Прогнозы по Кипру. – Прогнозировать – это в принципе возможно? Рассуждать о том, не что вероятно, а что будет?
– Футурология – ремесло рискованное, но потребность знания о будущем лежит в основе человеческой природы. Если «включить» аналитическое предвидение, основанное на синтезе многих гуманитарных наук, можно остановиться на следующих ключевых темах. Первое – это неизбежная демографическая производная от глобализации, то есть новое великое переселение народов из «третьего» мира в «первый». Второе – прогностика* по решению кипрского конфликта и третье – судьба ЕС и ее финансового символа.
– С этого давайте и начнем. Кипр как часть еврозоны не может не волновать судьба единой валюты. Ваш прогноз на выживаемость евро?
– Долговой кризис в Европе поставил на повестку ближайших лет тему дальнейших перспектив евро. Для Кипра как финансово-инвестиционного центра этот вопрос критически важен. Посмотрите: в еврозону уже никто не торопится. В середине декабря, на саммите в Брюсселе была сделана переоценка ценностей. Все больше стран Центральной и Восточной Европы пытаются отодвинуть сроки присоединения к зоне евро. Польша, Чехия, Венгрия уже взяли тайм–аут на срок от двух до пяти лет с возможностью пролонгации. Эстония, пополнившая еврозону с 2011 года, случай отдельный: ее страхует Финляндия – главный экономический магнит.
Тем не менее, думаю, что больной выживет, хотя и утратит часть своего финансового очарования. Консервация еврозоны не исключена, но вероятность ее раскола крайне мала. Это означало бы капитуляцию всего европейского концепта перед лицом глобальных конкурентов: США, Китая, России. Вряд ли ведущие страны ЕС, стоящие у истоков его основания, позволят себе потерять лицо. Но неизбежно изменение общего финансового законодательства, ключевым фактором станет бюджетная дисциплина и противодействие накоплению «плохих»* долгов. Кроме того, вряд ли в пространстве единой валюты сохранится братский союз финансовых отличников и разгильдяев-двоечников. К последним будут приниматься самые серьезные меры. В этой связи определенное беспокойство вызывает тесная взаимозависимость кипрской и греческой банковских систем. Факт хорошо известный в финансовом мире, но ретушируемый перед глобальными инвесторами и широкой публикой. Пока на это обратили внимание только некоторые рейтинговые агентства, понизившие прогнозы по крупнейшим кипрским банкам. Впрочем, финансовая система Кипра достаточна гибкая, думаю, что привязка к Греции не станет роковой.
– Миграционный вопрос – самое заметное следствие глобализации в глазах простых граждан. На Кипре последнее время наметилась известная напряженность в этой области. Каких последствий можно ожидать?
– Действительно, со второй половины 2010 года миграционные проблемы стали горячими политическими темами. Общество постепенно поляризуется, занимая одну из двух возможных позиций. С выгодами все понятно: мигранты (преимущественно молодые) снижают стоимость неквалифицированного труда, помогают компенсировать растущие социальные издержки, связанные с обеспечением пожилых людей. В стране пребывания они одновременно и работают, и покупают, стимулируя потребительский спрос. Тем не менее, миграция (особенно, нелегальная), увеличивающееся количество беженцев и соискателей различных статусов, неплохо устроившихся на острове за счет налогоплательщиков, начинают волновать значительную часть населения. В Парламенте в минувшем году несколько раз обсуждался вопрос сокращения иммиграционных бюджетов; впервые отмечены этнически мотивированные молодежные столкновения. Похоже, Республике Кипр не спрятаться от тенденций, характерных для большинства стран ЕС. В такой ситуации неизбежно усиление мер контроля, «затягивание гаек» в миграционной политике. Особенно в преддверии выборов: элиты будут реагировать на запросы избирателей, антимиграционная риторика которых может становиться все громче.
Предположу, что в течение ближайших десяти лет возникнет дилемма выбора между демократическими правами человека (в том числе и мигрантов) и национальной безопасностью. Евросоюз в целом и каждая страна в отдельности должны будут сделать свой выбор. Существует опасность, что в масштабах ЕС и всей западной цивилизации проблема миграции может привести к серьезной перестройке институтов в угоду интересам коренного населения. Весьма показательно, что решение трех официально декларируемых целей внешней политики – соблюдение прав человека, борьба с терроризмом и препятствие отмыванию денег – невозможно без серьезных противоречий. Ясно, что достижение последних двух целей будет существенно ограничивать первую. Теоретически это может полностью обесценить идеологию прав человека и европейских демократических традиций. Достаточно пессимистичный сценарий, от которого желательно уклониться. Необходим поиск и реализация новых мультикультурных стратегий. Опыт показывает, что это достаточно сложно. В реальности диалоги цивилизаций очень слабы. Любой европеец сталкивается с этим каждый день на улицах родных городов. Интеграция мигрантов из «третьего» мира минимальна – они просто создают в европейских городах копии своей социальной и этнорелигиозной среды. К чести Кипра, надо сказать, что профильные министерства не опустили руки, а, наоборот, начали активную дискуссию и поиск оптимальных решений.
Пока у каждой европейской страны свой путь, так как миграционное законодательство до сих пор не приведено к общему знаменателю. Все же по сравнению с континентальной Европой киприоты до последнего времени демонстрировали в этих вопросах показательную толерантность. Если ее запас достаточно велик, это позволит менее болезненно пережить неизбежные миграционные коллизии, в частности, избежать «взламывания» национальной культуры грубым ломом глобализации.
– В первой части интервью Вы назвали неурегулированный конфликт «главной неудачей» внешней политики. Есть ли шансы на решение этой головоломки?
– Мне кажется, что шансы собрать этот «Кубик Рубика» пока сохраняются, хотя, очевидно, что для достижения успеха стороны должны пересмотреть позиции.
Одним из ресурсов могла быть стать смена арбитра. Брюссель мог бы перехватить инициативу у Вашингтона (ООН). Для Евросоюза кипрский конфликт более близок, отсутствие прогресса прозрачно намекает на геополитическую неполноценность собственной структуры, поэтому ведущие европейские столицы напрямую заинтересованы в его решении.
*Прогностика – наука для предсказания будущего.
*Долги, возврат которых маловероятен, либо с обесценившимся залогом, под который они выдавались.