В самой середине лета исполнилось ровно 35 лет с официального начала кипрского конфликта: 15 июля 1974 года офицеры греческой военной хунты организовали на острове Афродиты военный переворот и свергли тогдашнего президента страны, архиепископа Макариоса. Турция сразу почувствовала, что дело идет к присоединению острова к Греции, и уже 20 июля высадила на его северной части свой 40-тысячный армейский контингент. Остров раскололся на турецкую и греческую части и продолжает оставаться расколотым до сих пор.
Кипр - это парадокс и "головная боль" Евросоюза, куда его приняли в 2004-м году, и НАТО, куда он не входит. Его столица Никосия остается единственным разделенным городом мира. Раньше таких было пять: кроме Никосии - Берлин, Иерусалим, Бейрут и Белфаст. Берлин шел к разрушению стены ровно 42 года. Есть надежды, что Кипру на это понадобится несколько меньше. В Брюсселе и ООН надеются, что договоренности о создании на острове равновесомых греческой и турецкой федераций и образовании федеративного государства будут достигнуты уже осенью этого года или весной следующего. Предпосылки к этому есть, но на Кипре такое уже бывало: предпосылки были, но все срывалось в самый последний момент.
Правда, сейчас обстановка несколько иная. Новый президент Кипра Димитрис Христофиас, избранный весной 2008-го, тут же сдержал свое главное предвыборное обещание - сразу после избрания вернуться к "брачному контракту" с турецкой половиной острова: не прошло и месяца после избрания, а он уже встретился с лидером самопровозглашенной Турецкой республики Северного Кипра Мехметом Али Талатом. Последний раунд переговоров по кипрскому урегулированию прошел в первых числах июля этого года.
Но проблем на Кипре слишком много, чтобы можно было вот так сразу уповать на то, что подписи двух политиков немедленно вернут острову мир и покой. Он на сегодня уже разделен территориально, национально и по признаку веры.
По настоящее время есть собственно Республика Кипр (примерно 60% территории и 770 тысяч населения) и Турецкая республика северного Кипра (приблизительно 38% острова и около 300 тысяч населения). Еще 2% Кипра составляют британские эксклавы, где расположены английские военные базы. Республика Кипр признана почти всеми, за исключением Турции. Северный Кипр признан только Турцией. Если конечно, не считать анекдотическое "официальное признание" ТРСК азербайджанской автономной областью Нахичевань.
Надо сказать, что поскольку наши российские славянские симпатии всегда тяготели к Греции, мы обычно склонны были винить во всех кипрских бедах исключительно нездоровые гены Оттоманской Турции. Хотя это не совсем так. Турки ввели свои войска на остров на вполне законных основаниях, в соответствии с Договором 1960-го года (год получения независимости острова от Британии) о гарантиях существования независимого Кипра между Британией, Грецией и Турцией. Он давал право на защиту представителей проживающих на острове общин. Более того, если бы они этого не сделали, то президент Макариос мог бы и не вернуться к власти уже через несколько месяцев и не пробыть президентом до 1977-го.
На самом деле кипрский кризис начал зарождаться еще во второй половине 50-х и почти дошел до гражданской войны в самом начале 60-х, после независимости. Тогда греческое большинство и начало осуществлять в отношении турецкого меньшинства то, что ныне принято называть мягким геноцидом. Их попросту пытались выдавить с острова. Макариос, кстати сказать, был сторонником так называемого энозиса - от греческого союз, единство - воссоединения острова с матерью-Грецией. Между прочим, ни СССР, ни Россия никогда такого воссоединения не поддерживали.
Вся беда в том, что остров Афродиты слишком уж долго был разрезан на две неравные части. Даже если будет достигнута политическая договоренность, то это будет отнюдь еще не полное решение проблемы. Особенно если учесть, что именно мешает сейчас "склеить остров". Из него пытаются сделать двухзональную, двухобщинную федерацию турок и греков-киприотов. С федеративным устройством никто вроде не спорит. Более того, вроде бы уже есть и договоренность о разделении властных полномочий между общинами. Но если бы только в этом было дело.
Застарелые причины "кипрской болезни" гораздо глубже. Пока никак не решена (даже не продвинулась вперед) проблема возвращения греков-киприотов в свои дома и на земли, откуда их изгнали турки. Не решен вопрос о компенсации за отобранную собственность. Не ясно как поступать с турками-переселенцами из Анатолии. Ведь после вторжения 1974-го года на остров из Турции переселили более 100 тысяч человек, чтобы укрепить "турецкую составляющую". В общем, проблем на пути к воссоединению очень много.
Но и стимулы к решению есть. По подсчетам Института исследования проблем мира в Осло, единый Кипр может заполучить себе дополнительные доходы от открытия прямой торговли с Турцией (юг не торгует с Анатолией) и с ЕС (до сих пор северный Кипр не может продавать свои товары в Европейский союз) примерно в 2,8 миллиарда долларов в год.
Новый президент Димитрис Христофиас, кстати, говорит на русском почти так же, как и на родном греческом. В советские времена, в самом конце 60-х - начале 70-х, Христофиас закончил Институт общественных наук, а затем аспирантуру Академии общественных наук в Москве. Он прекрасно знает и любит русскую историю и культуру. Хотя Христофиас является с 1988-го бессменным генсеком вроде бы коммунистической АКЭЛ, Прогрессивной партии трудового народа Кипра, на самом деле в ней уже давно не осталось ничего коммунистического. АКЭЛ сейчас владеет сразу несколькими крупными торгово-промышленными компаниями острова, включая и одну очень солидную инвестиционную фирму. Сам Димитрис предпочитает называть себя левым социал-демократом или прогрессивным социалистом. Он тоже очень надеется, что уже в этом году сможет снова спокойно ездить на родину своих предков, в деревеньку Димко на севере острова, которая пока оккупирована турецкими войсками. Правда, для этого еще нужно устроить не совсем равный брак между греческим Kupros и турецким Kibris.
Июль 1974-го: как все это было
Началось все намного раньше и даже не в далеком 1960 году. На самом деле фугас под названием «кипрская проблема» был заложен много веков назад.
Образовавшиеся во времена Османской империи две общины на Кипре в начале своего существования между собой не конфликтовали. На острове было значительное количество межобщинных браков, население относительно легко переходило в ислам и в православие. И все же, увы! За 400 лет они так и не стали единым народом. Причиной тому, прежде всего, были религиозные различия, система «миллетов». Согласно ей каждая община пользовалась отдельными правами в области самоуправления, образования, судов и т.д.
Именно тогда в среде греческих интеллектуалов впервые возникла идея создания независимого греческого государства на населенных греками землях Османской империи. Она получила название «энозис».
НЕДАЛЕКОЕ ПРОШЛОЕ
Когда в 1960 году Великобритания, последняя метрополия острова, предоставила Кипру независимость, то оказалась в аналогичной ситуации, использовав совсем не передовой османский опыт. Принятая на основе цюрихско-лондонских соглашений, подписанных Великобританией, Грецией и Турцией, Конституция нового государства узаконивала существование двух самоуправляемых общин – с этническими квотами на замещение должностей в госаппарате, армии, полиции и т.д. Баланс сил, установленный по ливанской модели, поддерживался державами-гарантами.
Несмотря на благие намерения, экстремисты каждой стороны придерживались своей национальной идеи. Греки были сторонниками того самого «энозиса», а турки выдвинули в ответ доктрину «таксим» – раздел острова между Грецией и Турцией.
Новообразованное государство очень недолго прожило мирно. Вспышки межэтнической розни начались уже в самом начале 1960-х, и обстановка на острове оставалась достаточно напряженной. Нарастание напряженности привело к образованию этнических вооруженных формирований, фактически попавших под контроль, соответственно, Греции и Турции.
ХРОНИКА ПРОТИВОСТОЯНИЯ
Первая волна
Ноябрь 1963 года. Президент Кипра Архиепископ Макариос III предложил серию поправок, призванных вернуть Конституции работоспособность. Они были полностью отвергнуты лидером турко-кипрской общины вице-президентом доктором Кучуком. Турки-киприоты отказались от участия в любых органах власти.
21 декабря 1963 года в турецком квартале Никосии произошли столкновения турок-киприотов с полицией. Кучук выступает с предложением о разделе острова по 35 параллели.
15 февраля 1964 года Великобритания подняла вопрос Кипра на Совете Безопасности ООН, и в тот же день Архиепископ Макариос III сообщил Совету Безопасности о явной подготовке турецкими войсками вторжения.
4 марта 1964 года Совет Безопасности ООН принимает резолюцию №186, в соответствии с которой на остров прибыли миротворческие силы ООН. Остаются они здесь и по сей день.
Вторая волна
Весна 1974 года. Новая вспышка террора и насилия на Кипре. К тому времени на командных постах Национальной гвардии находилось около 650 греческих офицеров, координирующих свои действия с организацией ЭОКА-2, известной своим экстремизмом и антитурецкой активностью. Финансируемая греческими «черными полковниками» ЭОКА-2 неоднократно пыталась устранить Президента Архиепископа Макариоса III.
2 июля 1974 года. Правительство Кипра потребовало от Греции отозвать с острова своих офицеров. В ответ на это…
15 июля 1974 года вспыхнул мятеж, и началась гражданская война. Архиепископ Макариос III был отстранен от власти, а контроль над островом перешел к группе радикалов, возглавляемых Никосом Сампсоном, представителем E* KA-2. Основные силы заговорщиков составила Национальная гвардия в составе 11 тыс. чел., которой командовали греческие офицеры. Кроме того, на стороне мятежников выступили: дислоцирующийся на острове греческий полк, переброшенные накануне из Греции транспортной авиацией несколько подразделений, а также террористические группы ЭОКА-2. Начались кровопролитные бои с верными Правительству силами безопасности, полицией и отрядами добровольцев. Мятежники захватили аэропорт, радиостанцию, Президентский дворец и ряд других правительственных учреждений в Никосии.
20 июля 1974 года началась операция «Атилла». Под предлогом невозможности мирного урегулирования конфликта и защиты турецкой общины, турецкое правительство ввело на Кипр свои войска. Оккупация началась с высадки морского десанта на рассвете 20 июля в 5-7 км западнее Керинии. Одновременно южнее Керинии и в аэропорту Никосии были выброшены воздушные десанты. ВМС Турции блокировали порты Лимассола и Пафоса и препятствовали переброске греческих войск морским путем.
21 июля 1974 года состоялось морское сражение между турецкими и греческими ВМС в районе Пафоса, во время которого греческий флот понес тяжелые потери. В ходе напряженных кровопролитных боев турецкие войска овладели Керинией, аэропортом Никосии и установили контроль над дорогой между столицей и морским портом.
22 июля 1974 года, в соответствии с резолюцией ООН №353, вступило в силу положение о временном прекращении огня. Одновременно велись переговоры в Женеве между Великобританией, Грецией и Турцией при участии СССР и США. Однако эта попытка решить кипрский вопрос в рамках НАТО провалилась из-за требований турецкой стороны выделить 34% территории острова для создания государства турок-киприотов.
14 августа 1974 года возобновились бои. Через два дня войска Турции вышли на предлагаемую ранее турецким правительством границу раздела Кипра (линия «Аттила») и установили контроль над портами Фамагуста, Богаз, Морфу и другими.
17 августа 1974 года Правительство Кипра заявило, что турецкие войска заняли до 40% всей территории острова. На следующий день Глафкос Клеридис, временно возглавивший страну, принял предложение Турции, заключавшееся в разделе территории по линии Лефка – Фамагуста. Огонь между враждующими сторонами был прекращен. Предполагалось, что на Кипре будет создана федерация, но ничего похожего не произошло.
1975 год. «Администрация» оккупированных территорий в одностороннем порядке провозгласила Кипр Турецким федеративным государством.
1983 год. Была провозглашена так называемая «Турецкая республика северного Кипра», однако это государство признала только Турция. Согласно международному праву, Республика Кипр сохраняет суверенитет над всей территорией, входившей в ее состав до 1974 года. ЕС также признает ее суверенитет над всей территорией, считая, что север острова находится временно вне контроля законного Правительства.
2003 год. На линии «Аттила» в присутствии миротворцев был в упор расстрелян турками безоружный Соломос Солому, попытавшийся сорвать турецкий флаг.
26 апреля 2004 года. Провал «плана Аннана». На референдуме по решению кипрской проблемы, проходившем под эгидой ООН, 75,8% греков-киприотов проголосовали против, считая, что этот план предусматривает не объединение острова, а признание результатов интервенции и оккупации.
2008 год. Возобновление переговоров по кипрской проблеме между Президентом Республики Кипр Димитрисом Христофиасом и лидером турок-киприотов Мехметом Али Талатом.
ПОСЛЕДСТВИЯ
Юридически Турция обосновала свои действия Договором о гарантиях независимости Кипра от 1960 года, согласно которому гарантами выступали Греция, Турция и Великобритания. В действительности план раздела острова Турция вынашивала давно, и сам переворот был нужен для придания легитимности турецкой интервенции. Хотя Турция воспользовались именно отстранением Архиепископа Макариоса III как поводом для интервенции, после высадки она перестала признавать его Президентом Кипра. Европейский суд по правам человека признал Турцию ответственной за нарушения прав греков-киприотов.
Сейчас «зеленую линию», разделяющую Кипр, охраняет контингент вооруженных сил ООН по поддержанию мира на Кипре (UNFICYP). Военные действия имели трагические последствия для острова: сотни были убиты и ранены, тысячи жителей лишились крова, около 200 тыс. беженцев покинули свои дома и ушли на юг. Жизнь страны была парализована. Никосия – единственная разделенная столица на планете, однако и киприоты, и мировая общественность очень надеются, что эта печальная достопримечательность скоро перестанет существовать.