Киккский монастырь. Монастырь Киккоса. Мужской монастырь в честь Киккской иконы Божией Матери. Монастырь Киккской Иконы Божией Матери.
Киккский монастырь всегда играл особую роль в исторической судьбе Кипра, разделяя участь народа, который в трудные периоды его бытия братия пыталась воодушевить, направить на верный путь и защитить. Вот почему Киккская обитель, самый известный кипрский монастырь, так много значит для киприотов.
Полное название обители таково: священный царский и ставропигиальный монастырь Киккской иконы Божией Матери. Царским он называется потому, что был основан на личные денежные пожертвования византийского императора Алексея Комнина (1081-1118); ставропигиальным - потому, что на закладном камне был помещен крест, а на административном языке Церкви это означает, что монастырь обладает самоуправлением, разумеется, в рамках Кипрской Православной Церкви. Происхождение названия "Киккский" неизвестно. Согласно распространенной точке зрения, оно восходит к названию дикого кустарника, произрастающего в данной местности, называемого также и коккос. Предание связывает название "Киккский" и с пением некоей птицы, которая в византийские времена облетала окрестные горы и предвозвещала основание монастыря такими стихами:
"На Киккской, Киккской горе будет обитель,
Золотая Госпожа в нее войдет и никогда не выйдет".
Так на самом деле и произошло, поскольку в монастыре, который был построен на Киккских горах, с конца II века хранится чудотворная икона Божией Матери Киккской.
Обитель находится в западной части горной цепи Троодос на расстоянии всего 18 км от самой высокой горной вершины Кипра - Олимпа. Она построена на высоте приблизительно 1200 м над уровнем моря, среди буйной растительности - кустарников и деревьев. Как видим, местоположение обители весьма удобно для того, чтобы здесь, ни на что не отвлекаясь, предаваться молитвенному подвигу.
Монастырь существует вот уже 900 лет, при этом братия его посвящала себя не только монашескому деланию. Труды насельников обители были направлены и на то, чтобы укрепить национальное самосознание киприотов; вел монастырь и большую благотворительную работу. Благодаря всему этому Киккская обитель по праву стала считаться одним из важнейших духовных центров острова. Она всегда стояла на страже исторической памяти и православного сознания киприотов, которым пришлось пережить немало тяжелейших испытаний, в том числе и многолетнее порабощение иностранными захватчиками, что несло в себе угрозу полного исчезновения киприотов как народа.
Основание монастыря
Как повествует предание, однажды - это было около 1100 года - византийский губернатор Кипра архонт Мануил Вутомитис отправился на охоту, но заблудился. Он долго скитался в непроходимых в то время лесах Троодоса, населенных редкими зверями и птицами. Наконец ему повстречался отшельник, по имени Исаия, но гордый архонт грубо обошелся с ним, и подвижник, избегавший всего мирского, не стал разговаривать с вельможей. С трудом Вутомитис отыскал дорогу в Никосию. Вскоре архонт тяжело заболел. Решив, что болезнь послана ему в наказание за то, что он был груб с подвижником Божиим, архонт отправил слуг разыскать Исаию. Старца привели к правителю, и Вутомитис со смирением просил простить его. Ничего не сказав в ответ, монах принялся молиться об исцелении страждущего. Почувствовав, что болезнь отступила по молитвам старца, Вутомитис обещал Исаие дать все, что тот у него попросит. Однако святой не пожелал ни денег, ни титулов, но, следуя Божественному повелению, попросил Вутомитиса привезти ему из Константинополя икону Божией Матери - одну из тех трех, что написал евангелист Лука. Правитель заколебался, ибо не был уверен, что сможет убедить императора Византии, Алексея Комнина, уступить святой образ, хранившийся во дворце. Все же Вутомитис отправился в Константинополь, взяв с собой и старца Исаию.
Императора они застали в великой скорби, потому что его единственная дочь была тяжело больна той же болезнью, что ранее поразила и Вутомитиса. Когда представшие перед Алексеем Комниным архонт и монах узнали об этом, старец принялся горячо молиться Господу. Его молитва была услышана, и императорская дочь совершенно исцелилась. Гости поведали императору, что, согласно Божией воле, они должны перенести святую икону на горы Троодоса. Трудно было Алексею Комнину расстаться с драгоценной святыней. Лишь когда он сам был поражен все той же болезнью, он понял: Богу угодно, чтобы он отдал икону. Дал император и средства, необходимые на постройку обители для образа. Исаия с большой радостью перенес икону на Кипр. Здесь народ с особым волнением и благоговением встретил икону Богоматери, а затем торжественно проводил ее до гор Троодоса. Деревья, встречавшиеся на пути шествия, низко склонялись, а из моря чудесным образом выходили раковины и следовали за крестным ходом. Еще сегодня в лесных районах Тиллирии можно встретить склоненные сосны и увидеть морские раковины - этих свидетелей удивительного участия природы во встрече, которую уготовил Кипр иконе Божией Матери. Тогда же вернулся на остров и Вутомитис, который вручил Исаие императорскую грамоту-хрисовул, объявлявшую монастырь ставропигиальным и определявшую для его содержания селения Перистерона, Милос и Миликури.
Самое ранее упоминание о Киккском монастыре встречается в рукописи 1136 года: в ней говорится о покупке некоей книги тогдашним игуменом обители Даниилом. Другие сведения как о первых годах существования обители, так и обо всем византийском периоде ее истории восходят к текстам позднейшего времени. Несмотря на их косвенный характер, эти свидетельства убеждают нас в том, что монастырь оказывал значительное влияние на тогдашнюю духовую жизнь острова. Убедительным доказательством этого могут служить иконы, написанные по типу Киккского образа Божией Матери, которые сохранились до нашего времени на Синае и в Южной Италии.
Латинское господство (1191-1571)
При латинянах кипрский народ не оставил свой горячей любви к Киккскому образу Божией Матери. Он упоминается даже в венецианских документах с именованием "Святая Мария дождя" - факт, который указывает на широкую известность иконы у инославных завоевателей. Слава и влияние Киккской обители были так велики, что после пожара 1365 года сам католический король Петр (1359-1369) изъявил готовность восстановить монастырь, желая этим выразить благоволение своим подданным. Но его супруга Элеонора умолила его позволить ей выделить средства на восстановление обители.
В период латинского господства благодаря манускриптам, создаваемым в обители, сохранялись и продолжались православные традиции и греческий язык, оставалась живой историческая память кипрского народа. В монастыре была мастерская по переписке и украшению рукописей, продолжавшая византийские традиции. В патриаршей библиотеке Иерусалима хранится рукописная Псалтирь, вышедшая из скриптория Киккского монастыря, убедительно демонстрирующая высочайшее мастерство кипрских иноков. Хотя в силу исторических и ряда других причин многие тексты той эпохи утрачены, но через списки Киккской иконы Божией матери, которые были сделаны в XIII-XV веках и сохранились как на Кипре, так и в других местах, ощущается их духовное влияние. Это икона храма Божией Матери Кивоту (XIII в.), что в общине святого Феодора в Агру, икона храма святой Марины (XV в.) селения Калопанайотис, хранящаяся ныне в музее византийских древностей при фонде архиепиcкопа Макария III, и икона храма Божией Матери Дексиа (XV в.) в Салониках.
Турецкое господство (1571-1878)
Мрачный период турецкого господства стал серьезным испытанием для кипрского эллинизма. Иноверный завоеватель принес с собой совершенно чуждую киприотам культуру, другую религию, которые всеми силами стремился им навязать.
Для достижения этих целей на Кипре был размещен многочисленный военный контингент, создавались мусульманские общины. Опираясь на идеологию ислама, Османская империя полагала, что обладает правом жестоко эксплуатировать покоренные народы, вследствие этого пребывавшие в состоянии духовного оскудения и постоянной опасности физического уничтожения.
Киккский монастырь. Гравюра 1778 г. |
В новых условиях единственной организованной силой и надеждой народа оставалась Церковь, которая его защищала, укрепляла и направляла. Киккский монастырь внес огромный вклад в эту борьбу. В период турецкого господства, когда религиозная вера означала и национальную принадлежность, обитель сохраняла религиозное сознание, являвшееся волноломом против исламизации, которая в конце концов приводила к полному отуречиванию. Тысячи беженцев, пренебрегая трудностями пути и многими иными опасностями, днями и неделями шли в обитель, чтобы помолиться, попросить помощи у святой иконы и одновременно почерпнуть мужество и терпение, чтобы выдержать беды рабства.
Убежищем для христиан были и рассеянные по всему Кипру монастырские подворья, главными из которых были: Архангельское в Лакатамие, святого Прокопия в Эргоми, Ксиропотамское в Пандагие и Синти в Пафосе.
Но не только так противостояла Киккская обитель отуречиванию. В ее стенах развивались искусства, иконопись, резьба по дереву, сохранялись и преумножались традиции греческого образования. Свидетельства этому - кодексы, музыкальные рукописи, святыни и многочисленные документы, хранящиеся и в самом Киккском монастыре, и в других местах Кипра, а также в частных коллекциях, музеях, библиотеках и архивах других стран. Трудно переоценить и значение действовавшей в монастыре с XVIII века греческой школы, пусть и в чем-то несовершенной с сегодняшней точки зрения. В ней преподавал учитель нации Ефрем Афинянин, а учениками были не только послушники обители. Окончив школу, молодые люди возвращались к себе на родину и там - или в священном сане, или в качестве учителей - распространяли полученные ими знания. Школа Киккского монастыря позднее развилась в трехклассную греческую гимназию. Многие из ее учащихся продолжили обучение на богословских факультетах в Афинах, Халки, Школе Честного Креста в Бруклине, в Иерусалиме. Их последующая духовная деятельность - еще один вклад обители.
От обретения независимости (1960) до сего дня
Долгая освободительная борьба кипрского народа завершилась основанием независимого государства Республика Кипр (1960), которому предстояло столкнуться еще со многими трудностями. Турецкое вторжение 1974 года привело к трагическим последствиям: оккупации 40% территории острова, насильственному изгнанию трети населения и 1619 пропавшим без вести.
Архиепископ Макарий III в Киккском монастыре |
В годы независимости Церковь продолжала играть первенствующую роль в политических и общественных событиях страны. Не прервались и традиции Киккской обители. Монастырь был на передовой линии борьбы за национальную справедливость, демократию и духовное преуспеяние. Он развил многогранную деятельность и снова был рядом с народом, помогая ему во многих нуждах. С самого начала обитель выделила из своих доходов значительную сумму на основание школ, таких как некогда известные Киккская мужская гимназия (1961) и Киккская женская гимназия (1964), ныне 1-й и 2-й Киккские лицеи, соответственно. За совокупность духовного вклада монастырь Киккской иконы Божией Матери удостоился в 1974 году особой награды Афинской академии наук.
Значительную помощь монастырь оказал и тем жителям, которых преследовали турецкие войска и которые в 1974 году искали убежища в Киккских горах. Обитель открыла двери и приняла тысячи беженцев, дав им кров, утешение и силы. Одновременно монастырь перечислял крупные суммы в соответствующие государственные фонды, откуда средства направлялись на помощь беженцам. На монастырских территориях разместились изгнанные учебные заведения и духовные центры, такие как Сельскохозяйственная гимназия Морфоса, которая в течение многих лет располагалась в стенах духовной семинарии. Монастырь направлял финансовую помощь на цели обороны, на улучшение быта солдат, на строительство казарм для национальной гвардии.
На сегодняшний день в монастыре подвизаются двадцать монахов и два послушника. Настоятелем обители с 1984 года является епископ (ныне митрополит Киккский и Тиллирийский) Никифор, стоящий во главе трудов братии по сохранению традиций верного служения ценностям и идеалам эллинизма и православного наследия острова.
В наши дни обитель продолжает свою многостороннюю деятельность, в том числе и в социальной сфере, способствуя утверждению духовных ценностей народа и одновременно возрождению исторической и культурой его памяти. Монастырь пожертвовал большие площади под строительство школ, передал в дар земли муниципалитетам для устроения культурных центров, на свои средства оборудовал целые лаборатории для тех, кто нуждался в них, как, например, спецшколы для трудно адаптируемых детей. Он финансировал расходы по возведению дополнительных школьных помещений, таких как актовый зал Киккского лицея в Пафосе; создавал компьютерные центры в разных учебных заведениях, таких как Педагогический институт, 1-й Киккский лицей и многие другие.
Монастырский ансамбль
Ансамбль монастыря состоит из множества разнородных архитектурных элементов, поскольку формировался в зависимости от потребностей, условий и финансовых возможностей каждой эпохи. Основу ансамбля составляет храм и различные постройки вокруг него, как-то: игуменский корпус, зал собраний, монашеские кельи, библиотека, музей, залы для приемов гостей, экономический отдел и другие. В центре - мощеный плитами двор с источником.
Внутренний дворик |
Сегодня монастырские помещения в большинстве своем реставрированы и украшены изображениями на различные церковные сюжеты. По большей части это мозаика, которая украшает вход, стены внутреннего двора и коридоров, гармонично вписываясь в архитектурные особенности места.
Престольный праздник монастыря Киккской иконы Божией Матери - 8 сентября - Рождество Богородицы, хотя в монастыре торжественно отмечаются все Богородичные праздники. В праздник древней обители тысячи паломников стекаются сюда. Большинство из них поселяется в новых гостевых корпусах, которые в последнее время были построены вместе с другими зданиями рядом с монастырским комплексом для того, чтобы более удобным сделать проживание паломников и других посетителей, которые во множестве в течение всего года приезжают в монастырь.
В окрестностях также находятся монастырские постройки, такие как церковь святителя Василия Великого, церковь апостола Андрея Первозванного и амбеликья с кустами роз, из которых производят благоуханную розовую воду.
Монастырь, по всей видимости, не был построен по единому плану. Он строился в несколько приемов в соответствии с требованиями природного ландшафта.
Сегодня он выглядит таким образом: два вымощенных камнем двора, находящихся на разных уровнях, с двумя входами, окружают корпуса келий. На нижнем уровне двор с севера ограничен главный монастырским храмом (кафоликоном), с юга - средним корпусом, с востока - двухэтажным корпусом, где располагается восточный вход в обитель, так называемый <Като камара>, а с запада - водоемом, превращенным в музей.
На верхнем уровне, где располагается центральный вход в обитель, двор ограничен с севера средним корпусом, а с юга, востока и запада - другими соответствующими корпусами. Своды образуют портики перед фасадами строений, находящихся вокруг двора.
На первом этаже южного корпуса располагаются кельи, на втором - монастырская библиотека. В западном корпусе находятся кельи, большой зал собраний и небольшая часовня во имя святого Харлампия. Средний четырехэтажный корпус состоит из келий и складских помещений. В восточной его части располагаются трапезная, поварня и другие помещения. В восточном корпусе рядом с кафоликоном - на первом этаже кельи, а на втором этаже - игуменские покои. И те, и другие богато украшены деревянной резьбой. Монастырь выстроен из местного необработанного камня. Перекрыты монастырские постройки сложенными из камней камарами с новой двухскатной крышей из бетонной черепицы.
Храм
Храм был построен специально для хранения святого образа. Первоначально он был деревянным, как и все монастырские постройки. Деревянные сооружения были легкой добычей пожаров, которые в 1365 и около 1541 годов нанесли обители серьезный ущерб. Тогда же погибли и украшавшие ее великолепные фрески. После пожара 1541 года монастырь был заново отстроен, но на сей раз дерево было заменено камнем. Тем не менее, пожары случались и позднее, в 1751 и 1813 годах. Они стали причиной гибели людей, уничтожили строения внутри обители, монашеские кельи и гостиницы, труды духовного содержания и произведения искусства, насчитывавшие несколько веков, превратили в пепел важные рукописи и исторические документы.
Храм первоначально был однонефным, но позднее стал трехнефным. В своем нынешнем архитектурном виде он представляет собой купольную базилику. Центральный алтарь посвящен Божией Матери, правый придел - всем святым, а левый - архангелам Михаилу и Гавриилу.
Иконостас, согласно имеющейся надписи, был сооружен в 1755 году, то есть сразу после пожара 1751 года. Как он, так и храмовые иконы чудесным образом были спасены от последнего пожара 1813 года. Знаменитая Киккская икона Божией Матери находится в центре иконостаса, она третья по порядку слева от царских врат.
Большинство икон написано в византийской технике, хотя есть некоторые, в которых явно усматриваются элементы западного влияния. К таким относятся и те иконы, что были написаны в конце XVIII века критским художником Иоанном Корнаросом (1745-1812). Декор церкви дополняют лампады, большие подсвечники, паникадила изумительной русской работы XVIII-XIX веков и различные богослужебные сосуды и приношения.
Продолжением храма является колокольня, построенная только в 1882 году, поскольку в течение длительного времени турецкого господства оккупанты не дозволяли звонить в колокола. На колокольне шесть колоколов, самый большой из которых, весом в 1280 килограмм, отлит в России.
Монастырь сыграл ведущую роль в национальной и религиозной борьбе греческого населения острова. Во времена Британского колониального периода с 1878 по 1960 год борцы ЭОКА (греческая группа партизан, боровшаяся за союз острова с Грецией) находили убежище в монастыре. Это привело к тому, что британцы закрыли монастырь для общественности с 1956 по 1959 год как возмездие за его антиколониальную деятельность.
Тот монастырский комплекс, который сегодня посещается туристами и паломниками со всего света, был выстроен совсем недавно, только в середине XX-го века. В конце 1980-х годов монастырь отреставрировали, украсили росписями и прекрасными мозаиками, в результате чего он приобрел свой сегодняшний вид. До сих пор Киккос остается крупным собственником земли и недвижимости, причем до 1917-го года монастырь также обладал землей на юге России. Вообще, связь Киккоса с Россией является достаточно тесной. Так, некоторые элементы оформления монастыря были изготовлены именно российскими мастерами.
Святые реликвии Монастыря хранятся в специальной комнате, выложенной подобно часовне внутри церкви. Комната и музей были открыты в 1997 году. Выставочная площадь музея размещена в северо-западном секторе уцелевшего старого комплекса монастыря. Монастырь располагает большой коллекцией редких рукописей, Святых Библий, церковной одежды, крестов. Все они представляют исключительную ценность, у каждого своя история, рассказывающая об искусстве людей, которым поклоняются во славу Бога.
Монахи, входящие в братство. Не живут подобно общине. Они образованны и каждый из них несет определенную ответственность и выполняет различные обязанности в Монастыре. Вместе они молятся, ходят на утреннюю и вечернюю службы и питаются общей для всех едой. Те, кто посвятил себя жизни в монастыре, встают на этот путь в раннем возрасте, так как они должны получить среднее и высшее образование. Монастырь выплачивает членам Братства заработную плату, тем самым устраивая их жизнь согласно выбранной программе для образования и работы в рамках правил, установленных для монашеской жизни.
В пригороде столицы Кипра – города Никосия расположены подворья монастыря Киккос, которые здесь принято называть Метохион Киккос. Раньше подворья монастыря располагались на окраине столицы Кипра, но через годы Никосия увеличила свою территорию и сейчас подворье находится неподалёку от городских построек.
Киккская икона Божией Матери
Киккская икона Божией Матери ОРИГИНАЛ |
Киккская икона Божией Матери копия |
Средоточием Киккской обители является икона Божией Матери Киккская, которая, согласно передаваемому из поколения в поколение преданию, написана святым апостолом Лукой с Самой Богородицы. Эта святая икона известна еще и как Богородица Милостивая ("Источник милости"). На ней изображена Богородица, Которая держит на правой руке Христа. Образ этот известен во всем православном мире. С него написаны многие иконы в Греции, России, Грузии, Болгарии, Египте, Эфиопии, что свидетельствует о большом почитании, которым пользуется икона среди православных народов. В 1576 году икона была покрыта серебряной позолоченной ризой, а новая риза была установлена в 1795 году. Лик Божией Матери закрыт и никогда не открывается, вероятно, потому, что таково было желание императора Алексея Комнина, а может быть потому, что так икона внушает большее уважение.
Рассказывают, что в 1669 Александрийский патриарх Герасим дерзнул поднять покров и увидеть лик Богородицы, но за это богохульство был наказан. Со слезами на глазах он был вынужден просить у Бога прощение. Русский монах Василий (Барский), посетивший монастырь в 1735 году, пишет, что монахи открывают лик иконы только в период бездождия и то только после того, как сначала перенесут ее на вершину соседней горы, известной под названием Трон, где поют молебен, причем лика Богородицы они не видят, поскольку он обращен к небу.
Народ очень чтит святую икону. В бесчисленном множестве песен воспевается Божия Матерь Киккская. Весьма велико число исторических свидетельств о тех почестях, которые воздавали этой иконе во время крестных ходов по всему острову. Так же благоговейно ее чтили и верующие из других стран. В старину, отправляясь в паломничество на Святую Землю, заезжали и на Кипр, чтобы посетить этот известнейший монастырь острова. Естественно, что сегодня, когда современные средства сообщения облегчают и сокращают поездки, к иконе приезжает огромное число паломников. В монастырь прибывают верующие из многих частей света, прибегая к чудотворной силе Богородицы, прося исцелений и чтобы почерпнуть сил для перенесения жизненных испытаний.
В храме мы видим приношения, которые свидетельствуют о чудесах Богородицы. Так, например, была принесена в дар частичка языка рыбы-меч - в память о спасении от верной гибели моряков одного корабля, который в 1718 году был пронзен этой огромной рыбой. Один негр захотел осквернить икону, и за это у него отсохла рука, изображение которой в напоминание об этом событии находится рядом с иконой. Чудеса Богородицы воспеваются и в стихах, сочиненных разными стихотворцами; эти стихи не раз публиковались в изданиях для народа. Силой святой иконы в периоды сильных засух лил дождь, бесплодные жены рожали, больные исцелялись. В прошлом островитяне постоянно просили киккских монахов принести икону в их деревни ради освящения, потому что верили, что одного лишь ее присутствия было достаточно, чтобы прекратился мор, эпидемия, чума или любое другое стихийное бедствие. Но особенно икона помогала во время засухи. В исторических источниках приводятся упоминания о частых крестных ходах и молитвах народа с просьбой о заступлении, о том, чтобы отверзлись небеса.
Во время турецкого господства киприоты часто прибегали к помощи святой иконы. Для перенесения иконы и вообще выноса ее за пределы обители требовалось особое разрешение, за выдачей которого христиане обращались к властям с соответствующим прошением. Нередко османские чиновники отказывали, и христианам, чтобы добиться фирмана - разрешения, приходилось доходить до самого султана. Так, фирман 1643 года сообщает, что однажды жителям удалось, обратившись к султану, избавиться от произвола чиновников.
История Киккской иконы.
Киккская «Милостивая» икона Божией Матери, как повествует предание, была написана апостолом и евангелистом Лукой еще при жизни Пресвятой Богородицы. Долгое время икона находилась в Египте, затем была перевезена в Константинополь и поставлена в царских чертогах. После чудесного исцеления дочери императора Алексия I Комнина (1081 — 1118) Пресвятая Богородица явилась ему во сне и повелела послать Свою чудотворную икону на Кипр. Оставив у себя точную копию, император отправляет саму икону на остров. Монах Исайя благодаря вкладу Алексия I Комнина основал на горе Киккос мужской монастырь в честь Богоматери «Елеусы» (Елеуса, или Умиление, — один из основных типов изображения Божией Матери в иконописи). Полное название этой обители — «Святой Царский Ставропигийский монастырь Богоматери Киккоса».
Великая святыня монастыря — икона Божией Матери «Елеусы» — прославилась многими чудесами. По настоящее время древний образ размещается в главном храме обители в специальном киоте. Лики Божией Матери и Богомладенца покрыты драгоценной пеленой, этот покров никому не позволено поднимать.
В XV — XVII вв. икона Божией Матери «Киккская» распространилась во множестве списков по всему греческому Востоку. В России, особенно в южных краях, списки появляются в конце XVI —начале XVII вв. в связи с распространением сказаний о кипрских святынях. Одним из самых известных в России был список, сделанный Симоном Ушаковым в 1668 году для церкви святого Григория Неокесарийского на Большой Полянке в Москве. Он находился в местном ряду главного иконостаса. Другой не менее известный список исполнил тот же изограф для Свято-Успенского мужского монастыря «Флорищева пустынь» Владимирской (ныне Нижегородской) епархии. Предполагается, что игуменом пустыни в то время был родственник Симона Ушакова — будущий митрополит Суздальский и Юрьевский Иларион. В настоящее время Киккская-Владимирская икона Богоматери хранится во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике.
В XIX —начале XX века списки Киккской иконы появляются близ Брянска. Следы одного из них приводят в Белобережскую пустынь. Белобережский Иоанно-Предтечев мужской монастырь был основан в XVIII веке близ г. Брянска. Главной святыней обители являлась икона Божией Матери «Троеручица». В конце XVIII в. указом Екатерины II обитель была упразднена и возобновлена только в 1800 году. При составлении описи монастырского имущества в 1804 году упоминается «Образ Кипрския Киковския Пресвятыя Богородицы». Вероятно, что икона была привозная, поскольку автор описания пояснял: «Икона сия древней греческой работы».
В описях монастырского имущества в XVIII веке Киккский образ Божией Матери не упоминается. Можно предположить, что он появился в обители между 1800 годом (годом возобновления монастыря) и 1804 годом (описью церковного имущества). Вероятно, что ее появление в Белобережской пустыни связано с именем афонского подвижника инока Василия (Кишкина), недавно причисленного к лику святых в сонме преподобных старцев Глинских. В 1759 г. на Афоне поселился иеросхимонах Паисий Величковский, возродивший духовную жизнь Свято-Ильинского скита. За ним последовали и его ученики, в том числе и инок Василий (Кишкин), приехавший на Афон несколько позже. Он прожил при ските с двумя своими учениками несколько лет. Списки с Киккской «Милостивой» иконы были распространены по всему греческому Востоку. Один из них находился в Хилендарском монастыре на Афоне. Повидимому, именно с этой иконы сделал свой ставший знаменитым список 1668 года Симон Ушаков.
Иеромонах Василий был назначен настоятелем Белобережской пустыни в 1800 году. Обитель в тот момент пребывала в запустении, и преподобный Василий в несколько лет благоустроил обитель и наставил в добродетели ее братию. Преподобный Василий (Кишкин) мог привезти с Афона список Киккской иконы Божией Матери. Наверное, поэтому среди книг Белобережской пустыни до начала XX века и хранилась рукопись «Описание Честныя и Царския обители Киккосския, или повесть о перенесении Св. и Чудотворной иконы Пресвятыя Богородицы». Сам печатный оригинал книги был издан в 1751 году в Венеции. Думается, что этот рукописный перевод с первого издания сопровождал список иконы в Россию во второй половине XVIII века, рассказывая и поясняя историю и смысл святого образа.
Одним из учеников преподобного Василия (Кишкина) был иеромонах Серафим (Веденисов), сын купца. Его так поразила встреча с богодухновенным старцем, что 16-ти лет от роду, оставив отцу лишь записку, он бежал в монастырь. Получив благословение отца, жил под руководством старца Василия и принял постриг. Инок Серафим подвизался в Белобережской обители, а в 1818 году он был назначен настоятелем Богородицкой Казанской Площанской пустыни, куда и пришел вместе с десятью учениками, «дабы улучшить церковный чин и порядок». С приходом в обитель иеромонах Серафим начинает хлопотать о постройке придела к Казанскому собору в честь Киккской иконы. Можно лишь догадываться, почему иеромонах Серафим придавал такое большое значение почитанию Киккского образа Богоматери. Вероятно, он унаследовал почитание этой иконы от своего духовного наставника преподобного Василия (Кишкина). В 1824 году епископ Орловский Досифей (Ильин) благословил строительство. Иеромонах Серафим скончался в 1826 году, и строительство придела было завершено при настоятеле иеромонахе Маркеллине в 1828 году, новый престол был освящен в честь Кипрской иконы Божией Матери.
И здесь возникает вопрос: почему придел освящен в честь Кипрского образа Пресвятой Богородицы, а не Киккского? Кипрский образ известен с IV века. Один из исследователей русской иконы возводит иконографию этого образа к сюжету поклонения волхвов, которые располагались справа и слева от сидящей Богородицы. Позже фигуры волхвов исчезли, и на иконе перед нами предстает Богоматерь, сидящая на троне и держащая перед Собой Младенца Христа.
Путаница в названии этих двух икон — Киккской и Кипрской — существовала еще до 1917 года. С древнейших времен в русском языке за Киккской иконой закрепляется двойное название, в котором «Кипрская» зачастую заменяет «Киккскую», более сложную с точки зрения произношения и запоминания. Скорее всего, со смертью настоятеля Площанской пустыни отца Серафима, так почитавшего этот образ, правильное название забылось и для простоты было заменено «Кипрской».
В Площанском монастыре икона почиталась как местночтимая. Она находилась в Кипрском приделе Казанского собора, в иконостасе, вместе с иконой Христа Спасителя.
Как и в Белобережской, в Площанском пустыни имелась рукопись «Повествование премудрейшего Иеромонаха Евфрема (проповедника Священного Евангелия в Кипрском острове бывшем) о принесении в обитель Кипрския Чудотворныя иконы, нарицаемой КИПРСКИЯ БОГОМАТЕРИ».
Сама икона с изображением Богоматери имела небольшой, келейный размер, и чтобы поставить ее в местный ряд иконостаса, пришлось врезать ее в доску большего размера, расписанную местными иконописцами.
Словно в подтверждение особого отношения в Площанской пустыни к Киккской иконе Богоматери, к приделу в честь Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы «утверждена икона простой живописи на доске, изображающая ПРИНЕСЕНИЕ К БОГОРОДИЦЕ ИКОНЫ ЕЯ СВ. ЕВАНГЕЛИСТОМ ЛУКОЮ». Она раскрывает важнейший эпизод из истории Киккской иконы Богоматери. Только пребывание в обители списка с Киккской «Милостивой» иконы Божией Матери могло вдохновить местных иконописцев на создание образа с таким редким сюжетом.
В описях монастырского имущества в разные годы упоминаются еще два образа, один из них снова именуется «Иконой Кипрской Богоматери, греческой живописи».
Другое изображение Киккской иконы Божией Матери находилось на хоругви, которая в начале XX века хранилась за левым клиросом церкви в честь Сошествия Святого Духа. Оно была написано на полотне, «с изображением на одной сторон КИПРСКИЙ БОГОМАТЕРИ, а на другой НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА», в честь двух приделов Казанского собора и их почитаемых икон.
Судьба, постигшая списки Киккской иконы Божией Матери из Белобережского монастыря и Площанской пустыни после 1917 года, остается неизвестной. Обители были разорены, иконы наряду с другими монастырскими ценностями исчезли. Многие монастырские документы за прошедшие годы были утрачены, поэтому сейчас не представляется возможным детально восстановить историю пребывания этих святых образов в брянских монастырях. Но мы знаем, что, появившись в конце XVIII — начале XIX века на Брянской земле, списки с чудотворной Киккской иконы Божией Матери были любимы и почитаемы, освящая своим присутствием древние обители.
"Трон Богородицы"
На вершине одной из гор к северу от обители находится "Трон Богородицы". В старину здесь действительно стоял деревянный трон, на который ставили икону, когда воссылали молитвы к Богородице, прося о дожде. В 1935 году место деревянного трона заняла бетонная кувуклия, которая в последнее время была заменена другой, большей по размеру и более величественной. Рядом находится захоронение первого Президента Республики Кипр архиепископа Макария III (1913-1977), который входил в число братии монастыря.
Монастырский музей
Музей является уникальным в своем роде хранилищем культуры и истории Кипра.
Большая коллекция бесценного антиквариата и произведений искусства является сокровищницей музея и знакомит посетителей с историей острова, интересной историей монастыря и церкви Кипра в целом.
Музей расположен на территории монастыря и построен по последнему слову техники, богат внутренним интерьером и собственно сам является произведением искусства.
Экспозиция бесценной коллекции музея сопровождается соответственным освещением и византийской музыкой, что создает особую атмосферу и переносит посетителей на столетия назад в ранний христианский, византийский и пост-византийский периоды истории.
Посещение музея, несомненно, оставит незабываемые впечатления о прошедших эпохах и обогатит вас историческими знаниями и высоким вдохновением.
Музей Киккского монастыря, отвечающий всем современным научным требованиям и международным стандартам, был открыт в мае 1998 года. В нем представлена богатая коллекция церковной утвари, старых географических карт, гравюр, предметов старины и многих других объектов культурного наследия острова. Большая часть церковной утвари, как, например, облачения, иконы, книги и рукописи, хранились до открытия музея в монастыре, но есть в музее и такие экспонаты, которые в прошлые времена были похищены, вывезены из Кипра за границу, а теперь выкуплены на аукционах и возвращены на родину. В монастыре есть мастерская по реставрации рукописей, икон и монастырских святынь, мастера которой прилагают немало усилий для сохранности богатейшей коллекции обители.
Музей Киккского монастыря |
Выставочный зал музея, по мысли настоятеля Киккской обители, должен не только отвечать высоким научным критериям, но и быть прекрасно оформленным, чтобы отражать славу и благородство Византийской империи. Он должен соответствовать слову "царский", содержащемуся в названии монастыря, и непосредственно связывать обитель с царскими палатами Константинополя, откуда она ведет свою историю и где получила главную святыню, поскольку ктитором обители считается византийский император Алексей Комнин. Следуя этим предписаниями, полы выставочных залов музея выложили разноцветным гранитом и мрамором, а потолки инкрустировали ореховым деревом, украсили деревянной резьбой и позолотой.
Дополняют декор зала выполненная из кусочков мрамора мозаика, изображающая символические сюжеты, и каменные барельефы. Вся атмосфера богато украшенного выставочного зала, особым образом подсвеченного, звучание византийских песнопений, уникальные экспонаты, большинство из которых изготовлены из драгоценных материалов: золота, серебра, эмали, слоновой кости, шелка, порфиры, жемчуга и других драгоценных камней, - помогают посетителю мысленно перенестись в древние времена и воссоздать в своем представлении славу и величие эллинизма и Православия.
План музея Киккского монастыря |
Музей расположен на северо-западе старого ансамбля монастыря. В него попадаешь через сводчатый вход, который находится на северной стороне верхнего большого внутреннего монастырского двора. Открыв тяжелую дверь, посетитель оказывается на лестнице, ведущей в вестибюль музея, где в глубине, в специально обустроенном месте, расположена музейная лавка. Там можно приобрести разнообразные сувениры (книги, слайды, открытки, копии экспонатов и проч.).
На плане цифрами обозначены:
1. Коллекция древностей
2. Ранние христианские, византийские, пост-византийских сосуды, облачения, украшения
3. Иконы, фрески, резьба по дереву
4. Рукописи, документы, книги
5. Титулы
Руководитель музея: Στυλιανός Κ. Περδίκης
Музей работает каждый день кроме Пасхи (Великой субботы и воскресения), то есть в обычные субботу и в воскресение работает.
Время работы:
- зимой (с ноября по май) с 10:00 до 16:00
- летом (с июня по октябрь) с 10:00 до 18:00
Стоимость билета для входа в музей:
- взрослым 5 евро с человека,
- для групп от 10 человек - 3 евро с человека,
- для детей и учеников - бесплатно.
Контакты музея Киккского монастыря:
Почтовый адрес для писем: p/o box 28183, 2091 Λευκωσία, Κύπρος
Телефон +357 22.942.736
Факс: +357 22.942.744
Офис музея в Никосии: +357 22.370.002
Факс музея в Никосии: +357 22.386.154
e-mail: mimk@cy.net
сайт: http://www.kykkos-museum.cy.net
Монастырские подворья
Большинство из подворий действовали на Кипре, хотя некоторые, к тому же значительные из них, находились в Константинополе, в Смирне и в Грузии. К сожалению, с 1974 года подворья Ксиропотам, Авлона и Бараджис, оказавшиеся на оккупированной территории, пришли в запустение. По имеющейся информации, их состояние таково, что они довольно скоро могут превратиться в руины. Подворья - неотъемлемая составляющая общей мозаики архитектурного ансамбля Киккского монастыря, но существующие по этой теме исследования немногочисленны, к тому же большая их часть уже устарела, а другие затрагивают частные вопросы археологии, архитектуры или истории искусства.
МОЩИ ПРОРОКА Иоанна Крестителя
Мощи Иоанна Крестителя являются весьма почитаемыми святынями в христианском мире. К сожалению, они по частям рассеяны по всему миру. На Кипре, в монастыре Киккос, хранится фрагмент мощей святого Иоанна! Приложиться к ним может любой православный христианин. Для этого попросите дежурящего у иконы Богородицы монаха открыть комнату, где настоятели монастыря бережно хранят уникальную коллекцию христианских святынь.
Лука: апостол, евангелист и иконописец
18 октября Кипрская церковь празднует день святого евангелиста Луки, который, согласно преданию, является автором Евангелия от Луки в Новом Завете. Предположительно уроженец Антиохии Сирийской, Лука получил хорошее образование и на простом изящном греческом языке написал Деяния апостолов – самое раннее из известных нам свидетельств о зарождении христианства. По преданию, Лука был и первым иконописцем, автором первой иконы Пресвятой Богородицы. Именно ему приписывают создание нескольких самых знаменитых икон Богородицы – Владимирской Богоматери, Ченстоховской иконы Божией матери и Киккской Богоматери.
Мозаичная копия Киккской Богоматери. Монастырь Киккос, Кипр. |
ЖИТИЕ АПОСТОЛА ЛУКИ
Евангелист Лука с юных лет посвятил себя науке. Он изучил иудейский закон, научился искусству врачевания и познакомился с греческой философией. Лука прекрасно знал греческий и египетский языки. Из Антиохии Лука пришел в Иерусалим в то самое время, когда Господь сеял там семена божественной истины. Семя евангельского учения пало на сердце Луки, как на добрую землю. Принадлежа к лику семидесяти апостолов, избранных Самим Господом, Лука своею проповедью уготовлял путь Ему и уверял людей, что пришел в мир давно ожидаемый Мессия.
Во время страданий Господа, в то время, как многие отвернулись от учения, Лука скорбел всей душою об Учителе. За эти сердечные слезы Иисус даровал Луке неописанную радость встречи. Об этом Лука рассказывает в Евангелии, не называя себя по имени. В день Воскресения Христова Лука с другим апостолом повстречали Самого Воскресшего Иисуса, но не узнали Его. Господь спросил, отчего они так печальны. Лука и Клеопа рассказали о страданиях и крестной смерти возлюбленного Учителя. И лишь когда Христос, возлежа с Лукой и Клеопой за вечерней трапезой, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им, тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Лука и Клеопа возвратились в Иерусалим и рассказали одиннадцати апостолам о явлении им воскресшего Господа.
Когда же настало время гонения христиан, Лука отправился на свою родину, в Антиохию. В Севастии, где хранились мощи Иоанна Крестителя, апостол взял от мощей правую руку, под которою некогда преклонил главу свою Христос, приемля крещение от Иоанна. С этим бесценным сокровищем Лука прибыл на родину, к великой радости тамошних христиан.
В Антиохии Лука сделался участником в трудах и страданиях апостола Павла, почитая его как учителя и отца. Апостол Павел очень любил Луку и в своих посланиях называл его братом, возлюбленным врачом. Лука был один с Павлом во время его предсмертного заключения.
После кончины апостола Павла Лука продолжал проповедовать слово Божие. В Фивах принял он мученический венец от идолопоклонников. За неимением креста, его повесили на оливковом дереве. Так в возрасте восьмидесяти четырех лет окончил жизнь свою апостол и евангелист Лука. Он был погребен в Фивах, откуда в IV в. его святые мощи были перенесены в Константинополь.
Евангелист и иконописец Святой Лука. |
НАСЛЕДИЕ АПОСТОЛА ЛУКИ
Апостолом Лукой было написано Евангелие, заключающее в себе все подробности земной жизни Иисуса Христа. Апостол передал нам в Евангелии виденное и слышанное им самим, а также то, что видели и слышали другие последователи веры Христовой.
Апостол Лука написал и книгу Деяний апостольских, в которой подробно изобразил сошествие Святого Духа на апостолов, их труды и чудеса, а также распространение Евангелия среди неверующих через проповедь апостольскую и устройство первоначальной церкви Христовой на земле. В особенности же подробно поведал о жизни и деяниях апостола Павла.
Предание говорит, что евангелист Лука первый в мире написал образ Божией Матери, держащей на руках Предвечного Младенца, а затем еще две иконы Пресвятой Богородицы и, желая узнать, угодно ли это Богоматери, принес их Ей. Богородица, увидав образ свой, изрекла пречистыми устами: «Благодать Родившегося от Меня и Моя да будет с сими иконами». Евангелист Лука, рассказывая то же предание, написал на досках и образы святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Таким образом, от апостола и евангелиста Луки началось иконописание в мире.
ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ЛУКИ
Это третья книга Нового Завета и третье из четырех канонических Евангелий. Евангелие от Луки – самая длинная книга Нового Завета. Ему предшествуют Евангелия от Матфея и Марка, за ним же следует Евангелие от Иоанна.
Жизнь Христа у Луки излагается преимущественно с исторической стороны, рассказ отличается обстоятельностью и подробностью, приводится большое количество притч Христа. Евангелие от Луки начинается с описания наиболее ранних событий в хронологическом плане, а именно с благовестия Захарии о грядущем рождении Иоанна Крестителя. Прочие же Евангелия начинаются с Рождества Христова или уже с проповеди Иоанна Крестителя.
События же последних дней земной жизни Иисуса занимают сравнительно небольшое место по отношению ко всему объему книги. Евангелие от Луки состоит из 24 глав и заканчивается повествованием о вознесении Христа на небо.
Евангелие от Луки было написано во второй половине I в., приблизительно между 80 и 100 гг. н.э. Если не считать вступления, написанного в классическом стиле, Евангелие от Луки написано разговорным греческим языком (койне). Евангелие это особенно ценится за его литературное изящество, за то, что Иисус изображен в нем в окружении других живых лиц, за сохраненные только в этом Евангелии изречения Иисуса и свидетельства о его деяниях, не упоминаемых в других Евангелиях, и, наконец, за четкую юридическую формулировку обвинений, выдвинутых против Иисуса: «Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называя Себя Христом Царем» (23:2).
Ченстоховская икона Божией Матери. Известна как «Черная Мадонна» из-за ее темного лика. Хранится в монастыре Ясная Гора в польском городе Ченстохова. |
Лука подчеркивает универсальность Благой Вести и ее открытость для всех людей. Так, к примеру, Симеон во время Сретения говорит о Младенце, что тот будет светом для язычников, а во время описания проповеди Иоанна Крестителя только Лука приводит ветхозаветную цитату: «И узрит всякая плоть спасение Божие».
Особое внимание Лука уделяет людям и Божьей любви к ним: Лука, в отличие от других евангелистов, приводит множество притч, сосредоточенных на людях. Особенно автор Евангелия подчеркивает милосердие Божье к кающимся.
Апостол, евангелист и иконописец Лука особо почитается на Кипре: ведь именно здесь, в монастыре Киккос хранится одна из трех великих икон Богородицы, написанных святым при ее жизни.
Контакты Киккского монастыря.
Киккский монастырь +357 22942435 , +357 22942476 christening (обряд)
Письма можно отправлять по факсу 22 942384 (с пометкой для отца Ивана, если требуется перевод благодарностей на греческий)
Почтовый адрес: Cyprus, CY-2865, Holy Monastery of Kykkos, for father ... (например Agathonikos)
email: office@churchofcyprus.org.cy
Комментарии и Вопросы посетителей:
Почему закрыли лик иконы Киккской Богоматери?
- По преданию, ее нарисовал св. Лука, и она долгое время находилась у императора Эммануила. Однажды Эммануил охотился в лесу и заблудился. Долго блуждал он по лесу в поисках дороги и вдруг увидел молящегося старца. Стал Эммануил спрашивать старца, как выбраться из этого леса, но тот, поглощенный молитвой, не слышал его. Видя, что старец не обращает на него внимание, а к этому грозный правитель не привык, Эммануил избил его. После этого, проблуждав еще какое-то время, император все-таки выбрался из лесу и благополучно возвратился в свой дворец. Но через некоторое время страшная неведомая болезнь приковала его к ложу. Ко многим лекарям обращался он, но ни один не смог помочь. Отчаялся Эммануил. И вот однажды во сне явилась к нему Матерь Божья, устыдила его за избиение старца и повелела отыскать его, выпросить у него прощение: и только тогда болезнь отступит. Тяжко пришлось слугам отыскивать старца. Отыскали, наконец, привели. Прикованный к ложу Эммануил стал просить у старца прощения. Но тот поставил ему условие: в награду за излечение воздвигнуть монастырь в горах и назвать его Кикским, ибо слышал он там птичку, кричавшую: кик-кик! Построил император монастырь, но вдруг заболевает той же страшной болезнью его дочь. И вновь пришлось посылать за старцем. Старец согласен излечить дочь, но вновь ставит условие - отдать икону "Божьей Матери" от Луки в построенный монастырь. Императору некуда деваться - согласился, но поставил свое условие: закрыть ее пологом. Раз он ее не может больше зреть, пусть и никто не сможет. Однажды один монах нарушил условия царя, протирая оклад, не удержался, отодвинул полог, закрывающий лик, и взглянул. Сразу же за это он был наказан - здесь же, у иконы, он и ослеп. Вот такая история. И теперь лик Богоматери и младенца закрыты - видны лишь облачение и руки матери, держащие младенца, да его ножки.
- Скорее всего, до XVII века, - а может быть даже и позже, вплоть до XIX века, - Икона Киккской Богоматери была открыта для поклонения. Сама мысль ЗАКРЫТЬ ЛИК ПОЧИТАЕМОЙ ИКОНЫ, ПРИЧЕМ НАРИСОВАННОЙ НЕ КЕМ-НИБУДЬ, А САМИМ АПОСТОЛОМ ЛУКОЙ, выглядит чрезвычайно странно и не имеет аналогов.
Что же могло так не понравиться редакторам средневековой и "древней" истории, что они были вынуждены навсегда закрыть Икону от взоров посетителей?
Мы не можем доказательно ответить на вопрос. Поскольку достоверных изображений Иконы нам неизвестно. Более того, как сообщает, например, архиепископ Сергий в своем фундаментальном труде "Полный Месяцеслов Востока" в известной книге XIX века "Изображения икон Пресвятой Богородицы", помещено НЕВЕРНОЕ изображение этой .Сегодня посетители Киккского монастыря на Кипре могут увидеть Икону лишь в том виде, который показан на фотографии. Лик Богородицы закрыт покровом, а в прорези покрова виден только лишь оклад. Таким образом, Икона ПОЛНОСТЬЮ ЗАКРЫТА от глаз посетителей. Это - НОВЫЙ ОКЛАД, изготовленный в 1795 году, см. выше. СТАРЫЙ ОКЛАД 1576 года можно увидеть в самом храме Киккского монастыря. Внутрь старого оклада вставлена ДРУГАЯ ИКОНА БОГОМАТЕРИ.. Таким образом, сегодня можно увидеть лишь СТАРЫЙ ОКЛАД XVI века, с другой иконой внутри, а саму Икону, нарисованную апостолом Лукой, сегодня УВИДЕТЬ НЕЛЬЗЯ.
Обратим внимание на головной убор Богородицы, повторенный в СТАРОМ окладе 1576 года,. ЭТО - РУССКИЙ КОКОШНИК. То есть хорошо известный, ЧИСТО РУССКИЙ головной убор. Отметим, что на многих иконах Богородицы у нее на голове изображена корона. Но здесь вместо короны мы видим КОКОШНИК. Но тогда возникает вопрос, а не происходит ли само название иконы - КИККСКАЯ или КОКОССКАЯ от русского слова КОКОШНИК? Тем более что, как считается, <<ПРОИСХОЖДЕНИЕ ТОПОНИМА КИККОС НЕИЗВЕСТНО. Более того, название КИККСКАЯ практически тождественно с русским словом КИКА, что означает женский головной убор, "КОКОШНИК С ВЫСОКИМ ПЕРЕДОМ"
Возможно вид Богородицы в РУССКОМ КОКОШНИКЕ стал настолько возмутительным в глазах вооруженных скалигеровской историей ученых XVII века, что пришлось ЗАКРЫТЬ ИКОНУ. Но след кокошника сохранился в самом названии иконы и, как мы видим, в старом окладе 1596 года. Не исключено, что на самой Иконе, если бы ее можно было посмотреть, КОКОШНИК изображен еще более откровенно. Более того, возникает много других не менее интересных вопросов. Почему старый оклад оставляет открытым почти все изображение Богородицы, а новый оклад XVIII века ГЛУХО ЗАКРЫВАЕТ ЦЕЛИКОМ ИКОНУ? Насколько это можно видеть из-под современно покрова. Может быть, на Иконе кроме русского кокошника было нарисовано еще много интересного? Например, надписи, символы на одежде и т.п. Было бы очень полезно посмотреть на старую Икону. Если вообще она сохранилась. Не показывают ли сегодня на Кипре только новый оклад и современный покров на нем?
- Эта икона написана, по преданию, святым евангелистом Лукой. Название свое "Киккотиса" она получила от горы Киккос, что на острове Кипр. Здесь она находится в императорской обители, в храме, построенном в ее честь. Прежде чем попасть на остров Кипр чудотворный образ Богородицы произволением Божиим долго странствовал: сначала находился в одной из первых христианских общин в Египте, затем был перевезен в Константинополь, где оставался до времени Алексия Комнина (конец XI - начало XII века). В эти годы старцу-отшельнику Исаии в чудном знамении было открыто, что его стараниями чудотворный образ, написанный евангелистом Лукой, будет пребывать на острове Кипр. Старец много трудов положил на выполнение Божественного откровения. Когда икона Богоматери прибыла на остров, от нее стали совершаться многие чудеса. Издревле и доныне в обитель Богоматери Милостивой со всех сторон стекаются одержимые всевозможными недугами и получают исцеление по вере своей. В чудодейственную силу святой иконы веруют не только христиане, но и иноверцы и прибегают к ней в бедах и болезнях. Неисчерпаема милость Пречистой Богородицы, Заступницы всех страждущих, и воистину присуще Ее образу имя "Милостивая". Чудотворная "Киккская" икона Богоматери имеет замечательную особенность: она, неизвестно с какого времени, закрыта до половины пеленою от верхнего левого угла до правого нижнего, так что ликов Богоматери и Божественного Младенца никто не может и не дерзает видеть. Изображение Богоматери на иконе являет собой тип Одигитрии, как и образ Смоленской иконы Матери Божией. Глава Богородицы увенчана короной.
Я хочу покрестить ребенка, но не знаю как на греческом языке объяснить, что я хочу.
Звоните по вышеуказанному телефону и говорите:
Патер Агафонике !
Имастэ росиэ кэ селуме на вафтисуме тон | гйо (сын) / коритси (дочь) | мас эдо стон Кикко. (Мы из России и хотим покрестить нашего ребенка)
Ти хриязэтэ кэ потэ гинэтэ? (что для этого нужно и когда можно это сделать?)
Можете организовать крещение ребенка или взрослого на Кипре?
Сайт prokipr.ru может организовать крестины.
Недавно, был на Кипре и посетил Кикский Монастырь. Там для своей матушки приобрел в церковной лавке иконку Кикской божей матери и вместе с ней в одной упаковке дали несколько предметов, назначение которых мне не рассказали или я не внимательно выслушал. Там были два флакончика, один с прозразной водой с изображением на нем иконы, другой с зеленой, пахнущей ладонном, мягкий мешочек с изображением святого Николая и коробочку, как из под спичек, с находящимися внутри белыми камушками. Подскажите пожалуйста назначение всех этих предметов.
Эти предметы были куплены не в церковной лавке, а вне монастыря на улице, так как в монастыре таким не торгуют.
Но своей святости они от этого нисколько не теряют.
Флакончик с прозразной водой - это святая вода.
Флакончик с зеленой водой - это святое масло.
Воду и масло надо втирать в больные места.
Мешочек с изображением святого Николая - ладанка или оберег, носят с собой, чтобы оберегал от опасностей
Коробочка с белыми камушками - ладан для жжения (чёрт ладана боится), разжигаем угольки и на них кладём ладан.
Если возникают трудности - обращайтесь к нам.