ВизаВиза Переводчик, разговорник, уроки греческогоПеревод ЮристАдвокат-юрист КомпанияКомпания ДоверенностьДоверенность СертификатСертификат АпостильАпостиль КурьерКурьер НотариусНотариус БукетБукет ВизаШенген Свадьба и регистрация бракаСвадьба
Кипрский флагCY +357-96-38-39-40      Российский флагRU +7 965 2 38-39-40      Украинский флагUA +38-073-738-39-40     WhatsApp WhatsApp     Messenger Messenger     Отправить сообщение Сообщение     email 24glo.ru@gmail.com

Хирокития. Ларнака. Кипр

ХИРОКИТИЯ (ЧОИРОКОИТИЯ).
32 км от Ларнаки.

Раскопки самого древнего неолитического поселения на Кипре (VII в. до н.э.).

По обилию находок и их сохранности поселение в Хирокитии является уникальным среди памятников эпохи неолита во всем Средиземноморье. Обнаружено свыше ста ульеобразных жилищ с конической кровлей. Они круглые в плане и стоят на каменных фундаментах. Местами сохранились стены из глины или необожженного кирпича. В полукруглых пристройках хранилось имущество и провизия. Закрывавшееся звериными шкурами или обломком дерева отверстие в стене служило входом в жилище. Умерших хоронили под глиняным полом или поблизости от дома. Найденные в могилах многочисленные орудия труда из вулканического стекла, кости и камня, каменная посуда, различные украшения, плоские каменные фигурки идолов позволяют предположить о существовании на острове высокоразвитой неолитической культуры.

Чоирокоития - самое старое поселение на Кипре, а также во всем восточном Средиземноморье, построенное в 5000 году до н. э. В 1988 году ее древняя часть была внесена ЮНЕСКО в официальный лист Всемирного Культурного Наследия.

Это поселение представляет нам последовательные фазы построения целой истории Неолитического периода на Кипре и, благодаря ему, мы узнаем драгоценную информацию относительно распространения Неолитической культуры всюду по области.

Расположена приблизительно в 20 милях (32 км) от Ларнаки.

Раскопки участка дороги Lefkosia-Lemesos (Лефкосия - Лемесос) показали, что это одно из самых древних мест Кипра, датируется неолитом (7 000 год до нашей эры).

Choirokoitia (Чоирокоития), известная, также как Khirokitia (Хирокития) - родина сельского хозяйства, здесь выращивали пшеницу и ячмень

Посетители могут исследовать защитный ров, круглые здания и могилы.

Этот участок расположен невдалеке от русла реки Maroni (Марони), рядом же находится холм, покрытый когда-то густой растительностью.

Раскопки были начаты в 1934 году. Даже сейчас раскопки продолжаются (французскими археологами).

Четыре здания, имеющие форму улья, сделанные из грязи и камня были восстановлены для того, чтобы показать, как жили древние крестьяне.

Большинство археологических находок, найденных в Choirokoitia (Чоирокоитии) выставлены в Cyprus Museum (Музее Кипра), расположенном в Никосии.
Телефон: (24) 322 710
Время работы: ежедневно с 9:00 до 17:00 (1 сентября - 31 марта); с 9:00 до 17:30 в будние дни, суббота и воскресенье до 17:00 (1 апреля - 31 августа).
Входная плата: 1.70 EUR

Неолитические дома, Хирокития
Неолитические дома, Хирокития



Поселение расположено на склоне холма в долине реки Марони в 6 км от южного берега острова. Кроме реки роль городских укреплений играла массивная каменная стена 2,5 м толщиной и 3 м в высоту. Круглые постройки были тесно расположены внутри городских стен. Их внешний диаметр — от 2,3 до 9,2 м, внутренний — от 1,4 до 4,8 м. Крыши были плоскими, хотя ранние исследователи предполагали, что кровля была в виде купола. Интерьер зависел от предназначения построек. Жилые дома имели очаг, скамьи и окна, в больших домах посреди помещения устанавливали столбы для подпорки крыши. По-видимому, хозяйства состояли из нескольких круглых построек, как жилых, так и хозяйственных, которые окружали внутренний дворик.

ГАЛИНА РОССИ. Хирокития - загадка эпохи неолита

В декабре 1998 ЮНЕСКО включил неолитическое поселение Хирокития в Список Мирового Наследия.

Местоположение и артефакты
Генеральный план археологического участка Хирокития
Генеральный план археологического участка Хирокития


В шести километрах от южного побережья острова, на высоком холме, опоясанном рекой Марони, в эпоху неолита, за семь тысяч лет до н.э. поселились люди, построившие на склонах сооружения странной и непривычной для нас архитектуры. О происхождении, миграциях и культурных традициях этих людей нет практически никаких сведений. Они не были продолжателями более ранней культуры Кипра, и не стали предшественниками культур более поздних. Построив город на холме, они прожили там, в течение тысячи лет, оставив нам следы своего пребывания, и затем исчезли оттуда навсегда в неизвестном направлении и по неизвестным причинам. Поселения людей эпохи неолита известны и в других местах острова – Калавасос-Тента (Kalavassos-Tenta), Вриси (Vrysi), Филия (Philia), Ерими (Erimi), Лемба (Lemba), Кастро (Kastros), Петра ту Лимнити (Petra tou Limniti), Френарос (Phrenaros).

В современной науке эту странную цивилизацию принято именовать неолитической докерамической культурой Кипра. Само поселение получило название Хирокития – по названию деревни, лежащей сегодня у холма.

Относительно происхождения названия Хирокития Большая энциклопедия Кипра сообщает, что, согласно доминирующему мнению, название это происходит от слова «хирос» - свинья или боров, тем самым, обозначая местность, где разводили свиней. Согласно другим версиям, более древнее название было «Сидерокития» («сидеро» - железо) - то есть «железная местность».

С 1934 по 1946 год Порфириос Дикаиос, от имени Департамента древностей Кипра проводил здесь археологические раскопки. Следующий этап раскопок начался в 1970 году, но был прерван в связи с греко-турецким конфликтом. И только в 1977 году французская археологическая экспедиция вновь занялась раскопками неолитической Хирокитиии, и исследованием обнаруженных там артефактов.

Фундамент дома в Хирокитии
Фундамент дома в Хирокитии


Археологические изыскания открыли уникальную картину градостроительства и архитектуры эпохи неолита. Это не обычное поселение - это протогород, являющийся единым архитектурным комплексом, включающим в себя жилые и хозяйственные постройки, мощную стену, отделявшую его от внешнего мира и трехпролетную, мощеную камнем лестницу-дорогу, ведущую от подножия холма до его вершины, возвышающейся над равнинными местами на 200 метров.

Неолитический город занимал весь южный склон холма, живописно спускаясь тремя уступами к речному берегу, и простирался вдоль него, в низине. Сохранившиеся остатки нескольких домов у реки свидетельствуют о том, что русло Марони, в те времена, было намного выше и шире, чем сейчас.

Так выглядит сегодня фундамент дома в Хирокитии
Так выглядит сегодня фундамент дома в Хирокитии


Вокруг города была возведена мощная каменная стена, шириной 2,5 метра. Какова была высота – можно строить лишь догадки – самый высокий уровень, сохранившийся до наших дней – 3 метра. Археологическими раскопками были открыты 48 зданий, однако, это лишь малая часть огромного, по тем временам, поселения, насчитывавшего, вероятно, тысячи домов. Чрезвычайно интересна конструкция зданий. Это сложенные из местного известняка круглые в плане сооружения – толосы – с внешним диаметром от 2.3 м до 9.20 м., в то время как внутренний диаметр – колеблется от 1.4 м до 4.8 м. Внутри больших зданий стены были обмазаны глиной, и обмазка эта периодически обновлялась, так что в некоторых домах насчитывается до 10 слоев. Во внутреннем пространстве домов имеются два сложенных из камней столба, которые, как предполагают, поддерживали второй ярус помещения – «спальный», где размещался настил из ветвей и тростника. На полу, между этими опорами находился очаг. Дверные проемы были подняты довольно высоко над землей, и, чтобы перешагнув порог попасть в дом, надо было спуститься по нескольким ступеням, ведущим в комнату. Возле каждого большого здания располагаются маленькие круглые в плане пристройки, как предполагается, хозяйственного значения. Строения настолько близко расположены друг к другу, что издалека создают впечатления улья.

Фундамент дома в Хирокитии
Фундамент дома в Хирокитии


Реконструкция куполообразных жилищ в Хирокитии
Реконструкция куполообразных жилищ в Хирокитии


Реконструкция жилищ с плоской кровлей
Реконструкция жилищ с плоской кровлей


Долгое время считалось, что крыши неолитических сооружений были куполообразные, сложенные из камней, кирпича и глины. Но недавние находки остатков плоской крыши поколебали это сложившееся мнение. Характерной особенностью жизни неолитических людей было то, что своих умерших они хоронили не в специально отведенном для этого месте, а прямо под полом своего жилища. Покойника помещали в вырытую в полу жилища яму, иногда придавливая его камнем, засыпали яму землей, выравнивали пол, и жизнь в доме продолжалась. Сам собой напрашивается очевидный вопрос: почему эти неолитические люди таким странным образом поступали со своими умершими? Почему они не хоронили их на особых кладбищах, или не кремировали их, как принято с древнейших времен? Почему, вместо максимальной и окончательной изоляции умерших, ставшей самоочевидной нормой у всего человечества последние несколько тысяч лет, люди эпохи неолита держали своих умерших как можно ближе к себе, к своим семьям, к своим домашним очагам – хоронили их под полом своих жилищ, как будто выделяли им особые «спальные помещения» для вечного сна в родном доме?

Захоронение в Хирокитии
Захоронение в Хирокитии


Захоронение в Хирокитии
Захоронение в Хирокитии


Открытие этих захоронений дали богатый материал для исследования жизни и быта древнейших обитателей острова. Но, прежде чем рассказывать о предметах, найденных в захоронениях, попробуем восстановить внешний вид людей неолита.

Рост хирокитийцев был невелик - средний рост мужчин 1.61 метра, а женщин 1.51 метра. Продолжительность их жизни установлена историками на основании найденных захоронений, и составляла примерно 35 лет для мужчин и 33 года для женщин. Ни одного захоронения стариков не найдено, и это странно, так как за тысячу лет проживания социума на одном месте могло бы найтись хотя бы несколько долгожителей. Много захоронений детей, что расценивают как высокую детскую смертность. Мертвых хоронили в «свернутых» позах, рядом с ними, во многих случаях были найдены предметы обихода и украшения. В основном, в захоронениях найдены каменные миски, зачастую разломанные, предположительно с ритуальной целью, каменные бусы, костяные шпильки, булавки, иглы, а также несколько каменных антропоморфных (человекоподобных) статуэток, чрезвычайно стилизованных, без каких-либо признаков пола. Поэтому исследователи не соотносят их с так называемым типом «матери-богини». Кроме того, в поселении не обнаружено специальных культовых мест, и на этих основаниях сделан вывод, что в неолитическом обществе Хирокитии не существовало религии или культа, в современном понимании этого слова.Надо сказать, что обработка и полировка камня поселенцев была на высоком уровне, и являлась характерной особенностью докерамической неолитической культуры.

Антропоморфная каменная статуэтка
Антропоморфная каменная статуэтка


Кубок из серого андезита
Кубок из серого андезита


Посуда почти вся сделана из зеленовато-серого андезита – камня вулканической породы. Наиболее распространены миски круглой, прямоугольной и продолговатой формы, достигающие в длину до 30 сантиметров. Многие из них украшены резьбой, в виде полос или рядов ребер, характеризующей артистическое чувство хирокитийцев.Часто встречается неизвестно для чего предназначавшаяся речная галька с резьбой. Женские украшения представлены в захоронениях каменными бусами и кулонами из карнеола (сердолика) и серо-зеленого пикрита (разновидность базальта), а также бусами из раковин-денталий, имеющих форму кабаньего клыка. Обнаруженные в поселении серпы, наконечники для стрел и копий и другие предметы, сделанные из обсидиана, который не является природным кипрским каменным сырьем, дают повод усматривать торговые контакты с Малой Азией и Северной Сирией. А таковые контакты могли осуществляться только морским путем. Костяными иглами хирокитийцы пользовались для пошива одежды. Небольшой фрагмент ткани, обнаруженный при раскопках, дает представление о том, во что одевались люди неолита.

Неолитические ожерелья из карнеола и раковин-денталий. Кипрский Музей, Никосия
Неолитические ожерелья из карнеола и раковин-денталий. Кипрский Музей, Никосия


Фрагмент ткани, найденный в Хирокитии
Фрагмент ткани, найденный в Хирокитии


Хирокитийцы занимались земледелием. И хотя никаких злаковых зерен при раскопках не найдено, к этому выводу пришли на основе находок лезвий серпов, ручных мельницы и камней для размола. Наконечники стрел и копий говорят о том, что они занимались и охотой. Возможно, также и животноводством (найдены кости оленей, овец, козлов и свиней), хотя это не обязательно были домашние животные. Ученые не могут объяснить, почему хирокитийцы, поселившись в седьмом тысячелетии до н.э. на живописных склонах холма у реки, прожили там тысячу лет, построили свой неолитический город, достигли апогея в развитии докерамической каменной культуры, а затем бесследно и навсегда исчезли по непонятным причинам. И лишь через полторы тысячи лет это место вновь заселяют люди, принесшие с собой новую неолитическую культуру. Культуру, характерную красивыми керамическими изделиями, раскрашенными в красные и кремовые тона.


***

Мир духа рядом, дверь не на затворе,
Но сам ты слеп, и всё в тебе мертво.
Умойся в утренней заре, как в море,
Очнись, вот этот мир, войди в него.
Гете "Фауст"


Описанная выше древнейшая неолитическая культура кипрского протогорода Хирокития достойна того, чтобы внимательно взглянуть на нее не только с точки зрения найденных там археологических артефактов. Намного более интересно попытаться хотя бы приблизительно понять систему взглядов этих людей на окружающий их мир, идеи, пронизывающие их странную, загадочную культуру, и то, что сейчас принято называть «духовной жизнью».

Долгое время считалось, что глубинная человеческая сущность неизменна. Люди с их характерами, страстями, желаниями, нуждами остаются всегда такими, как мы их знаем, а история – это лишь смена событий, нравов и быта… На самом же деле, изменение общества – это прежде всего изменения психологии людей.

При исследовании истории человеческого общества, в поле зрения ученых, в основном, оказывается лишь очень узкий сектор – каменные, глиняные, костяные изделии древнего человека, остатки жилища; при этом совершенно игнорируется природная среда, а возможные концепции духовной, религиозной, культурной жизни древних сообществ так, по сей день и не выстроены в законченную систему.

Тем более интересным представляется взглянуть на некоторые аспекты этих загадочных культур глазами оккультных и эзотерических мыслителей, которые, возможно, не всегда сильны в вопросах археологических спецификаций и датировок, однако обладают исключительно тонким и отточенным пониманием эволюции духовных и религиозных концепций человечества. В качестве отправной точки можно выбрать факт, с которым и научно-критическая и эзотерическая и мысль находятся в полном согласии: известной нам эпохе господства религиозных культов, начиная от древнейших, предшествовала намного более длительная эпоха практической, можно даже сказать, утилитарной в своей прагматичности, магии. Отдаленные отголоски этого явления дошли даже до нашего времени, в виде так называемых шаманских или магических практик, сохранившихся у многих народов мира - в Африке, Северной и Восточной Азии, у индейцев Америки.

Несмотря на разнообразие в местных деталях, все эти практики с древнейших доисторических времен были пронизаны единой фундаментальной концепцией – наш мир всего лишь часть намного большего мира, в котором обитает множество живых, обладающих осознанием существ. В этом мире могут обитать и люди при определенных условиях, причем обитать не в смысле отчлененной от тела души в той или иной форме загробного инобытия, а полноценно и практически продолжать свою жизнь человеческого индивидуума, безгранично расширившего рамки своей вселенной. Именно эта, очень прагматическая концепция кроется за «наивными» фразами шаманизма о «духовных силах предков», пронизывающих наш объективно-реальный мир. Именно концепция продолжающего свою жизнь в качественно ином состоянии индивидуума, активно взаимодействующего и воздействующего на своих собратьев-людей, прежде всего на своих ближних и потомков, в этом мире, в своем роде «охраняющего» путь перехода в новое бытие для живущих пока здесь, и позволяет взглянуть под новым углом зрения на загадочные неолитические культуры.

Ведь действительно, сам собой напрашивается очевидный вопрос: почему люди, жившие в древнейшем неолитическом поселении Кипра - Хирокитии, поступали со своими умершими таким странным образом? Почему они не хоронили их на особых кладбищах, как принято, последние несколько тысяч лет, у большой части человечества, или почему они не кремировали их, как принято с древнейших времен у другой, большой части человечества. Иначе говоря, почему, вместо максимальной и окончательной изоляции умерших, ставшей самоочевидной нормой у всего человечества последние несколько тысяч лет, эти люди, наоборот, держали своих умерших как можно ближе к себе, к своим семьям, к своим домашним очагам – хоронили их под полом своих жилищ, как-будто выделяли им особые «спальные помещения» для вечного сна в родном доме. Если учесть, что умершие уже с очень давних пор вызывают у своих живых собратьев, пусть подсознательное, но сильнейшее желание изолировать их как можно надежнее, неизбежно приходишь к выводу, что глубинные основы человеческой психики в эпоху неолита были иными.

Объяснением такой необычной для нас традиции может служить древнейшая, и практически забытая в наше время концепция, сводящаяся к тому, что известный людям мир, с его предметами, растениями и животными – лишь одна из граней безграничного и реального истинного мира. Другой его гранью являются совершенно невообразимые для людей, но, не становящийся от этого менее реальными, вселенные, в которых обитают существа, не просто наделенные сознанием, но и способные к взаимодействию с людьми.

Для мировоззрения шаманизма характерно представление о том, что Вселенная состоит из трех миров: Верхнего, где обитают только так называемые духи (под духами, в данном случае понимаются очень конкретные живые существа, наделенные осознанием и энергией, но не имеющие материальной оболочки); Среднего, где наряду с духами живут люди, животные, растения; а также Нижнего, куда уходят души умерших. Шаманы всегда имеют духов-помощников и духов-покровителей, к которым они обращаются во время определенных ритуальных действий, называемых камлание. Духи-помощники могут выступать в образе зверей, рыб или птиц (отсюда позднейшие тотемные покровители племен, отголоски о которых, почти угасшие, дошли даже до наших дней в виде особых зверей и птиц, изображенных на гербах древнейших правящих фамилий), а духи-покровители это, как правило, духи умерших предков шамана.

Основным смыслом магии или шаманизма является налаживание прямого и активного взаимодействия между мирами духов и привычным всем нам реально-объективным бытием.

И результат этого взаимодействия может, при определенных условиях, быть более чем замечательным. Ибо эти невероятные существа-духи или, как называли их древние маги, «обитатели уровней тьмы» (название это отнюдь не подразумевает отрицательной окраски, присущей нашей постхристианской эпохе) способны, при определенных условиях, обеспечить энергетическому телу человека, его осознанию, его индивидуальности, необозримо длительное существование в их мире. Причем существование активное и полноценное – энергетические ресурсы человека, перешедшего в их мир, пусть даже и без физического тела, возрастали неизмеримо, как неизмеримо возрастала возможность влияния на осознание своих собратьев в этом мире. Но, апофеозом этой сложнейшей конструкции практической магии была идея создания «моста» между двумя мирами. Создать такой мост можно только одним способом – взаимодействием двух различных типов осознания – человеческого и «обитателей уровней тьмы». На практике создание такого моста производилось по технологии особого типа захоронения избранных людей, с определенными способностями, в местах, с выходом специфической энергетики Земли. Делалось это путем построения специальных камер, как правило, круглых в плане (именно так выглядят дома хирокитийцев), где создающий мост человек замуровывался наглухо, на десятилетия, а, иногда, и на столетия. Но это отнюдь не означало, что данный человек умирал. Эзотерическая мысль утверждает, что, пользуясь определенными приемами, эти люди входили в особое состояние, позволявшее им устанавливать прямой контакт с «обитателями уровней тьмы», и перемещаться в своем энергетическом теле в их мир, оставаясь там сколь угодно долго. Физическое тело такого путешественника, при этом, не претерпевало никакого ущерба, находясь десятки, или даже сотни лет, в коматозно-летаргическом состоянии. Энергетическая связь таких путешественников с существами другого мира создавала особую силовую конфигурацию, пользуясь которой, и другие члены племени, при определенных условиях, могли переместиться в этот иной мир.

Разумеется, все эти путешествия в мир иной отнюдь не отменяли трезвого и реалистичного взгляда людей той эпохи на смерть, как таковую. Сам факт отсутствия религиозных и культовых доктрин и институтов в ту доисторическую эпоху, красноречиво свидетельствует, о том, что люди неолитической поры однозначно понимали смерть как окончательный распад и дезинтеграцию. Ибо любая религиозная и культовая доктрина не может существовать без опоры на надежду, что смерть – это не конец, и что-то там еще есть после нее.

При раскопках Хирокитии, в захоронениях были найдены две разновидности предметов, назначение которых и по сей день неизвестно. Это небольшие каменные фишки куполообразной формы с награвированным орнаментом, и плоская резная галька. Общее мнение специалистов, разбирающихся в эзотерическом аспекте данного вопроса, сводится к тому, что это были так называемые «предметы силы», то есть, вещи, несущие на себе особый энергетический заряд иных миров и, таким образом, могущие служить для выполнения определенных магических действий.

Гравированные каменные фишки из Хирокитии
Гравированные каменные фишки из Хирокитии


Гравированная каменная фишка. h= 5,2 см. Кипрский музей, Никосия
Гравированная каменная фишка. h= 5,2 см. Кипрский музей, Никосия


Гравированная галька
Гравированная галька


Возвращаясь к контактам древних магов с существами иного мира, необходимо подчеркнуть, что идея состояла именно в том, чтобы продлить свое существование на неограниченно долгий срок, не дожидаясь момента собственной смерти, после которой продлевать уже нечего.

Естественным следствием такой практики было отражение этих концепций в повседневной бытовой жизни. Люди, ушедшие «туда», считались не мертвыми а спящими, и теоретически всегда существовала возможность их возврата в бренное тело. В этом как раз и усматривается причина того, что усопшие мирно продолжали почивать в специальных помещениях собственного дома. А поселение Хирокития «само собой» приобретало форму странного конгломерата переходов, туннелей и камер, сплетающихся в узор с чуждой нашему глазу гармонией. Именно так, как неописуемое переплетение туннелей, переходов и выпуклостей, описывали мир «обитателей уровней тьмы» посещавшие его в позднейшее время астральные путешественники.

Упомянутые здесь грани магизма древних являются, разумеется, лишь самой общей и поверхностной зарисовкой сложнейшего и многоуровневого комплекса знаний людей той эпохи. И присущ он был не только неолитическим жителям Кипра, но и Палестины, Европы, и особенно Америки. И ключ к разгадке исчезновения таинственной цивилизации Хирокитии возможно надо искать там же, где пытаются искать разгадку исчезновения древнейшей цивилизации толтеков, о которой рассказывают, что когда конкистадоры пришли к озеру Титикака, то увидели покинутый город, хотя уйти его жителям было некуда. Некоторые физики сегодня даже пытаются формулировать теории, что эти народы ушли в некое «подпространство», просто перешли по «мосту» в другой мир, но перешли не только в энергетическом теле, а и в теле физическом – окончательно и безвозвратно.

Гравированная фишка
Гравированная фишка


Гравированная фишка. h= 5,2 см. Кипрский музей, Никосия
Гравированная фишка. h= 5,2 см. Кипрский музей, Никосия


Хирокития. Кипр 1-34 - каменные сосуды; 35 - мощеная улица с круглыми постройками по сторонам
Хирокития. Кипр 1-34 - каменные сосуды; 35 - мощеная улица с круглыми постройками по сторонам


Источник: Монгайт А.Л. Археология Западной Европы. Каменный век


Хирокития, Дом  со столбами. VI тысячелетие до  н. э.
Хирокития, Дом со столбами. VI тысячелетие до н. э.


КОРОВИНА А. К., СИДОРОВА Η. А. Города Кипра

Хирокития

На шестьдесят первом километре по дороге из Никосии в Лимасол, недалеко от современной деревни Хирокития, на холме у реки Марониу расположено это древнейшее на Кипре поселение. Оно существовало приблизительно в 5800—5250 годах до н. э. Раскопанная часть поселения лежит на западном склоне холма и у подножия с северо-западной стороны. Поселение пересекает «дорога», которая начинается у реки Марониу, недалеко от современного моста, вьется по склону вверх и проходит через все поселение к северу. Она состоит из нескольких рядов каменных вымосток. С двух сторон от нее расположены каменные фундаменты круглых в плане ульеобразных домов — толосов, тесно примыкающих друг к другу. По этой дороге, являвшейся главной улицей селения, доставляли воду и камень с реки; камень был нужен жителям для постройки домов и для изготовления каменной посуды и орудий.

Поселение существовало в течение долгого времени; в сущности, это были три сменившие друг друга поселения, причем между гибелью второго и возникновением третьего прошел большой промежуток времени. Наиболее значительным было второе поселение.

Здания, круглые в плане, были построены на фундаментах из камня (чаще всего из речного голыша); местами сохранились стены из глины или необожженного кирпича. В некоторых домах частично сохранились и куполообразные перекрытия. На глинобитных полах прослеживаются очаги и остатки каменных сидений, круглых «столов» и небольших возвышений — платформ, служивших, очевидно, местом для сна. В домах несомненно жили в течение долгого времени, о чем свидетельствует многослойность полов, видимо, ремонтировавшихся жителями. В некото­рых домах насчитывается до восьми таких слоев, перекрывающих друг друга.

Наряду с большим количеством маленьких ульеобразных домов— наиболее типичных жилищ Хирокитии, здесь встречаются и здания более значительных размеров, построенные, впрочем, по тем же принципам, что и небольшие дома. Одно такое здание, также круглое в плане, имело почти девять метров в диаметре; каменный его фундамент достигал толщины полтора —два с половиной метра. Верхняя часть стен была сложена из необожженного кирпича.

Отличительной чертой этого сооружения является коридор, окружавший северную и западную части дома. Он был перекрыт и использовался для домашних целей. Потолок этого значительного по размерам дома опирался на два столба, сложенные из речных валунов. Их остатки были обнаружены на полу центрального помещения. Такие же опорные столбы открыты и в двух других больших зданиях Хирокитии, расположенных на западной стороне главной улицы.

Каменный  сосуд из Хирокитии.  VI  тысячелетие до н. э.
Каменный сосуд из Хирокитии. VI тысячелетие до н. э.


В домах Хирокитии жили отдельные семьи родовой общины. Точное назначение больших зданий пока не выяснено. Возможно, в них жили особенно большие семьи, может быть, представители зарождающейся общинной аристократии.

Поселение Хирокития — явление удивительное не только по сохранности домов, но и по сделанным в них находкам. Орудия из обсидиана (вулканического стекла), кости и камня, вкладыши серпов и ножей из кремня, веретена и иглы из кости, каменные жернова — все эти предметы были найдены в большом количестве в Хирокитии. Они свидетельствуют о существовании на Кипре VI тысячелетия до н. э. высокоразвитой неолитической культуры.

Жители острова занимались земледелием и скотоводством. Знали они и такие важные в жизни человека ремесла, как прядение, ткачество, хорошо умели обрабатывать камень и дерево.

Уже в изготовлении каменной посуды, простой по форме, но тщательно обработанной, чувствуется желание создать удобную и красивую вещь: поверхность украшается незамысловатым орнаментом в виде крестообразных рельефных или врезанных фигур. Почти на каждом сосуде имеется носик для слива. Сосудам, в основном плоским и открытым, придается различная форма. Есть экземпляры с длинным носиком и прямоугольной чашей, есть круглые с небольшим носиком, глубокие, мелкие и т. д. Здесь мы встречаемся с самыми древними памятниками художественного ремесла.

В Хирокитии можно проследить и зарождение определенных религиозных представлений, в первую очередь в погребальном обряде, отражавшем веру в загробную жизнь. После смерти человек не покидал свое земное жилище — умершего хоронили в специальной, вырытой под полом дома яме. Почти в каждом из домов Хирокитии найдено по нескольку погребений взрослых и детей. При погребении соблюдали определенный ритуал. Покойника клали в могилу в скорченном положении. Возможно, в этом можно видеть стремление в конце жизни придать телу человека то же положение, какое он имел в ее начале — в лоне матери. С умершим клали вещи, принадлежавшие ему при жизни, — в первую очередь посуду, которую при этом разбивали; женщин хоронили с ожерельями из бус, сделанных из сердолика или зубов животных. Умершие внушали страх живым, поэтому возник обычай класть на тело погребенного тяжелый предмет — каменную плиту или жернов.

В Хирокитии и ряде других мест острова были найдены идолы, являющиеся древнейшими образцами скульптуры Кипра.

Каменная статуэтка
Каменная статуэтка


Фигурка    идола. III   тысячелетие до н. э.
Фигурка идола. III тысячелетие до н. э.


Это плоские фигурки с грубым суммарным членением деталей тела, как правило, без указания пола. Черты лица лишь слегка намечены. Все они сделаны из камня, за исключением одной головки из глины. В двух других изваяниях с трудом можно узнать головы льва и овцы. Несмотря на примитивность этих скульптур, в них чувствуется мастерство человека, пытающегося в пластических формах передать окружающий его мир — людей, животных.

Поселение около деревни Хирокития по своей сохранности и обилию находок является уникальным среди памятников этого времени во всем Средиземноморском бассейне. Оно может быть сравнено лишь с некоторыми поселениями палестино-иракского круга. Там встречаются аналогичные находки.

Возникнув в VI тысячелетии до н. э., поселение в Хирокитии просуществовало до 5250 года до н. э,, после чего в течение тысячи семисот пятидесяти лет оно было полностью заброшено. Такое же запустение отмечается и в других районах острова. Можно предположить, что в этот период на острове не существо­вало населения. Явление это пока не получило объяснения.

Жизнь на Кипре возобновляется в середине IV тысячелетия до н. э., в период позднего неолита. К этому времени относится последнее, третье по счету, поселение в Хирокитии. Оно характеризуется гораздо более совершенной техникой изготовления каменных орудий и развитым производством глиняных сосудов с красной полировкой, украшенных гребенчатым орнаментом. Предполагают, что носители этой культуры пришли на Кипр извне, скорее всего с сиро-палестинского побережья. Они составили основной костяк местного населения острова, явившегося создателем всех последующих культурных ценностей Кипра, вплоть до прихода микенских греков.

В конце этого периода распространяются крестообразные фигурки идолов. Они отличаются большой тщательностью обработки материала и своеобразной выразительностью исполнения. Они продолжали существовать и в последующую эпоху ранней бронзы.


Археологические находки в Хирокитии

Неолитические статуэтки из серого андезита. Раскопки Департамента Древностей Кипра.
Неолитические статуэтки из серого андезита. Раскопки Департамента Древностей Кипра.
Назначение статуэток пока не установлено, предполагается, что они могли использоваться как навершие для скипетра.
Высота статуэтки 7 см


Неолитические статуэтки из серого андезита. Раскопки Департамента Древностей Кипра.
Неолитические статуэтки из серого андезита. Раскопки Департамента Древностей Кипра.
Назначение статуэток пока не установлено, предполагается, что они могли использоваться как навершие для скипетра.
Высота статуэтки 9 см. Кипрский Музей, Никосия.


Статуэтка из необожженной глины. h= 10,5 см, неолитический период. Кипрский Музей, Никосия.
Статуэтка из необожженной глины. h= 10,5 см, неолитический период. Кипрский Музей, Никосия


Поселение неолита Хирокития.
Поселение неолита Хирокития.


БЫТ ПЕРВЫХ ПОСЕЛЕНЦЕВ ОСТРОВА

Население древнего поселка Хирокития достигало примерно 300–600 чел. Жители в основном занимались земледелием и скотоводством – так утверждают археологи, находя вещественные тому подтверждения в виде зерен и останков животных – оленей, овец, коз и свиней. На обрабатываемых полях древние люди сеяли, в основном, зерновые. Жители Хирокитии для пропитания собирали дикорастущие фрукты, фисташки, фиги, оливы и сливы.

Удивительно, но ученые утверждают, что в те времена на Кипре выращивали рис! Как известно, рис растет на местах влажных, заболоченных. Сегодня, глядя на выжженные солнцем холмы Кипра, трудно в это поверить! Оказывается, совсем недавно, всего лишь несколько тысяч лет назад, Кипр был влажным островом, покрытым непроходимыми лесами и топкими болотами! Куда же девались непроходимые кипрские леса, где водилось много диких животных, и куда специально приезжали на охоту жители Средиземноморья? Но это тема для отдельного рассказа... Лесов, трудами рук человеческих, уже давно нет, а от полноводных рек остались лишь одни русла.

Ученые говорят, что кипрский климат со времен неолита практически не изменился: все то же влажное и жаркое лето и прохладная дождливая зима.

У современных жителей острова часто возникает вопрос – почему первобытные люди поселились в шести километрах от моря, вместо того, чтобы насладиться всеми преимуществами жизни на берегу? Оказывается, образование острова Кипр, который появился на свет в результате землетрясения, а точнее в результате столкновения двух континентов – Евразии и Африки, еще не закончилось. Каждый год Кипр переживает около 100 землетрясений, поднимаясь на несколько миллиметров над уровнем моря. На сколько поднялся Кипр из морских глубин с тех давних времен? Вероятно, 9500 лет назад Хирокития находилась именно на берегу моря, что позволяло жителям поселения рыбачить и купаться.

Рост древних жителей острова был сравнительно невысокий – у мужчин до 1,60 м, у женщин – около 1,50 м. Средняя продолжительность жизни составляла всего 22 года! Мужчины Хирокитии редко доживали до 35 лет, женщины жили и того меньше – максимум 33 года. Детская же смертность в те времена была очень высокой.

Умерших хирокитийцев хоронили прямо под полами жилых домов, что указывает на существование культа мертвых. Иногда в могилу умерших клали пищу и различные предметы быта.

Примерно в 6000 году до н.э. по невыясненным причинам жители покинули Хирокитию, как, впрочем, и весь остров. После этого остров Кипр не был заселен в течение 1500 лет.

ДОМ ДРЕВНЕГО ЧЕЛОВЕКА
Каменная плита в доме.
Каменная плита в доме.

Оказывается, даже 9000 лет назад жилые помещения были разделены на зоны. Были ли это зоны отдыха и работы или стены, построенные внутри домов, отделяли «взрослую» половину от «детской» – сегодня ученые могут только гадать. Но факт остается фактом: некоторые жилища древних людей были разделены каменными стенами, как бы превращая примитивную каменную постройку в 2-3-комнатную квартиру.
Возможно, одна из комнат выполняла функции кухни: внутри многих домов вы также увидите плоские камни с гладким углублением внутри. Археологи говорят, что эти каменные посудины почти естественного происхождения использовались в качестве ручной мельницы для размалывания зерен – зерна попросту перетирались галькой.
В некоторых домах мы можем увидеть даже подобие домашнего очага – здесь готовили пищу. Интересно, что очаги размещались именно внутри крытых помещений. Очаг находился на специально построенном каменном прямоугольнике. Сверху очаг покрывали крупной галькой. И если каменные «посудины» для размалывания зерна можно встретить и за пределами домов, то вот очаг всегда строился только внутри помещений.
Расстояния между домами были совсем небольшими – едва достаточными для того, чтобы между ними мог пройти человек. Находки археологов подтверждают, что первобытные люди в эти проходы также выбрасывали мусор.
Перегородки внутри дома.
Перегородки внутри дома.

Возле некоторых домов, наоборот, были сохранены достаточно большие пустые участки. В предназначении их ученые пока не уверены, однако вряд ли это было просто пустое место. Жилища древних людей были устроены очень практично, поэтому скорее всего эти участки использовались для выполнения какой-то другой домашней или хозяйственной работы.
Учитывая количество и размеры домов, предметы быта и предполагаемое количество спальных мест, ученые считают, что в селении, получившем название Хирокития, проживало от 300 до 600 человек. Хотя большинство археологов придерживается мнения, что цифра эта была ближе к 300, чем к 600.

КАКОЙ ОН, ДРЕВНИЙ ЧЕЛОВЕК?
Захоронение древнего человека.
Захоронение древнего человека.

Средний рост мужчины тех времен был 1,60 м, женщины были ростом около 1,50 м. Изучив найденные скелеты, ученые пришли к выводу, что древние люди имели небольшую (относительно тела) голову. Ученые также обратили внимание на то, что затылочная часть черепов древних людей, преимущественно женских черепов, имела неестественно ровную плоскую поверхность. Археологи говорят, что плоским череп становился благодаря кажущейся сегодня странной традиции привязывать к затылку доску, которая должна была как бы «отделять» голову от спины.
Уровень детской смертности 9000 лет назад был очень высок, да и жили древние люди сравнительно недолго. Средняя продолжительность жизни мужчин составляла примерно 35 лет, женщины же жили и того меньше – около 33 лет.

ВО ЧТО ВЕРИЛИ ДРЕВНИЕ ЛЮДИ?
В селении Хирокития, как, впрочем, и в других неолитических селениях Кипра, учеными не были найдены места, которые могли бы выполнять функцию священных, используемых для соблюдения ритуалов или обрядов. Места захоронений, настенные росписи и найденные в домах статуэтки являются единственными свидетельствами быта древних. К сожалению, достоверность интерпретации предназначения этих предметов может быть весьма сомнительной, не раскрывающей всей правды о целях их создания и смысле использования.
Одно наблюдение не вызывает сомнения: дома, где проживали древние люди, одновременно принадлежали и умершим. И хотя умерших складывали в специально вырытые ямы или углубления, сами углубления эти находились прямо в полах внутри жилых помещений.
После того как тело умершего укладывалось в некое подобие «могилы», его засыпали землей, а сверху покрывали слоем штукатурки, сравнивая с полом дома. Как бы то ни было, мертвые оставались рядом с живыми, а смерть не разделяла человеческое общество на живых и мертвых, не ставила между ними непреодолимого барьера: живые не возражали оставаться рядом с мертвыми.

ТРАДИЦИИ ЗАХОРОНЕНИЯ УМЕРШИХ
Захоронения умерших были «одиночными» – в одно углубление клали лишь одно тело. Тело почти всегда предавалось земле. При этом тело всегда погребалось до начала распада, и скелет хорошо сохранялся.
Чаще всего умершего клали на правый бок. Гораздо реже встречались захоронения, где тело было положено на левый бок, на спину, и даже на живот. Перед захоронением покойников часто укладывали в одну и ту же позу: согнутые в коленях ноги подтянуты к животу, руки сложены на груди, голова наклонена к рукам. Находки археологов подтверждают, что тела взрослых укладывали в более «свернутую» позу, желая, судя по всему, уменьшить размер тела – все-таки дома древних были совсем небольшими, и при захоронении близких это нужно было учитывать.
Любопытно, что под голову умершего обычно клали плоский камень – он, видимо, выполнял роль подушки и поддерживал положение головы в «удобной» для умершего позе.
Необходимо отметить, что умерших не клали головой в определенном направлении по отношению к сторонам света, как это принято в современных традициях. Также не было обнаружено никаких принципиальных отличий в захоронениях мужчин и женщин.
Археологами были также обнаружены «дары», которые приносились умершим. Дары эти делились на обыденные, ежедневные, и те, которые были сделаны непосредственно во время церемонии захоронения. Содержание и количество подарков зависело от половой принадлежности умершего. Например, изготовленные из ракушек и камней бусы были обнаружены только в женских могилах. Также вместе с женщиной могли захоронить, к примеру, каменную вазу. В мужских же могилах были обнаружены тяжелые камни (напомним, что они являлись орудиями труда). Ученые также заметили еще одну особенность: в могилу клались только сломанные, испорченные вазы, посуда и орудия труда. Возможно, это был некий символ – окончания жизни, к примеру?
Хотелось бы обратить внимание читателей еще на один ритуал захоронения. Обычно на грудь умершего клали какой-то тяжелый предмет или камень, а порой и все тело умершего покрывали тяжелой каменной плитой – не исключено, что это должно было предотвратить «возвращение» умершего с того света.
Во время раскопок в Хирокитии было обнаружено незначительное количество статуэток. Чаще всего это были условные изображения людей. Значительно реже статуэтки изображали животных. Все эти фигурки были выточены из камня. Ученые предполагают, что все найденные фигурки изготавливались с какими-то определенными целями, но с какими именно – до сих пор неизвестно. Ученых поразило то, что фигурки эти, хотя и были разной формы и размеров, не имели, однако, никаких половых признаков.

ОРУДИЯ ТРУДА ДОИСТОРИЧЕСКОГО ЖИТЕЛЯ КИПРА
Хозяйственное приспособление типа сортир.
Хозяйственное приспособление типа сортир.

Кремнистый известняк, кремниевая галька, известняк и кости животных – основные материалы, из которых жители Хирокитии изготавливали орудия труда. Археологи говорят, что эти орудия использовались для самых разных целей: для уборки урожая, для рубки тростника (использовался для покрытия крыш), для обдирки и распиливания дерева, для чистки шкур...
Некоторые из инструментов имели выемки, другие были изготовлены с зазубринами, на третьих были резцы. Найдены инструменты, имеющие вид современного шила. Ученых удивил тот факт, что хотя охота в те времена и была широко распространена, в Хирокитии почти не было найдено наконечников для стрел. Отсутствие наконечников, кстати, характерно для всех прилегающих к Кипру районов Ближнего Востока.
Чаще всего орудия труда древние люди изготавливали из костей животных. Например, оленьи рога использовались как ручки для держания. Из костей хирокитийцы изготавливали даже иглы с ушками! Костяные иглы использовали для плетения корзин – в ушко иглы вставляли древесное волокно. Эти же иглы использовали для плетения рыболовных сетей и даже для изготовления тканей. Археологи говорят, что хирокитийцы владели специальной техникой плетения, которую сегодня можно смело назвать их ноу-хау.
При этом, хотя жители хирокитии были охотниками, у них вообще не было инструментов для обработки шкур.
Орудия труда хирокитийцев.
Орудия труда хирокитийцев.

Без сомнения, древние жители Кипра использовали деревянные инструменты. Но, как и предметы быта, они изготавливались из дерева или кожи и не сохранились до сегодняшнего дня.
Посуда древних людей.
Посуда древних людей.

В районе Хирокитии было также обнаружено много посуды, изготовленной из разных видов известняка и камня. Это сосуды, по форме напоминающие миски, тарелки, подносы, чашки и даже ложки. Посуда обычно выдалбливалась из крупной и мелкой гальки округлой формы. Любопытно то, что на некоторых каменных посудинах был даже выгравирован (выбит) простой рисунок – видимо, эстетические чувства даны человеку от рождения. Даже человеку, живущему в период неолита.
Кстати, жители Хирокитии изготавливали и ювелирные украшения. Наиболее распространены были каменные бусы и подвески. Среди найденных украшений были предметы, изготовленные из сердолика, который, как утверждают ученые, на Кипре никогда не находили. Где жители Хирокитии брали сердолик для изготовления украшений? Этот вопрос пока остается без ответа.

ОСНОВА ЭКОНОМИКИ – ПРИМИТИВНОЕ ХОЗЯЙСТВО
Земледелие и охота были основными способами добычи пропитания в период неолита на Кипре. Поскольку Хирокития находилась не на берегу моря, рыболовство не было широко распространено, – ограниченное количество рыбьих костей, обнаруженных при раскопках древней деревни, является тому подтверждением. Наиболее распространенной породой рыб, добываемых хирокитийскими рыбаками, был морской окунь.
Интересно, что археологами не было обнаружено скелетов мелкой рыбы. Похоже, что хирокитийцы тщательно сортировали рыбу соответственно ее размеру. Но, скорее всего, размер пойманной рыбы определялся теми техническими приспособлениями, которые древние люди использовали для ловли. Поскольку рыбацкие сети были довольно грубо изготовлены, а рыболовные крючки – крупных размеров, то поймать мелкую рыбешку было практически невозможно.
Огромное количество обугленных и закаменевших пшеничных зерен, обнаруженных в породах вокруг древнего поселения, подтверждает тот факт, что выращивание зерновых было основой земледелия того времени.
Недалеко от Хирокитии было обнаружено поле, которое, судя по всему, обрабатывалось жителями деревни. Для уборки урожая пшеницы использовались каменные серпы. Для перемалывания же зерен пшеницы использовались ручные мельницы, найденные в деревенских домах.
Конечно, местные жители не только выращивали продукты питания, но и собирали дикие фисташки, инжир, оливки и сливы, росшие в прилегающих к поселению районах.
Четыре основных вида животных, кости которых были обнаружены в Хирокитии, – олень, овца, коза и свинья. Ученые до сих пор не раскрыли загадку, каким образом неолитические люди охотились на оленей: как было сказано выше, в деревне не было обнаружено наконечников для стрел. Возможно, для охоты использовались более примитивные орудия, такие, как кремневые клинки, деревянные копья с прокаленными на огне наконечниками или ловушки.
Козы, овцы и свиньи были приручены человеком. Их держали за пределами деревни – археологами не было найдено ни одного подтверждения тому, что животные жили рядом с людьми, в окруженной каменными стенами деревне. Мало того, особый тип входа в деревню (читайте в преды-дущих выпусках) не позволил бы животным проникнуть в селение.

НЕРАЗГАДАННАЯ ЗАГАДКА НЕОЛИТА
Хирокития, как и другие кипрские поселения того времени, была покинута людьми внезапно, после чего, как утверждают ученые, остров долгое время оставался незаселенным.
Почему люди покинули остров? Ученые говорят, что в тот период времени не происходило каких-либо резких изменений климата, не случалось также и сильных природных катаклизмов, способных нарушить экологическую ситуацию района или уничтожить ресурсы для добычи продуктов питания. Не было найдено также и следов эпидемии, войн или нападений. Вот так загадочно закончился период докерамического неолита на острове.
У ученых не возникает сомнений, что жизнь на остров пришла с материка, и тому есть множество фактических подтверждений.

Остатки домов.
Остатки домов.

У ученых не возникает сомнений, что жизнь на остров пришла с материка, и тому есть множество фактических подтверждений. Во-первых, именно в период позднего палеолита на востоке Средиземноморья начало активно развиваться искусство навигации. Во-вторых, в районах проживания людей археологи обнаружили множество предметов быта, изготовленных из материалов, которых в то время не было на острове. К примеру, сердолик и обсидиан (вулканическое стекло). В-третьих, с появлением людей изменилась и фауна острова: на Кипре появились олени, козы, овцы, свиньи, а также кошки, собаки и лисы. До прихода человека на Кипре жили лишь карликовые гиппопотамы и карликовые слоны. Можно предположить, что олени и свиньи могли бы добраться до острова самостоятельно – вплавь. Но козы, овцы и кошки плавать не умели никогда. А значит, они были привезены человеком с материка.
В дополнение к предыдущим фактам можно добавить, что найденные в районах поселения хлебные зерна и плоды бобовых тоже появились на острове лишь с приходом человека, потому что их окаменевшие остатки были обнаружены лишь возле поселений древних людей – в других районах острова они не росли.
Подтвержением существования связи древних островитян с материком является знание ими техники полировки камней и ткачества, а также обнаруженные на Кипре настенные росписи.
Поскольку в период неолита уже случались организованные войны, люди, пришедшие с материка, принесли с собой и традицию укреплять свои поселения. Несмотря на то, что Хирокития в те времена было практически единственным поселением на острове, стены города были хорошо укреплены.
Все эти факты говорят о том, что когда-то остров был колонизирован человеком (то есть люди пришли на остров извне), хотя и не рассказывают абсолютно ничего о причинах, по которым остров был покинут. Однако ученым удалось определить, откуда «импортировались» на остров животные, природные материалы и технологии. Ученые утверждают, что, например, животные на Кипр попали из Восточного Средиземноморья (современные территории Ливана, Сирии, Иордании и Израиля). В тех же районах были обнаружены и идентичные кипрским настенные росписи.
Поскольку принято считать, что первые люди пришли на остров примерно 8000-9000 лет до н.э., можно предположить, что массовая миграция того периода, которая затронула берега реки Евфрат, Сирию и Иорданию, коснулась и Кипра. Ученые называют этот феномен Neolithic Exodus («неолитический исход») – обширная миграция периода неолита.

ЛЮДИ ПОКИДАЮТ КИПР
После того как в Хирокитии была создана вся инфраструктура для нормальной жизни древнего человека, этот поселок, как и другие неолитические поселения острова, был внезапно покинут людьми. Ученые утверждают, что после этого остров долгое время оставался незаселенным.
Почему же люди покинули остров? Почему так поспешно и загадочно закончился период докерамического неолита на острове? И куда ушли люди? На этот вопрос ответ до сих пор не найден. Ученые говорят, что в тот период не происходило каких-либо резких изменений климата, не случалось также и сильных природных катаклизмов, способных нарушить экологическую ситуацию региона или уничтожить ресурсы для добычи продуктов питания. Не было найдено также и следов эпидемий, войн или нападений.
Возможно люди покинули остров вследствие все той же миграции древнего человека. Хотя это и звучит неубедительно: они оставили укрепленные дома, обработанные поля и могилы своих предков.
Но с приходом новой цивилизации, так называемого керамического неолита, ознаменованным появлением керамики, люди вновь вернулись на остров. К сожалению, учеными пока не было обнаружено следов их жизни: ни архитектурных, ни культурных.
Остатки древнего поселения Хирокития были взяты под охрану ЮНЕСКО в 1998 году.

ПОСЕТИТЕ АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПАРК!
В период между 1980-1990 годами количество туристов, прибывающих на Кипр, значительно увеличилось, а вместе с этим увеличился и интерес к его истории и к прекрасно сохранившимся памятникам старины. Кипрская организация по туризму приложила немало усилий, чтобы сберечь наиболее часто посещаемые места, интересные с исторической точки зрения. Была создана современная инфраструктура, комфортные условия при осмотре достопримечтальностей. Сейчас на всех важнейших археологических памятниках Кипра построены деревянные помосты, выложены удобные каменные дорожки для подходов к раскопкам, в билетных кассах или специальных офисах вы можете приобрести книги на греческом, английском, а порой и русском языках с подробной историей места.
Археологический парк Хирокития открыт ежедневно с 9:00 до 16:00. Стоимость входного билета 1,70 евро. Находится парк на трассе Ларнака – Лимассол.

Для написания статей о Хирокитии была, в том числе, использована информация из книги Khirokitia. A Neolithic site, автором которой является Ален Ле Брун (Alain le Brun), директор французской археологической миссии на Кипре с 1976 года.


Где находится Хирокития?
Между Лимассолом и Ларнакой. На трассе есть указатель - Сhoirokoitia.

Где находится Хирокития?
Где находится Хирокития?


Кипрский флагCY +357-96-38-39-40      Российский флагRU +7 965 2 38-39-40      Украинский флагUA +38-073-738-39-40     WhatsApp WhatsApp     Messenger Messenger     Отправить сообщение Сообщение     email 24glo.ru@gmail.com

ГлавнаяКонтакты
Copyright © 24GLO LTD ® 2004-2024. All rights reserved.