"По винно-черному морю плыву к чужеземцам за медью в город далекий Темесу, а еду с блестящим железом." Гомер. Одиссея, перевод В.В.Вересаева. Песнь 1,180
Эти строки из поэмы Гомера «Одиссея» (VIII в. до н.э.) — самое раннее упоминание Тамассоса, одного из самых важных городов-государств Кипра в античные времена, руины которого находятся в 21 километре к юго-западу от столицы Никосии. Хотя нет точных свидетельств, что упоминаемый Гомером город Темеса является именно Тамассосом, и некоторые исследователи полагают, что Гомер имел в виду итальянский город Темпсон или Брентесию (наст. Бриндизи), о Тамассосе также говорится в анналах (табличках) царя Ассирии Асархаддона (673-672 гг. до н.э.). В течение всего срока правления ассирийцев на Кипре Тамассос, как и другие кипрские города-государства, сохранял свою независимость до тех пор, пока мог платить дань ассирийскому наместнику. Географ Страбон (64 в. до н.э. — 19 г. н.э.) в своих исследованиях упоминает о богатых медных шахтах Тамассоса, о сульфате меди (медном купоросе) и окислах меди, которые применялись в медицине. Мы также находим упоминание о Тамассосе у Стефана Византийского (VI в.) как о кипрском городе в глубинке острова с редкой медью.
Департамент древностей Кипра предполагает, что Тамассос был основан в VIII в. до н.э. в районе, который был заселен с позднего бронзового века, и до первой половины VII в. Тамассос превратился в важный город-государство. Благодаря выплавлявшейся в Тамассосе меди он процветал многие столетия, и торговля медью стала основой не только города, но и всего острова. Однако, даже благодаря такому преимуществу, Тамассос не добился процветания, как древние кипрские города-государства Саламина и Палеапафос, из-за своего местонахождения в центральной части острова, не имея выхода к морю. В большей степени Тамассос был промышленным городом с развитым сельским хозяйством и животноводством, чему способствовали окружающие его плодородные земли, орошаемые рекой Педиэос.
Об обширной горнодобывающей и металлургической деятельности в области Тамассоса свидетельствуют остатки шлака от выплавки меди из руд, а также подземных и поверхностных шахтенных работ. Наиболее важные свидетельства выплавки меди были обнаружены между деревнями Аналионта - Кампия юго-восточнее Тамассоса и Агрокшшо — Мицеро в 9-12 километрах западнее Тамассоса. Систематическое изучение шлака, включая радиоуглеродный анализ остатков древесного угля, а также деревянных колонн, поддерживающих свод штольни в подземных галереях, показало, что их возраст датируется временем между кипрской геометрической эпохой (Х-ХI вв. до н.э.) и раннехристианским византийским периодом (V-VI вв. н.э.).
Согласно проведенным исследованиям, до X в. до н.э. медные рудники существовали и медь выплавлялась в Тамассосе, маловероятно — в халколитический период (3800-2400 гг. до н.э.) и с большой вероятностью — в поздний бронзовый век (1650-1050 гг. до н.э.). Следы металлургической деятельности этих периодов редко встречаются вблизи шахт из-за того, что выплавка медной руды, как показали археологические раскопки, во всех микенских городах Кипра, как правило, происходила в пределах города, а не в районе добычи меди, как в последующие годы. Кстати, латинское название меди Cuprum (древн. Aes cuprium, Aes cyprium) произошло от названия острова Кипр (или наоборот Кипр от cyprium), где уже в III тысячелетии до н.э. были богатые месторождения.
Современная история шахт Тамассоса начинается с 1930 г. с проведения исследований для выявления и эксплуатации золото- и серебросодержащих месторождений в зонах окисления медной руды. С 1937-1943 гг., например, было извлечено 88 021 тонна золото- и сереброносной руды, из которой было выплавлено 653,5 кг золота (Агрокииио-Мицеро 405,5 кг и Сиа-Кампия 248 кг), а также 3595,5 кг серебра (Афокипио-Мицеро 2057,5 кг и Сиа-Кампия 1538 кг). В 1943-1950 гг. горнодобывающая деятельность прерывается, и возобновляются систематические исследования месторождений медного колчедана. С 1950 до конца 1970-х гг. существовало 11 депозитов, о десяти из которых было известно еще в древности. Семь из этих шахт были рабочими до недавнего времени. Одна из шахт, например, заново открытая в 1989 г., называлась «Коккиногия» в Мицеро и стала последней рабочей шахтой. В целом на семи шахтах медного колчедана извлечено 7 650 825 тонн основной медной руды, со средним содержанием меди 0,54 %.
Возвращаясь к истории города, Тамассос пришел в упадок в X в. из-за истощения медных рудников. Со временем античный город был заброшен, а на его месте образовалось несколько небольших поселений, таких как Политико и Епискоиейо. В настоящее время термином «Тамассос» обозначают область, в которой, помимо упомянутых поселений Политико и Епископейо, находятся еще деревни Псималофу, Пера-Оринис, Эргатес, Кампия, Аналионтас и Капедес. Путешественник, желающий перенестись в эпоху жизни Тамассоса, может посетить небольшой археологический комплекс. Здесь он узнает, что первые раскопки Тамассоса были проведены в 1889, 1890 и 1894 гг. О. Рихтером, который обнаружил гробницы позднего бронзового века и три богато отделанные королевские гробницы архаического периода — свидетельство процветания города в тот период. Гробницы вырезаны таким образом, что их конструкция напоминает деревянное здание с фронтоном. Самые древние находки археологов в этом районе датируются энеолитом. В 1970-1980 гг. немецкие археологи обнаружили останки мощной оборонительной стены, окружавшей город в архаический период, а также часть древнего города с храмами, установками для обработки меди, глиняными и каменными статуэтками, сосудами, курильницами и масляными лампами. В 1997 г. рядом с гробницами кипркий Департамент древностей обнаружил шесть крупных статуй VI в. до н.э. из известкового камня (два сфинкса и четыре крадущихся льва), которые, вероятно, защищали вход в гробницы, что указывает на египетское присутствие на острове. В настоящее время статуи хранятся в Музее Кипра в Никосии.
Среди наиболее важных археологических находок выделяется храм Афродиты-Астарты (период кипрской архаики с крупным алтарем, датируемым 600-475 гг. до н.э.), свидетельство процветания здесь культа Афродиты. Обнаружен был и храм Кибелы (Матери богов), что свидетельствует о почитании этой богини, а также имеются доказательства поклонения Асклепию, Дионису и Аполлону. Фрагмент бронзовой статуи Аполлона (460 г. до н.э.), найденный в Тамассосе в 1836 г., также хранится в Никосийском музее.
Судя по раскопкам, оба храма, обнаруженных в городе, и алтарь были разрушены в начале V в. до н.э., затем снова в IV в. до н.э. и восстановлены в новом облике в эллинистический период. К северо-востоку от храма Афродиты археологи нашли некрополь Тамассоса. Помимо него, было раскопано три кладбища, первое из которых восходит к железному и бронзовому веку, второе — к архаическому периоду, а третье — к эпохе эллинизма и римского владычества. Терракотовые и каменные статуэтки голубей (священная птица Афродиты) стали украшением археологических находок. Похоже, вокруг Тамассоса было ещё много святилищ, но они так и не были раскопаны. Дело в том, что предполагаемый центр древнего города, в котором были расположены основные общественные здания и храмы, находится под нынешними деревнями Политико, Пера и Эпископио и близлежащим монастырем святого Ираклидия, в котором мы окажемся, продолжая путь по указателю "Agios Iraklidios Monastery".
После прихода христианства на Кипр Тамассос стал одним из первых греческих православных епископальных кафедр на острове. Епископом Тамассоса был святитель Ираклидий, считавшийся учеником и последователем апостолов Павла, Варнавы и Марка. Как завершились земные дни святого Ираклидия, точно не известно. Некоторые источники повествуют о мученической смерти святителя, другие сообщают о его мирной кончине от болезни. Но святой Ираклидий успел оставить на епископской кафедре Тамассоса своего преемника святителя Мнасона Святитель Ираклидий был погребён в пещере с восточной стороны сегодняшней действующей женской обители, монастыря святого Ираклидия, в 500 метрах от развалин древнего города Тамассоса.
Это один из важнейших монастырей Кипра. В облике его архитектурного ансамбля отразилась вся история православной церкви Кипра с IV в. и до современности. Дата основания монастыря доподлинно не известна, но самая древняя постройка датируется IV веком. В V в. над гробницей святого сооружается древнехристианская базилика которая была разрушена в VIII в., затем на этом месте возводится другой базиликальный храм. Сегодня фрагменты базилики можно увидеть с восточной стороны главного храма. В XIV в. над гробницей была построена купольная церковь, сохранившаяся до наших дней. Монастырь разрушался и вновь отстраивался, его нынешний католикон двухнефный. Северный неф датируется, вероятнее всего, XV веком, а южный — концом XVII в.
Великолепным украшением монастыря являются иконы XVI и XVII столетий и фрески 1759 г., выполненные на южной стороне католикона. Художественная школа, основанная в монастыре в XVII в., стала центром иконописного производства Кипра на протяжении ста лет и воспитала известных иконописцев. В XVIII в. известный путешественник Василий Григорович-Барский посетил монастырь, оставив его описание, а также зарисовку, выполненную автором на полях своей рукописи. Посетив монастырь, мы приложимся к мощам святителя Ираклидия и отправимся в другой величественный храм, где хранятся мощи некоторых русских святых, расположенный в километре от монастыря святого Ираклидия.
Это новый русский храм святого апостола Андрея и всех святых, в земле Русской просиявших, при Тамасской митрополии. Виднеющиеся уже с дороги от монастыря Ираклидия, ведущей к русскому храму, четыре золотых купола, общим весом около 5 тонн, и самый большой купол, весом около 7 тонн, были торжественно водружены 7 июля 2016 г. Храм построен в традициях Русской православной церкви: белые стены, крестообразная форма и эти золотые купола. Убранство церкви украсили уникальные витражи: русские березы и пейзажи, а также серия из 14 мозаик с изображением святых, имеющих особое значение для русской православной веры. Основным мотивом для росписи стали знаменитые подвиги и события из Жития русских святых, чьи образы украшают стены и иконостас. Территория вокруг храма — это зона для проведения мероприятий, амфитеатр на 800 мест, сад с фонтанами и беседками, просторная детская площадка, а за ней — аллея с постаментами, в арках которых находятся мозаичные изображения русских святых. Все работы были завершены к январю 2017 г., к русскому Рождеству, а официальное открытие храма апостола Андрея состоялось 15 марта 2017 г.
Со дня открытия начались регулярные богослужения по субботам в 18:00 и по воскресеньям в 9:00 утра. На одной территории с русским храмом расположен румынский храм с деревянными резными домиками и церковью. Конечно же, сразу хочется остановиться и полюбоваться на такие редкие, не типичные для средиземноморской архитектуры постройки из дерева, окруженные со всех сторон зеленой травой и настоящей древесной корой, из которой придуман чудный дизайн.
Подробнее:Гостям из России особенно мила такая красота. Да и цвета русского храма — синего на белом фоне, с золотыми куполами, — притягивают взор путешественника. А вот цвет воды озера Мицеро, длиной в 700 метров, и цвет горных пород, обрамляющих его, неподалеку от поселка Mitsero, на древних картах отмеченного как Micco, может удивить даже самого искушенного путешественника, наделив его фантазией сюрреалиста.
Желая продолжить путешествие и совершить остановку у озера Мицеро, от ворот русского храма двигайтесь в левую сторону (если стоять к храму лицом). Эта дорога соединяется с главной дорогой Никосия — Палехори (Nicosia—Palechori), на которой встретится указатель "Mitsero".
Главная
| ▲
| Контакты
Copyright © 24GLO LTD ® 2004-2024. All rights reserved.