ВизаВиза Переводчик, разговорник, уроки греческогоПеревод ЮристАдвокат-юрист КомпанияКомпания ДоверенностьДоверенность СертификатСертификат АпостильАпостиль КурьерКурьер НотариусНотариус БукетБукет ВизаШенген Свадьба и регистрация бракаСвадьба
Кипрский флагCY +357-96-38-39-40      Российский флагRU +7 965 2 38-39-40      Украинский флагUA +38-073-738-39-40     WhatsApp WhatsApp     Messenger Messenger     Отправить сообщение Сообщение     email 24glo.ru@gmail.com

Кризис на Кипре перекинулся на Украину.

кризис

Августовское (2013 год) сообщение о том, что один из крупных аграрных холдингов Украины действительно объявил дефолт по своим облигациям из-за того, что его деньги застряли в Bank of Cyprus, оживило тему последствий кипрского кризиса для нашей экономики. Скандал с «остриженными вкладами» уже позабылся, и создалось чувство, что Кипр со своими проблемами отошел в прошлое. Фигушки! Не может он уйти в прошлое, ибо 60% отечественного бизнеса работали через оффшоры, 80% – держали там «заначку», а инвестиции из Кипра в прошлом году составляли $2,6 млрд. Сейчас они уменьшились до $50 млн.

Напомним, что все началось 15 марта 2013 года, на второй день саммита ЕС, на котором не стали рассматривать вопрос о предоставлении Кипру финансовой помощи. Вместо этого канцлер Германии Ангела Меркель призвала правительство Кипра к фактической экспроприации части вкладов в банки острова.

16 марта 2013 года власти Кипра объявили, что принято решение ввести единовременный налог на все банковские вклады в стране в качестве обязательного условия на получение европейской помощи. К этому времени доля капиталов, содержащихся в банковском секторе Республики Кипр, достигла 835% (!) от размера кипрского ВВП. Почти треть всех вкладов в кипрских банках принадлежала иностранцам, в первую очередь гражданам Российской Федерации и Украины.

В тот же день Центробанк Кипра заблокировал работу всей банковской системы страны: банки закрылись, электронные переводы не производились, а из банкоматов была извлечена вся наличность. Нельзя было не только осуществлять перечисление средств по контрактам, но и обслуживать платежные карточки. Широко известным стало заявление польского посла на Кипре, у которого не оказалось наличности, кроме 5 евро, и он не мог покушать и постричься, потому что его банковская карта не принималась для расчетов.

Весь этот финансовый кошмар продолжался до 29 марта 2013 года. Но и после того, как банковская система заработала, неприятности бизнеса, доверившего свои деньги Кипру, продолжились.

Большая часть денег деловой элиты СНГ хранилась в двух крупнейших банках Кипра – Bank of Cyprus и Laiki Bank. Сейчас их действительно слили вместе. Официально начата процедура банкротства Laiki, его активы и пассивы переданы Bank of Cyprus (сокращенно ВоС). Все вклады на сумму свыше 100 000 евро заморожены. Возвращать их никто не собирается: в лучшем случае наш бизнес, как и российский, получит акции умирающих кипрских банков на 60% от суммы вклада. Как точно выразилось одно издание, наши бизнесмены стали счастливыми обладателями доли в безнадежном предприятии.

Кстати, такая же судьба постигла и луганский агрохолдинг «Агротон» (владелец – бизнесмен из Луганска Юрий Журавлев), который не сумел скрыть своих проблем. Компания, как мы отметили в начале статьи, не смогла вчера рассчитаться по обязательствам (евробонды), ибо из аккумулированных на счету в Bank of Cyprus $4,5 млн $1 млн был списан, на $1,6 млн холдинг получил акции банка, а оставшиеся $1,9 млн временно недоступны.

По всей видимости, в таком же положении, как «Агротон», и многие другие украинские компании. Но у них пока есть возможности и резервы «не выносить сор из избы» и не показывать своего бедственного положения. Однако велика вероятность, что тайное довольно скоро станет явным.

Forbes называет «собратом по несчастью» агрохолдинга «Агротон» компанию Coal Energy – это пятая по добыче угля частная компания Украины (владелец – бизнесмен из Макеевки Виктор Вишневецкий). Еще 31 марта 2013 года она потерял на счетах в Laiki Bank около 90% от суммы вклада, составляющего $2,6 млн. Есть также версия и о больших потерях оффшора Steelhold, связанного с ИСД, – у него в Laiki Bank застряло $7,5 млн.

Все это лишь единичные примеры из общего массива явно не вдохновляющей информации. Насколько плохи дела нашего бизнеса и какова реальная сумма его потерь от кипрского кризиса, станет ясно через несколько месяцев. Когда компании будут вынуждены признавать два обстоятельства: то, что они держали деньги на Кипре, и что получить их обратно они не могут.

Пока же главным «развлечением» финансовых аналитиков стал подсчет убытков (или, точнее, потерь) украинского бизнеса на Кипре. По версии Forbes, эта цифра составляет 1,7 млрд евро. Свои подсчеты аналитики издания объясняют так: «На 1 апреля в Laiki зависло около миллиарда евро из Украины, в ВоС – приблизительно 700 млн евро. Сам банк такую информацию не раскрывает. Связаться с нынешней администрацией банка Laiki не удалось...».

Самое парадоксальное в этой ситуации, что украинские олигархи сами загнали себя в кипрскую ловушку. Еще недавно существовала дифференциация средств, разложенных по оффшорам. Но с конца 2011 года Минсоцполитики, которым тогда руководил Сергей Тигипко, стало активно раскручивать идею взимать 12% сборов в Пенсионный фонд от перечисления денег в оффшоры юридическими и физическими лицами – субъектами предпринимательской деятельности.

Единственный оффшор, который не попадал в список, – это Кипр, вследствие чего даже те компании, которые пользовались более экзотическими географическими «нычками» для ухода от налогообложения, на всякий случай перетянули свои денежки на Кипр.

Дальше – больше: в ноябре 2012 года Виктор Янукович подписал с Кипром Конвенцию об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонений от уплаты налогов на доходы. Этим документом Украина отказывалась от практики предоставления налоговых льгот компаниям, зарегистрированным в этой стране.

Но опять-таки закон обратной силы не имеет. И кто успел добежать до Кипра, тот думал, что ухватил удачу за хвост. Учитывая, что подписание Конвенции – это долгий бюрократический и осторожный процесс, бизнес о грядущих изменениях знал. И снова-таки поторопился завести деньги на «остров счастья», пока не отменили налоговые льготы. Итог оказался как в анекдоте про ежика, который, слезая с кактуса, причитает: «Так ошибиться, так ошибиться!».

Впрочем, злорадствовать от того, что богатые тоже плачут, гражданам, коих не коснулись проблемы банковской системы Кипра, не стоит. Это только кажется, что мы тут ни при чем. На самом деле экономика – сложный сообщающийся сосуд, кровеносная система. И если в одном месте возникает тромб, плохо становится всему организму.

Первым сигналом того, что Кипр серьезно ударил по Украине, стали данные Госстата. Если в прошлом году компании, зарегистрированные на острове, инвестировали в Украину $2,6 млрд, что составило больше половины всех прямых иностранных инвестиций ($4,56 млрд), то в нынешнем году темпы «переливания денег» резко снизились и за полгода составили только $50 млн.

Это означает, что украинский бизнес не может выдернуть свои деньги из цепких лап кипрских банкиров, и многие инвестиционные проекты будут заморожены. Соответственно, не появится сколько-нибудь новых рабочих мест. Не исключено, начнутся сокращения персонала или невыплата зарплаты.

Кстати, в некоторых крупных компаниях такие неприятности уже начались. Помимо задержки зарплаты (кое-где по 2-3 месяца), отмечены сбои в расчетах контрагентов по плановым поставкам. Одна из крупных ритэйловских сетей Украины якобы не может рассчитаться с поставщиками, потому что ее деньги проходили через Кипр и застряли там. И таких слухов, будоражащих деловой мир, куча.

Самое печальное, что отечественный бизнес не может найти выход из создавшегося положения. Одни пытаются с дисконтом сбыть кипрские акции, которые им всучили вместо денег. Другие тратят деньги на обращения в суды. В мае 2013 года Киевский хозяйственный суд арестовал акции украинских «дочек» Bank of Cyprus и Laiki – Банка Кипра и Марфин Банка. Ну и толку от этого? Вернуть деньги это не поможет. Власть тоже не в состоянии помочь бизнесу. Не войну же нам Кипру объявлять? И не в Евросоюз жаловаться (тем более что Евросоюз все это и затеял).

кризис

Аналитики говорят, что часть жертв кипрского кризиса будет поглощена более удачливыми структурами. Таким образом, на рынке произойдет целая серия неожиданных слияний. Еще есть мнение, что случившееся заставит бизнес искать иные пути уменьшения налогового пресса. Вплоть до активного лоббирования разумных фискальных новаций внутри страны, вместо молчаливого ухода в «тихие омуты» оффшорных зон, где, как оказалось, водятся те еще черти...



Кипрский флагCY +357-96-38-39-40      Российский флагRU +7 965 2 38-39-40      Украинский флагUA +38-073-738-39-40     WhatsApp WhatsApp     Messenger Messenger     Отправить сообщение Сообщение     email 24glo.ru@gmail.com

ГлавнаяКонтакты
Copyright © 24GLO LTD ® 2004-2024. All rights reserved.