Восшествие - праздник Вознесения Господня на Кипре
Восшествие - так в западной традиции называют праздник Вознесения Господня (Ascensio).
Событие это было описано Святым Лукой в третьем Евангелии и в Книге Деяний апостольских (Лк. 24:50–51, Деян. 1:1–12). Согласно повествованию Луки, Вознесение Христа произошло через сорок дней после его Воскресения. Случилось это в окрестностях Иерусалима, на склоне горы Елеон, которую еще называют Масличной горой. До этого Иисус беседовал и прощался с апостолами.
Дав ученикам последние наставления, Иисус «вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки, благословил их. И когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с радостью великой…».
Во время предшествующих Вознесению дней, воскресший Христос во время явлений ученикам, беседуя с ними, поддерживал, утверждал их веру в то, что победа над смертью реальна и что основанное Им на земле Царство будет пребывать «до скончания века». Поддерживая учеников своих в вере, Иисус повторял им, что именно они станут его первыми провозвестниками «по всей Вселенной». События предшествующих Вознесению дней и определяют смысл этого праздника.
Еще в XII веке на горе Елеон крестоносцами была построена восьмиугольная часовня. И сегодня там хранится камень с отпечатком стопы Христа. Место это посещают туристы, отправляющиеся с Кипра в паломнический однодневный тур в Израиль.
ЧИСЛО 40
Согласно теории символов, число «40» означает целостность и совокупность. Это число также означает испытание, посвящение и смерть. Неслучайно именно на сороковой день принято устраивать поминки по умершему: считается, что через сорок дней после смерти душа отправляется к Богу.
Еще в Вавилоне знали о магической силе числа «40»: сорокадневный период исчезновения Плеяд (звездных скоплений) с небосклона был временем дождей, бурь, наводнений и считался опасным. Возвращение Плеяд отмечалось особым способом: сжигалась связка из сорока тростинок, символизировавших сорокадневное господство злых сил.
В исламе число «40» символизирует смерть и одновременно примирение. Магомет был призван в сорок лет. Коран читают каждые сорок дней.
Сорок дней продолжается христианский Великий пост. Празднуется он в честь сорока дней, проведенных Христом в пустыне. Согласно Ветхому Завету сорок дней провел Моисей на горе Синай; сорок дней и ночей продолжался ливень Потопа; сорок лет блуждали евреи в пустыне...
Во всей Священной истории это число было связано со временем окончания великих подвигов. И теперь, в сороковой день после Воскресения, как бы после нового рождения, Иисус Христос должен был войти в небесный храм Своего Отца как Спаситель человечества.
Икона Вознесение Господне. |
КАНОНЫ ИКОНОГРАФИИ
Западная и византийская иконография Вознесения Господня очень разнообразна. Возносящийся Христос часто изображается в световом ореоле. Когда-то этот ореол изображался как облако, в котором скрылся Иисус. В западных вариантах встречается изображение в буквальном смысле слова исчезающего Христа – из облака видны лишь Его ноги. Но восточно-христианская иконография опирается на слова ангелов: Христос возносится таким, каким некогда вернется «во славе» вершить Страшный суд.
Дева Мария стоит в центре с воздетыми руками. Богородица символизирует христианскую Церковь, которая провожает Христа на небеса и одновременно ожидает его второго пришествия. Марию окружают ученики христовы – двенадцать апостолов.
Вознесение Господне на древних фресках
Фреска Вознесение Господне. XVI век. Церковь Преображения Господня. Охраняется ЮНЕСКО (Палехори). |
Христианская история запечатлена не только в рассказах Евангелистов, но и в образах монументальной живописи. История христианства на Кипре насчитывает уже почти 2000 лет. На благословенной кипрской земле сохранилось великое множество древних церквей, многие из которых сегодня находятся под охраной ЮНЕСКО. На стенах этих храмов – тысячи уникальных фрагментов фресковой росписи. Каждая из них – это богатая и подробная иллюстрация к христианской истории.
В Византийском искусстве иконографическая традиция Вознесения Господня начала складываться еще в IV столетии. Этот сюжет обычно использовался при росписи куполов, и потому размещался в самой высокой точке храма на восточном фронтоне.
С поднятыми вверх руками на иконе изображалась Богородица, окруженная апостолами. Над ними парили два ангела, форма крыльев которых составляла силуэт евхаристической чаши, которая традиционно символизирует великую жертву.
В верхней части изображения как бы парит возносящийся Иисус. Правая его рука поднята в благословляющем жесте, в левой он держит свиток. На некоторых фресках его поддерживают не два, а четыре ангела, символизирующих четырех Евангелистов.
Такое прочтение сцены Вознесения Христова стало традиционным для фресковой живописи.
На Кипре древние фрески с изображением Вознесения Господня вы сможете увидеть в таких храмах:
1. Церковь Преображения Господня. XVI век. Охраняется ЮНЕСКО. Деревня Палеохори.
2. Церковь Честного Креста. XV век. Охраняется ЮНЕСКО. Деревня Агиасмати.
3. Церковь Пресвятой Богородицы. XVI век. Деревня Какопетрия.
4. Церковь Пресвятой Богородицы Аракиотиссы. XII век. Охраняется ЮНЕСКО. Деревня Лагудера.
5. Церковь Святого Николая тис Стегис. XIV век. Охраняется ЮНЕСКО. Недалеко от деревни Какопетрия.
6. Церковь Пресвятой Богородицы. XII век. Деревня Трикомо.