Подскажите, пожалуйста, является ли страхование ответственности автовладельца на Кипре обязательным? Какие могут быть негативные последствия при управлении автомобилем без страхования ответственности, помимо очевидных - отсутствия покрытия в случае происшествия. То есть есть ли штрафы за такое действие? Да, страхование ответственности автовладельца на Кипре является обязательным.
Без страховки (минимум покрывающая ответственность перед третьими лицами) невозможно купить автомобиль, пройти техосмотр, оплатить дорожный налог.
Конечно, если Вас не остановят, то никто не догадается об отсутствии страховки.
Но часто (особенно в марте) полиция проводит рейд кто не оплатил дорожный налог и выборочно останавливает машины.
В таком случае они фиксируют нарушение (отсутствие страховки, техосмотра и налога) и передают дело в суд.
Судья обычно решает выплатить штраф в сумме от 200 евро до 1000 евро (в зависимости от доходов и кумбаросов ответчика).
Поэтому рискнуть можно, но не имеет смысла.
Дело в том, что им отказывают в страховке, пусть даже у заявителя и имеются кипрские водительские права. Без страховки ездить не только не положено, без нее на Кипре даже машину не купить – законом так положено. Редакция обратилась к госпоже Попи Константиниду, брокеру автострахования, специалисту по регистрации автотранспорта, обмену водительских удостоверений и эксперту в области оформления сделок с автомобилями, с просьбой разъяснить ситуацию и за подсказками что делать.
Как сказала Попи Константиниду, такая проблема на острове действительно есть. И это не закон, а просто нормативные акты и внутренние инструкции страховых компаний. Они отказывают ведь не всем иностранцам, а только тем, у кого нет местных водительских прав и трехлетнего водительского стажа на острове или подтвержденного безаварийного стажа в любой другой стране с левосторонним движением. Для страховой компании такие водители это группа повышенного риска, приравненная к начинающим, и страховщики просто не хотят с ней связываться. Собственно говоря, для новичков только получивших права сумма страхового взноса выше во всех странах. Кипр не исключение, просто здесь ими занимается отдельная компания – Cyprus Hire Risk Ltd. Кстати ее основная деятельность – страхование арендных автомобилей, то есть транспортных средств подверженных максимальному риску вследствие того, что арендуют их в основном туристы из стран с правосторонним движением.
По идее киприоту, не имеющему трехлетнего стажа, тоже откажут в страховке в обычной компании и пошлют страховаться за очень дополнительные деньги. Только местные жители набирают необходимый стаж, вписываясь в страховой полис одного из родственников. Если у вас есть такая возможность – тогда, пожалуйста. Если нет, то первое, что вам надо сделать, это обменять свои водительские права российского образца. Для этого необходимо представить в полицию или тому же специалисту, вроде Константиниду, копию своей экзаменационной карточки с заверенным в посольстве переводом. Напоминаем, что это такая бумажка, которая выдавалась вам в ГАИ после экзаменов и которую, как справедливо предупреждали те же гаишники, надо хранить вечно. После чего, уплатив сумму в 200 евро, вы преспокойно меняете свои права. Занимает эта процедура, примерно, неделю, но есть один неприятный момент – права вам действительно меняют, а не выдают еще одни. В том смысле, что российское водительское удостоверение местные власти изымают. Правда смышленые россияне, попав домой, просто пишут заявление об утере и без проблем получают новенькое удостоверение.
С кипрскими правами, как уверяет Попи Константиниду, вы себя будете чувствовать не в пример спокойнее, и шансы, что вас «обзатылят» в страховой компании, резко сократятся. Но не исчезнут насовсем. Если вас не хотят страховать даже и с кипрскими правами, вы должны ОБЯЗАТЕЛЬНО взять с компании-страховщика письменный отказ. Набрав три письменных отказа, вы по закону можете обратиться в уже упоминаемую фирму Cyprus Hire Risk Ltd, ее телефон 25 340314. Это негосударственная компания и она вас застрахует, правда за сумму, которая вам может не понравится. Однако без этого ездить себе дороже, да и саму машину не купить.
Особенности кипрского страхования, или: Ты россиянин? Приготовься платить больше!
Добрый день. Хочу рассказать вам произошедшую со мной историю, которая, я уверен, покажется знакомой многим проживающим на Кипре гражданам России. История моя касается страхования автомобилей на Кипре. У меня две машины. Одну из них (Chrysler Grand Voyager 1993 года) я пригнал из России, вторую (новую модель Peugeot 308) купил здесь, на Кипре. Честно говоря, я даже предположить не мог, что такая простая процедура, как оформление страховки на автомобиль, может быть такой проблематичной. Все началось с того, что представитель страховой компании, прибывший в центр Peugeot в Ларнаке (в момент передачи мне автомобиля), объявил мне, что компания согласна застраховать мой новый автомобиль только при условии, что я согласен на двойную цену. Представитель объяснил это тем, что у меня российские водительские права. Все мои доводы о том, что я уже несколько лет периодически езжу на Кипре на арендованных автомобилях и никогда не имел никаких проблем, не помогли. В результате мне пришлось заплатить порядка 900 евро за стандартную (не полную) страховку совершенно нового, экономичного автомобиля.
Но на этом мои проблемы не закончились. Когда срок Зеленой карты (оформленный в России страховой полис, действующий на все страны Европы) на мой Chrysler истек, я обратился в ту же компанию с просьбой оформить страховку на эту машину. Мне было сказано, ввиду того, что у меня российские водительские права, а машина с российскими номерами, компания возьмется страховать этот автомобиль только в том случае, если я: куплю у них еще какую-нибудь страховку (!!!). Моему возмущению не было предела. Я не знал, что я должен был страховать, и тогда та же самая сотрудница компании предложила мне застраховать личное имущество. На мои доводы о том, что у меня нет на Кипре недвижимости, и даже вся мебель в арендуемом мною доме принадлежит хозяину, она ответила: <Ну, вы просто скажите, сколько стоят ваши личные вещи, и все>. В конце концов, мы договорились, что я страхую на 10 тысяч евро свои личные вещи, а они за это оформляют страховку на мой Chrysler. Но и на этом приключения не закончились. Несмотря на то, что я заплатил за весь год (порядка 400 евро), мне выдали временный полис только на три месяца, сказав, что оформление годового полиса займет некоторое время. По прошествии трех месяцев выдали еще один временный полис сроком на месяц. Когда закончился и этот месяц, мне было заявлено, что оформление годового полиса возможно только в том случае, если я сниму машину с учета в России и зарегистрирую на Кипре. Как это сделать, мне не объяснили.
Очень надеюсь на вашу помощь, Георгий.
P.S. Мне 73 года. За всю свою жизнь я никогда ни на кого не жаловался, но процветающее на Кипре жульничество вывело из себя.
От редакции: Мы связались с указанной в письме Георгия страховой компанией (название опущено - прим.). По словам ее административного менеджера Катарины, страховая компания не считает, что, заключая договоры о страховании с Георгием, она нарушила какие-либо законы или правила. <Мы являемся частной коммерческой организацией, поэтому мы имеем право устанавливать любые цены на свои услуги, а также изменять предлагаемые клиентам условия страхового договора, основываясь на многих факторах. В случае с господином Георгием была определена именно такая сумма страхового договора, поскольку речь идет о пожилом человеке, никогда не имевшем на Кипре транспортного средства и кипрского водительского удостоверения. По этой же причине мы предложили ему заключить с нами дополнительный договор страхования имущества. Вы же понимаете, что мы не заинтересованы в страховании автомобилей, владельцы которых имеют высокую степень риска>, - сказала Катарина. На вопрос, по какой причине клиента пытались заставить поставить машину на учет на Кипре, Катарина ответила, что <если клиент не доволен услугами компании, он имеет полное право расторгнуть договор (получив обратно деньги за "неиспользованные" месяцы) и обратиться в другую страховую компанию>.
На просьбу о встрече с руководством компании (журналист ВК планировал обсудить проблему в присутствии нашего читателя) Катарина ответила: "Теперь вам известна официальная позиция нашей компании, поэтому необходимости во встрече, на наш взгляд, нет".
Для того чтобы получить альтернативную точку зрения, мы обратились в Кипрскую Ассоциацию страховых компаний. Вот что сказала в интервью ВК генеральный директор Ассоциации Стефи Дракос: <Каждая страховая компания на Кипре имеет полное право формировать собственную ценовую политику. Как правило, эта политика формируется на приобретенном опыте компании и факторах риска. Однако важно отметить, что этническая принадлежность и гражданство не могут играть роль при определении степени риска, а значит, и при расчете стоимости услуги. Возраст страхуемого лица, а также его водительский опыт (если речь идет о страховании автомобиля), в отличие от его национальной принадлежности, является определителем фактора риска и, следовательно, может влиять на стоимость предлагаемой клиенту услуги. Что касается регистрационного номера автомобиля, то заграничный номер, так же, как и гражданство, не является фактором риска и, следовательно, не может влиять на стоимость услуги>.
Комментарий специалиста
Никос Меттурис, старший консультант Alpha Asfalisiki:
"Если владелец автомобиля, желающий застраховать свою машину в нашей компании, имеет российские водительские права, мы можем оформить страховой полис только на полгода. По прошествии этого периода мы продлеваем страховой договор только при условии, что владелец машины поменял свои водительские права на кипрские. Что касается возраста владельца автомобиля, то на Кипре принята такая классификация: в высокую группу риска входят водители в возрасте младше 23 лет и старше 70. Разумеется, если входящий в эту группу водитель имеет дополнительные факторы риска (например, если он никогда не имел автомобиля в стране с левосторонним движением), то страховая компания имеет право выдвинуть ему ряд дополнительных условий. Стоит отметить, что любая страховая компания прежде всего заинтересована в прибыли, поэтому то, что она оценивает каждого клиента с точки зрения риска, вполне естественно".
Я гражданка третьей страны, работаю на Кипре по контракту. Компания собирается дать мне в пользование автомобиль, но говорят, что страховка выписана не на мое имя, а на компанию. Может ли такое быть? Не будет ли у меня проблем в случае ДТП? Может, мне все же стоит оформить страховку на свое имя? В случае, когда страховка выписывается на компанию, либо вас должны вписать в страховой полис, либо в страховке на компанию должно быть указано, что ее действие распространяется на любое третье лицо, которое будет управлять этим автомобилем. Последний вид страховки достаточно популярен – как в компаниях, так и среди физических лиц, которые не желают ограничивать условиями страхового договора число лиц, имеющих право пользоваться конкретным автомобилем.
Имеет ли право страховая компания задерживать выплату компенсации за разбитый по вине ее клиента автомобиль. Они мотивируют это тем, что на Кипре якобы существует правило единовременного возмещения расходов на медицинское лечение и на ремонт автомобиля. Мне предлагают один чек для закрытия моего дела, при этом игнорируют тот факт, что моя страховая компания оплачивает счета госпиталя и уже заявила требование на возмещение расходов в адрес Кипрской страховой компании. Имею ли я право требовать возмещения расходов на ремонт автомобиля, не дожидаясь окончания лечения? Соответствует ли поведение страховщика законам и правилам Евросоюза? На самом деле поведение страховой компании не противоречит ни законодательству Кипра, ни принятой практике. Итоговая сумма возмещения нанесенного ущерба обсуждается только после окончания лечения, так как при этом вы подпишите расписку, что у вас больше нет никаких претензий к данной страховой компании.
В вашем случае страховщик выступает как третье лицо, и, естественно, хочет одним разом договориться с вами о сумме и выплатить ее вам сразу в полном размере. Правда, все можно решить путем переговоров. На данном этапе вы можете предложить страховой компании оплатить понесенные расходы. Или примерно подсчитать предстоящие затраты на лечение, а также все расходы, связанные с ремонтом автомобиля, и предложить страховой компании выплатить эту сумму прямо сейчас. Но если авария была серьезной и есть вероятность того, что вашему здоровью был нанесен значительный вред и последствия останутся на всю жизнь, мой совет – подождать до конца лечения, чтобы можно было потребовать возмещения за причиненный пожизненный вред здоровью.