Символом столицы Кипра Никосии, несомненно, являются так называемые Венецианские крепостные стены (Venetian Walls). Они опоясывают Старый город правильным кольцом.
Крепостные стены Никосии высотой до 12 м и общей длиной около 5 км, окруженные рвом почти тридцатиметровой ширины, в который планировалось направить воды речки Педиалос, облицованы каменными плитами. Это было сделано для того, чтобы они смогли выдержать бомбардировку из пушек.
Первые стены вокруг Никосии были сооружены франками в XIV веке и охватывали гораздо большую площадь.
Венецианский период правления начался сразу после того, как последняя королева Кипра, Катерина Корнаро, вдова короля Жака II и сестра венецианского вельможи Андреаса Корнаро, отказалась от престола в пользу Венецианской республики святого Марка.
Катерина родилась в Венеции в 1454 году в знатной венецианской семье. Фамилия Корнаро была не проста – четырех дожей дали Корнаро Венеции (кстати – палаццо Корнер в Венеции- это ещё одно прочтение фамилии Корнаро), среди носителей фамилии было множество известных деятелей, мореплавателей, торговцев. Род насчитывал более тысячи лет, происходя от римского Корнелиуса.
Именно Кипр входил в зону торговых интересов семьи. На Кипре семья Корнаро управляла несколькими сахарными заводами, а также экспортировала кипрскую продукцию в Венецию и далее во все Европу. В 1468 году, Жак II, де Лузиньян, также известный в истории как Жак “Бастард стал королём Кипра. Он выбрал себе в жёны венецианку, дочь Марко Корнаро, Катерину. Такой выбор был на руку Венецианской республике, так как гарантировал особые привилегии Венеции на Кипре. В то время Катерине только исполнилось 14 лет.
Обручение состоялось в Венеции, где вместо жениха присутствовало его доверенное лицо. Церемония обручения была пышной и проходила во Дворце дожей. Катерина стала королевой Иерусалима, Кипра и Армении. Отец невесты Марко Корнаро дал за неё огромное приданое. А Венеция получила право на владение Кипрским королевством, в случае, если Жак и Катерина умрут, не оставив потомства.
В 1472 году, повзрослевшую Катерину Корнаро, считавшуюся согласно титулованию дочерью Святого Марка, т.е. Республики, с королевскими почестями проводили на Кипр. С этого момента она получила новой имя – Катерина Венето- дочь Венеции. Короновали эту уроженку Венеции в 1472 году в Фамагусте Меньше чем через год король умер, от приступов желудочной колики, которая приключилась с ним на охоте. Мало кто сомневался, что короля отравили. Всего через два месяца после его кончины на свет появился наследник престола Жак III, и мать стала при нем регентшей. Мальчик был коронован в возрасте нескольких месяцев. Однако вскоре при весьма загадочных обстоятельствах, умер и младенец. Катерина стала полновластной королевой Кипра и правила вплоть до 1489 года. Затем она отказалась от престола и с великими почестями вернулась на Родину, после чего Кипр ста стал частью «Тишайшей Венеции».
Это привело к изгнанию с острова генуэзцев.
Венецианцы предпринимали все для того, чтобы закрепиться на острове если не навсегда, то надолго. Главной их задачей было установление жесткого контроля над островом с тем, чтобы ничто не мешало передвижению венецианских кораблей в восточной части Средиземного моря, а также их беспрепятственному снабжению. В этот период к числу основных статей экспорта Кипра относились пшеница, ячмень, сахар, хлопок, вино и оливковое масло. Ремесленники Кипра в основном занимались ткачеством, а в деревне Лефкара процветало искусство вышивки. Для вывоза продукции с острова, в основном, использовался порт Аммохостоса (Фамагуста). Ближе к концу правления венецианцев главным портом Кипра стала Ларнака. Именно оттуда осуществлялся экспорт добытой на острове соли. Одновременно с этим постепенно развивался порт Лемесоса.
Когда венецианцы оккупировали эту часть Кипра, они решили снести франкские сооружения, поскольку они устарели и не обеспечивали надежной защиты от новых видов вооружения, например, артиллерии. Да и размеры старых стен были слишком большими, что бы их могла контролировать незначительная армия венецианцев. Беспокоило их и слишком близкое расположение стены к горам на востоке и юго-востоке города.
Венецианцы почувствовали угрозу своему господству над Кипром в 1522 г., когда Османская империя захватила остров Родос. В 1567 года практически в конце эпохи их правления началось строительство, а вернее модернизация уже имеющихся укреплений, которая продолжалась три года.
Венецианские стены это грандиозное по своей задумке оборонительное сооружение города Никосия, было создано под руководством итальянских военных инженеров Франсиско Барбаро и Джулио Саворджано. Строительство, За это время новые хозяева Никосии снесли несколько старых дворцов и церквей для получения строительных материалов и заодно таким способом улучшили обзор прилегающих территорий.
Окружность стен составила около 3 км. На всей протяженности стен было 11 бастионов и укрепленные ворота: Фамагустские, Пафосские и Киренийские. В знак благодарности состоятельным венецианским семьям, оказавшим финансовую помощь при строительстве новых укреплений, их фамилии увековечены в названиях бастионов: Loredano, Barbara, Qurini, Mula, Rocass, Tripoli, D’Avila, Constanza, Podocataro, Caraffa, Flatro. К трем хорошо укрепленным крепостным воротам вели переброшенные через крепостной ров мосты. С востока в город попадали через ворота Фамагусты (Porta Giuliana, Порта-Джулиано), с запада – через Пафосские ворота (Porta di San Domenico, Порта-ди-Сан-Домени-ко), с севера – Киренийские ворота (Porta del Proveditore, Портадель-Проведиторе).
Кроме того, по проекту инженеров река Педиэос осталась за пределами городской стены. С одной стороны это было сделано, чтобы уберечь Никосию от возможного подтопления, а также для того, чтобы заполнить речной водой защитный ров по периметру стены. NicosiaWals copy
Однако ни высота стен, ни их каменная «противоядерная облицовка» не смогли устоять под натиском яростных атак янычар. Прибывшая в 1570 году турецкая армия успешно штурмовала эти неприступные, казалось бы, стены. Штурмующие город турки прорвались у бастиона Констанца (Constanza) – там, где ныне расположена мечеть Баирактар (Bayraktar Mosque), и Никосия пала. Город без особых усилий был захвачен османами, которыми руководил адмирал Лала Мустафа Паша. Причем венецианцы так и не успели завершить возведение своего грандиозного оборонительного сооружения вокруг города. Сами укрепления, почти, не пострадали. Сохранились до сих пор также Фамагустские ворота.
Сегодня частично разрушенные фортификации в старом городе Никосии по-прежнему производят сильнейшее впечатление. Судьба исторических ворот сложилась по-разному. Киренийские – находятся под контролем турецкой администрации северного сектора Никосии. Пафосские ворота оказались на границе «зеленой линии», и сейчас в них размещается полицейский участок и пожарная команда. Больше повезло воротам Порта-Джулиано, названным в честь Джулиано Саворньяно. Восточный вход ранее называвшийся «Порта Джулиано», ныне известен как «Ворота Фамагусты». Он хорошо отреставрирован. Сооружение состоит из большого арочного прохода длиной 45 метров и шириной 5 метров и двух боковых помещений. Внутренний выход через ворота в город очень впечатляет, с внешней стороны вход открывается прямо надо рвом, который окружает стену. Сверху – купол диаметром 11 м, через который в этот туннель проникает дневной свет. Вход со стороны Старого Города выглядит более привлекательно: большие овальные окна расположены по обе стороны от арки, а фасад украшен венецианским гербом. После реставрационных работ, удостоенных премии Europa Nostra, здесь разместился Городской культурный центр Пили-Аммохосту.
На Кипре сохранилось довольно много следов венецианского присутствия. В горных районах при них не останавливалось варварское разграбление природных богатств острова. Добываемая там медная руда вывозилась на верблюдах к морю по так называемому верблюжьему пути «камилострата» (Kamilostrata). Караваны были большие и насчитывали до полусотни голов. На пути верблюдов возникали водные преграды в виде горных рек, которые в те времена были более полноводные, чем сейчас. Переправа вброд являлась непростой задачей. Венецианцы вынуждены были построить сразу несколько мостов. Выгнув свои кошачьи спины-арки над водой, слишком изящные для лесной и горной глуши, они прекрасно выполняли и свое практическое предназначение.
Пережив пять столетий, мосты дошли до нас почти в первозданном виде. Строительное мастерство венецианцев оказалось сильнее разрушительной силы землетрясений и времени. Следует отметить, что в самой Венеции в те времена чаще строили деревянные мосты над каналами, которые иногда сгорали дотла или разрушались стихией. Более долговечные каменные мосты стали строить немного позже. Вполне возможно, что кипрские горные постройки являются более древними мостами, чем те, что находятся в самой Венеции.
Три из них расположены недалеко друг от друга в одном из районов Троодоса. Самый маленький мостик Элиа находится приблизительно посередине пути от Пафоса до Никосии. Мост Элиа был построен над притоком реки Диаризос, вода в котором в жаркие периоды года практически пересыхает.
В трех километрах от Элиа находится мост Челефос. Он значительно больше первого. Под его 11-метровой аркой в любое время года несет свои стремительные и прозрачные воды река Диаризос. Зимой она полноводная, а летом сильно мелеет.
Главная
| ▲
| Контакты
Copyright © 24GLO LTD ® 2004-2024. All rights reserved.