного согласия частного лица. Это положение было введено законом 37 (I)/2003, которое было опубликовано в <Официальной газете Кипра>, № 3710.
Учитывая, что на Кипре проживает достаточно большое количество граждан третьих стран, будет небезынтересно выяснить, как осуществляется передача персональных данных в эти страны. Согласно действующему законодательству, передача в третьи страны персональных данных, находящихся в обработке или предназначенных для обработки после передачи, может выполняться, только если принимающая страна обеспечивает адекватный уровень защиты. При этом обязательным условием является не причинение какого-либо ущерба для выполнения национальных задач. Как указано в директиве ЕС, адекватность уровня защиты оценивается в комплексе всех обстоятельств, при которых производится процесс передачи данных. Особое внимание уделяется происхождению данных; цели и продолжительности предполагаемого процесса обработки данных; стране их получения и стране окончательного назначения; действующим в соответствующей третьей стране положениям закона, как общим, так и частным, а также профессиональным нормам и мерам безопасности, соблюдаемым в этой стране. В случае нарушения данного положения страны ЕС должны информировать друг друга.
Кто защищает нашу частную жизнь
С целью эффективного воплощения предписанных норм на Кипре создан специальный орган - офис по защите персональных данных граждан (Commissioner for Personal Data Protection). Возглавляет этот офис Уполномоченный по защите персональных данных, который переназначается каждые четыре года. В конце каждого года он обязан представлять ежегодный отчет, отражающий ключевые моменты о проделанной работе за прошедший период. Так, например, в одном из последних отчетов указываются конкретные случаи, требовавшие проведения расследования. В частности, на имя Уполномоченного по защите персональных данных была направлена жалоба от супругов, которые заявляли, что действия фотографа, к услугам которого они обратились для проведения фотосъемок во время их свадьбы, нарушают закон. Супруги, предоставив в качестве доказательств брошюры и небольшие каталоги, рекламировавшие услуги этого фотографа, ссылались на то, что их фотографии, опубликованные в рекламных материалах, были использованы в маркетинговых целях без их согласия. После проведения расследования, Уполномоченный по защите персональных данных определил наказание в виде штрафа.
По всем вопросам к Уполномоченному по защите персональных данных можно обращаться по телефону 22 818456 или по электронной почте commissioner@data-protection.gov.cy
Понятие и основные принципы защиты персональных данных
В законодательстве под персональными данными понимаются сведения о фактах и событиях жизни человека, которые позволяют идентифицировать его личность. Под такими сведениями понимаются, как правило, анкетные данные: имя, фамилия, адрес, данные паспорта, удостоверения личности, сведения о месте работы, семейном положении, увлечениях, перенесенных болезнях и любая другая информация. Персональные данные - это лишь информация, позволяющая идентифицировать личность, само по себе распространение персональных данных не столько наносит ущерб личности, сколько создает возможность для причинения такого ущерба. Защита персональных данных - это норма, страхующая от возможных нарушений и злоупотреблений, так как отдельные данные о человеке могут сложиться в описательную картину его личности. Такие сведения пользуются спросом у маркетинговых агентств и спецслужб, а также банков, страховых фирм и работодателей, желающих убедиться в благонадежности своих клиентов или работников.
Основные требования к защите персональных данных, закрепленные в международном законодательстве:
* персональные данные должны быть получены честным и законным путем;
* использованы только для точно определенных и не противоречащих закону целей, но не для целей, несовместимых с теми, для которых были собраны;
* соответствовать задаче, ради которой они собирались (должны относиться к делу, быть полными, но не избыточными);
* должны храниться в такой форме, которая позволяет идентифицировать субъектов данных не больше, чем этого требует цель, для которой они собраны;
* должны быть уничтожены после того, как цель достигнута.