Исследования руин античного города открыли для ученых возможность восстановить некоторые факты из жизни, что кипела здесь три тысячелетия назад. Ученые утверждают, что Идалион был не только первым кипрским государством с демократическим устройством, но и создал свою школу искусств.
Идалион (греч. Ιδάλιον) располагался недалеко от современного селения Дали в пригороде Никосии. В древности Идалион был одним из десяти городов-государств острова, которые упоминаются в анналах (табличках) ассирийского царя Асархаддона (680-669 до н.э.). Вероятно, название города произошло от слова Идалия (от латинского Idalie) – встречающегося у римских поэтов название Афродиты, которая глубого почиталась жителями Идалиона. В 1868 году английский путешественник Ленг нашел развалины храма древнего Идалиона и статуи с надписями на финикийском и кипрском языках. Эта находка дала возможность Джорджу Смиту расшифровать кипрский диалект.
Боги Идалиона
Главным божеством, которое почиталось в древнем Идалионе, являлась Афина. Данный вывод подтверждается надписями с именем богини, сделанными на предметах с развалин древнего города. Афина Идалийская – именно так обращались жители к своей покровительнице с благодарностью за победы и за помощью в трагические моменты истории города. Ей по традиции приносили щедрые дары в обмен на мудрые советы в житейских делах, на успехи в войнах и помощи в возделывании земель.
В самом сердце города был возведен храм в честь богини мудрости и справедливости Афины. Недалеко от него находился и дворец, посвященный Афине. Согласно некоторым мифам богиня Афина лично посещала древний город. В дальнейшем город-государство Идалион был захвачен финикийцами. И хотя финикийцы и сами поклонялись богине мудрости (они называли ее Анат), храм Афины был разрушен.
Основавшими Идалион ахейцами был принесен на остров и культ Аполлона. Его почитали прежде всего как бога-целителя, а также справедливо награждающего и карающего бога. Пришедшие в город финикийцы заменили Аполлона богом финикийского пантеона, которого звали Ресеф Микал. Время не сохранило до наших дней даже остатков храма Аполлона, который, согласно догадкам археологов, должен был располагаться где-то между двумя крепостями города. Возможно это место, по аналогии с другими храмами, посвященными богу Аполлону, представляло собой подобие священного сада, в котором совершались религиозные обряды. Одна из скульптур, обнаруженных при раскопках города, хранится сейчас в Британском музее.
Искусство Идалиона
В конце XIX века на месте существования Идалиона археологами было обнаружено немало произведений искусства того времени. Интерес у исследователей вызывают скульптурные работы, большинство из которых относятся к V веку до н.э. – ученые считают, что к тому времени на Кипре уже существовала идалийская школа ваяния. Многие из скульптур Идалиона по высоте достигают человеческого роста, а некоторые даже превышают его. Большинство работ выполнены из известняка – мрамора на Кипре не было. Мягкость известняка позволяла древним скульпторам проработать мельчайшие детали.
Лица статуй мастеров из Идалиона имеют свои ярковыраженные черты: высокий открытый лоб, миндалевидные глаза, длинный тонкий нос и тонкие губы, на которых явно делается акцент. Но самым удивительным признаком всех идалийских лиц является загадочная улыбка. Как и улыбка Джоконды, она несет отпечаток какого-то тайного знания, древней мудрости, ключ к разгадке которой, возможно, навсегда утерян для нас. К сожалению скульптуры древнего Идалиона, как и многие другие исторические ценности Кипра, были вывезены за пределы страны.
Мифы Идалиона
Согласно некоторым источникам в районе «райского сада Аполлона» развивались события известного мифа об Афродите и Адонисе. Теокрит, Катулл и Вергилий – античные авторы – писали об этой истории. Катулл даже утверждает в своих творениях, что богиня любви Афродита жила в Идалионе.
Адонис появился на свет в результате кровосмесительной связи кипрского царя Кинира с его дочерью Миррой. Афродита, не устояв перед пленительной красотой юноши, воспылала к нему искренней страстью. Интерпретации истории любви Афродиты и Адониса, вдохновившей многих художников, поэтов и писателей, порой сильно отличаются друг от друга. Даже греческие мифы по-разному излагают эту трагическую историю. Согласно самой распространенной версии, не послушав предостерегавшую его Афродиту, Адонис получает во время охоты смертельную рану от дикого кабана, в которого якобы превратился мучимый ревностью бог Арес.
Особое сочувствие в этой истории всегда вызывает горе Афродиты, потерявшей своего возлюбленного, а ее плач становился кульминацией каждого произведения на эту тему. В кипрском фольклоре история любви Афродиты была связана с цветком анемоном. Некоторые народные поверья утверждают, что цветущие анемоны – это слезы богини по утеряной любви. Другие рассказывают, что анемоны выросли из капель крови Афродиты: узнав о том, что Адонис смертельно ранен, Афродита бежала к нему, надеясь спасти возлюбленного, острые камни ранили босые ноги, кровь сочилась из ран, а из капель крови вырастали прекрасные анемоны.
Не в силах смириться с потерей любимого, Афродита умоляла Зевса вернуть ей Адониса. Но в царстве мертвых, куда попал после смерти Адонис, у нее уже появилась соперница – Персефона. Тогда Зевс и принял решение: одну половину года Адонис должен был проводить с Афродитой на земле, а вторую половину – с Персефоной в мрачном Тартаре. Так родился миф об умирающем и воскресающем боге Адонисе, ставшим затем олицетворением всего растительного мира – гибнущего осенью и возрождающегося весной.
Город далекого прошлого по-прежнему будоражит умы историков и души романтиков. Овеянный легендами, он по сей день сохраняет немало тайн.