ВизаВиза Переводчик, разговорник, уроки греческогоПеревод ЮристАдвокат-юрист КомпанияКомпания ДоверенностьДоверенность СертификатСертификат АпостильАпостиль КурьерКурьер НотариусНотариус БукетБукет ВизаШенген Свадьба и регистрация бракаСвадьба
Кипрский флагCY +357-96-38-39-40      Российский флагRU +7 965 2 38-39-40      Украинский флагUA +38-073-738-39-40     WhatsApp WhatsApp     Messenger Messenger     Отправить сообщение Сообщение     email 24glo.ru@gmail.com

Кипр. Новости политики. 2011 год


06/09/2011
1 октября 2011 Турция угрожает атаковать Кипр
1 октября американская компания Noble Energy планирует начать пробное бурение на месторождении природного газа "Блок-12", входящем в совместную эксклюзивную экономическую зону Израиля и Кипра.
"Блок-12" находится к северу от израильского газового месторождения "Левиафан", которое считается самым крупным из открытых за последнее десятилетие. "Хизбалла" заявляет, что "Левиафан" находится в "ливанских территориальных водах".
Министр Турции по делам Евросоюза Аджимн Багис выступил с открытыми угрозами в отношении действий суверенного Кипра. Он заявил, что если бурение на "Блоке-12" начнется, Турция даст на это военный ответ. Он сказал: "Это – точная причина того, что наши военные корабли размещены в данном регионе. Именно для этого мы создали мощную армию и именно для этого мы тренируем наших солдат. Они не могут бурить в месте, которое им не принадлежит".
Турция атаковала Кипр в 1974 году и оккупировала треть острова. Марионеточная "Республика Северного Кипра" не признана ни одним государством мира, за исключением самой Турции.

22/07/2011
Провокация в день памяти

Вот уже 37 лет каждый год 20 июля в 5:30 утра жителей Кипра будят сирены воздушной тревоги. Именно в этот день в 1974 году началось турецкое вторжение, в результате которого уже долгие годы остров остается разделенным, а 37% его территории – оккупированными. Несмотря на неоднократные попытки переговоров между двумя общинами Кипра, референдум 2004 года, давление международной общественности, практически единственным шагом вперед стало открытие на «зеленой линии» пропускных пунктов (не считая, конечно, самого факта переговоров). Но уже через год Кипр будет председательствовать в ЕС, и все может измениться.
В прошлом выпуске мы писали о трехсторонней встрече в Женеве между Генеральным секретарем ООН Пан Ги Муном и лидерами общин Кипра Димитрисом Христофиасом и Дервишем Эроглу. Нельзя сказать, что она завершилась полностью в пользу Республики Кипр: Димитрис Христофиас неоднократно говорил о недопустимости каких-либо временных рамок, но теперь, кажется, ООН намерена «разобраться» с кипрской проблемой до конца года. Максимум – до июля 2012-го, когда начнется председательство Республики Кипр в ЕС.
С одной стороны, переговоры, хоть и медленно, но продолжаются. С другой – чем ближе председательство, тем агрессивнее так называемая «Турецкая республика северного Кипра» при активной поддержке Турции отстаивает свои позиции.

ТУРЦИЯ СТАВИТ УЛЬТИМАТУМ?
Настоящим шоком стало заявление премьер-министра Турции Реджепа Эрдогана о том, что Турция – кандидат на присоединение к Евросоюзу – не примет разделенный Кипр в качестве председателя Совета ЕС и заморозит дипломатические отношения с ЕС на те полгода, когда во главе ЕС будет стоять Республика Кипр.
Эти слова были сказаны 19 июля, перед визитом Эрдогана в «ТРСК», приуроченным к годовщине турецкого вторжения на Кипр. Этот день в непризнанной международным сообществом «ТРСК» отмечают как «Праздник мира и свободы».
По словам турецкого премьера, Европе следует задуматься над последствиями председательства Кипра. «Мы не примем председательство в ЕС южного Кипра, который мы не признаем. Европейский союз должен учесть последствия», – сказал он на пресс-конференции в Анкаре.
Уже будучи на Кипре, Эрдоган отметил, что никакого прогресса на переговорах не может быть, если в основе не будет лежать создание федерации двух государств. «Нет такой страны, как Кипр. Есть южный Кипр, и есть Турецкая республика северного Кипра», – сказал он, обращаясь к толпе, встречавшей его в аэропорту.
Пресса также передает слова премьер-министра о том, что турки-киприоты не обязаны возвращать Морфу или Карпас в процессе обмена собственностью.
Напомним, что весной 2011 года по инициативе Турции в «ТРСК» были введены меры жесткой экономии, что вызвало сильнейшее возмущение турок-киприотов. Перед июльским визитом Эрдогана авиадиспетчеры «ТРСК» даже угрожали сорвать приезд турецкого премьера, устроив в это же время трехчасовую забастовку. Судя по всему, большинство турок-киприотов вряд ли поддерживают позицию Эрдогана.

«НЕПОЗВОЛИТЕЛЬНО И ЦИНИЧНО»
Комментируя высказывания Эрдогана, Президент Димитрис Христофиас выразил надежду, что турецкая сторона «изменит свое поведение», чтобы достичь результатов. Он назвал слова премьера «совершенно непозволительными и циничными, и если турецкая сторона продолжит такую линию, перспектив для прогресса не будет».
По мнению Христофиаса, ООН также недовольна заявлениями Эрдогана, так как организация поддерживает достижение прогресса на переговорах. В завершение Президент сказал: «Если это официальная позиция Турции, значит, они хотят признания псевдогосударства».

ДЕНЬ ПАМЯТИ
Двадцатого июля греки-киприоты вспоминают погибших и пропавших без вести, на территории Республики Кипр проводятся службы и другие памятные мероприятия. Вечером 19 июля у Президентского дворца собралось почти 7000 чел., которые в присутствии Президента Димитриса Христофиаса и министра обороны Греции Панайотиса Беглитиса почтили память соотечественников.

10/06/2011
Непростое голосование
Лидер партии ЭДЕК Янакис Омиру 2 июня был избран новым председателем Парламента. Он набрал 28 голосов из 56. Бывший председатель, лидер ДИКО Мариос Гароян, получил 27 голосов.
Выборы проходили в три тура, поскольку в первом туре ни один из претендентов не набрал большинства голосов, а на втором и Омиру и Гароян набрали одинаковое количество. Йоргос Пердикис снял свою кандидатуру перед третьим туром и воздержался от голосования, что и позволило Омиру победить с минимальным отрывом в один голос.
После избрания новый председатель Парламента произнес речь, в которой подчеркнул «глубокое чувство ответственности», которое пришло к нему вместе с должностью.
3 июня нового главу Парламента принял Президент Димитрис Христофиас. Выступая после встречи, Омиру сказал, что его цель – «гармоничное и бесперебойное сотрудничество с Президентом» в целях службы интересам кипрского народа.

03/06/2011
Внешняя политика Республики Кипр: несколько аргументов в защиту Президента

Завершившиеся выборы неожиданно откликнулись недоразумением во внешнеполитическом поле. Европейская народная партия, имеющая большинство в парламенте ЕС, в лице своего председателя Вильфреда Мартенса поддержала электоральный успех ДИСИ. В поздравительном письме своим коллегам по неоконсервативному фронту бельгийский политик отметил, что «администрация действующего Президента поражена еврофобией, из-за чего последние годы Кипр находился на обочине Европы». Руководство ДИСИ, естественно, с большим удовольствием распространило текст письма (вполне возможно, написанного не без собственного участия) среди кипрских СМИ. По этому поводу поднялась большая информационная волна, особенно неприятная в контексте приближающегося председательства страны в ЕС во второй половине 2012 года. Политическая подоплека «поздравления из Страсбурга» несомненна. Тем более что в этом заявлении повторяется та нота, которую ДИСИ постоянно использует во внутриполитической борьбе, критикуя АКЕЛ и Президента за недостаточную «европоцентричность и нежелание интегрироваться в НАТО». Попробуем разобраться, насколько обоснована такая оценка внешней политики Кипра.
ФИЛОСОФИЯ НЕПРИСОЕДИНЕНИЯ
Студенческие годы Димитриса Христофиаса, как известно, прошли в СССР во времена «развитого социализма». Он неоднократно говорил о том, что во время учебы у него сформировался «кодекс ценностей», в том числе и внешнеполитический. В то время исторический ход событий располагал к социалистическим установкам. В начале 1960-х годов первый Президент Кипра Макариос принял активное участие в создании «Движения неприсоединения». Люди старшего поколения определенно знакомы с этой организацией, игравшей роль реального противовеса военно-политическим блокам западных стран и их союзников. Читателям моего возраста напомню, что смыслом политики неприсоединения была попытка группы развивающихся стран уйти от конфликтов «холодной войны», которые окончательно истощили бы новые постколониальные экономики. «Неприсоединившиеся» пытались проводить независимую политику, без интеграции в военные союзы, не допускать создания на своей территории военных баз (этого Кипру сделать не удалось), а также поддерживать концепцию мирного сосуществования. Одновременно эти страны стремились к взаимовыгодной кооперации временного характера с каждым из блоков, противостоящих друг другу. После ликвидации советско-социалистической системы Движение во многом потеряло свой смысл. Его идеологи так и не решили, в чем суть идеи неприсоединения в новых условиях. Тем не менее, организация не прекратила своего существования. Кипр (как и Мальта) покинул ряды движения в 2004 году, в преддверии присоединения к ЕС.
Димитрис Христофиас остался верен некоторым принципам движения. По моему мнению, не самым худшим. Например, такие установки, как стратегия неучастия в военных блоках и неприятие милитаризации ЕС всегда были популярны в левых кругах Европы. Многие социалисты на континенте придерживаются схожих взглядов, и от этого членство их стран в ЕС не становится менее содержательным и, тем более, не уходит, «на обочину европейской политики». Скорее наоборот, последовательность и принципиальность во внешней политике всегда имеют успех у избирателей.
РЕКЛАМА ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ
Президент Кипра изначально занял аргументированную и сбалансированную позицию на международной арене, неоднократно высказываясь против «удобной некоторым странам трактовки международных событий и внеправового применения силы1». В отличие от многих политиков, он на примере истории своей страны хорошо знает, что «такие действия ведут к дальнейшим конфронтациям, которые рискуют развиться в войну религий и цивилизаций». В выступлениях лидера страны всегда просматривался скепсис по отношению к неизбежному «концу истории» и безальтернативному торжеству неолиберальной демократии на всей планете. Здесь он выступает скорее как маститый ученый-международник. Очевидно, что без такой внешнеполитической идеологии отношения Кипра и России не были бы столь близкими и согласованными. Вряд ли найдется другое государство в ЕС, подходы которого ко всем международным вопросам были бы так близки к позиции Москвы. Не случайно именно Кипр одним из первых высоко оценил российскую инициативу по улучшению конфигурации континентальной безопасности.
Дело здесь, конечно, не во внешнеполитическом заискивании. В силу исторических обстоятельств социалистические идеи оказались доминантными во внешней и внутренней политике Кипра периода Христофиаса. Однако логика политической борьбы такова, что в глазах оппозиции преимущества становятся недостатками. Приведу показательный пример. Недавно одна из кипрских газет, близкая к ДИСИ, возмущенно заметила, что «позиция президентской администрации по Сирии и Ливии гораздо ближе к России, чем к нашим партнерам по ЕС. Более того, правительство не может даже поставить подпись в поддержку резолюции ООН, осуждающей вторжение России в Грузию в 2008 году». В принципе, это неплохая реклама последовательному внешнеполитическому курсу. Только не совсем компетентная. Как известно, плюрализм мнений, в том числе и по внешнеполитическим вопросам, закреплен во всем документах ЕС. Позиция европейских стран (по крайней мере, некоторых) по конфликту 2008 года за это время изменилась не в пользу Грузии. Наконец, недавно руководство России окончательно признало нелегитимность режима Каддафи.
ДИЛЕММА ИНТЕГРАЦИИ: ПРАВИЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ
Полноценная интеграция Кипра в ЕС не вызывает никаких сомнений. Культурная и политическая идентичность киприотов с Европой усиливается с каждым годом. Просто руководство страны ведет себя чуть умнее и гибче, чем некоторые малые страны, в том числе и ровесники по вступлению в ЕС. Например, на мой взгляд, при успешно действующей программе совместного оборонного пространства с Грецией, нет никакой критической необходимости присоединения к натовской инициативе «Партнерство во имя мира». Вряд ли она принесет Кипру что-то новое, кроме нагрузки на военный бюджет. Тем более что в этой достаточно абстрактной игре не принимают участия ни Греция, ни Турция. Зато в нее поспешили включиться практически все неудачники Европы и «далеких окрестностей», включая постсоветскую Центральную Азию. Сложно найти общий знаменатель в геостратегических интересах Кипра, Албании, Узбекистана, Таджикистана и Туркмении.
Республика Кипр сделала ставку на региональный формат безопасности, сосредоточившись на решении конкретных вопросов в Восточном Средиземноморье. Избрана стратегия функционального сотрудничества с военными структурами ЕС, при которой успешно решается основная дилемма интеграции – определение «оптимального количества» военно-политического суверенитета, который следует передать в Брюссель и Страсбург.

27/05/2011
Парламентские выборы 2011: итоги и последствия
Председатель избирательной комиссии Лазарос Саввидис объявляет результаты выборов.Республика Кипр выбрала новый Парламент. Особенно удачно завершили выборный марафон «Объединенные демократы» (ДИСИ). На экранах ТВ и первых полосах газет – яркие заявления лидера партии Никоса Анастассиадиса. Насколько сильно изменился политический ландшафт страны? Опасна ли растущая «выборная апатия» граждан? Как определить политическую идеологию ДИСИ? Ответы на эти и другие вопросы наши читатели найдут ниже.
ПРЕДСКАЗУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Итоги парламентских выборов, состоявшихся 22 мая, не стали неожиданностью. Более того, в предварительном анализе электоральных раскладов (ВK №810) удалось предсказать результат практически со 100%-ной точностью. «По результатам выборов политическая конфигурация будет сохранена, с небольшим смещением баланса в сторону ДИСИ», – было предсказано за 52 дня до выборов. Впрочем, открою читателям небольшой секрет. Не случайно тот материал назывался «Элементарный аналитический прогноз». Партийная конфигурация в стабильном и небольшом государстве легко предсказуема, и не представляет больших прогностических трудностей.
Итак, по результатам подсчета бюллетеней, две трети голосов пришлось на долю АКЕЛ и ДИСИ. Партийные качели чуть перевесили в сторону ДИСИ, которая за свои 34,27% приобрела два места в Парламенте. Несмотря на то, что некоторые близкие к партии СМИ уже назвали результат ДИСИ «партийным триумфом», AKEЛ также укрепила свои позиции. Президентская партия набрала 32,67% голосов и, соответственно, добавила себе один «членский билет законодательной власти». Тем не менее, теперь у «Объединенных демократов» станет в Парламенте на одно место больше, чем у АКЕЛ – 20 против 19. Относительные неприятности постигли третью ведущую силу – ДИКО, которая лишилась двух парламентских мест. Последнее время партия переживает череду внутренних разногласий. В таких условиях и этот результат можно считать приемлемым, о чем и заявил на пресс-конференции Мариос Гароян.
Финальная статистика практически не изменила конфигурацию. «Большая тройка» (АКЕЛ, ДИКО, ДИСИ) вновь обеспечила себе 48 из 56 мест в Парламенте. Депутаты от маленьких партий (ЭДЕК, EВРОКО и «Зеленые») займут остальные места. Новых политических сил в Парламенте не появилось, а ближайший партийный претендент, праворадикальная ЭЛАМ1 заручилась симпатиями 4350 чел. и набрала 1,08%.
РЮМКА ЭЛЕКТОРАЛЬНОГО АБСЕНТА
Статистика зафиксировала 21,3% избирателей, проигнорировавших выборы. Специалисты называют неявку «электоральным абсентеизмом» (от лат. absentis — отсутствующий). Мы же, особенно не умничая, отдадим предпочтение словосочетанию «выборная апатия». Местная политическая элита и эксперты встревожены: это явление возрастает каждые пять лет более чем в два раза. На выборах 2001 года «апатичных» было 4,9%, в 2006 – уже 11%, и в 2011 – 21,3%.
Пытаясь объяснить такую тенденцию, журналисты заговорили о «политическом безразличии» и «общем недоверии к политикам». И это, несмотря на существующий закон, наказывающий за уклонение от голосования. Впрочем, как признал недавно генеральный прокурор, этот закон является «спящим» и практически никогда не применялся. Между тем, цифры апатии вполне приемлемые, особенно на фоне новых членов ЕС. Думается, никакой катастрофы здесь нет. В любых демократических системах выборная апатия заложена как неизменное явление. Чаще всего это один из способов выразить несогласие с текущей политикой, не вникая в детали. Во всех странах определенный процент людей избирает для себя такую модель поведения. Также вполне возможно, что таким способом некоторые из «абсентеистов» засвидетельствовали свое спокойствие и уверенность в политической системе. Они могли рассуждать примерно так: «…в любом случае победят АКЕЛ и ДИСИ, чуть меньше наберет ДИКО… плюс-минус пара голосов… все равно ничего не изменится». Забавно, что эти люди предвосхитили общее мнение кипрских СМИ, констатировавших после выборов «неизменившееся состояние стабильности, при которой мы вряд ли увидим коренные изменения в нашей политической системе».
Важно, чтобы число апатичных избирателей не превышало критическую планку. По разным оценкам, в зависимости от стран и политических систем, эта граница составляет примерно 40-50%. Примечательно, например, что в Египте на парламентских выборах в конце 2005 года неявка составила больше 70%, а на последние для Хосни Мубарака выборы пришло чуть больше четверти населения. Через три года весь мир наблюдал, к чему привела такая ущербная модель политической «коммуникации» между властью и народом.
НЕОКОНСЕРВАТИЗМ НА КИПРЕ: КЛАССИКА ЖАНРА ОТ ДИСИ
Успех ДИСИ заставляет общество внимательнее присмотреться к этой политической силе. Не случайно партия «Объединенных демократов» образовалась в середине 1970-х годов. Тогда во всех западных странах поднялась неконсервативная волна. Прежде всего, как ответ на расточительную социальную политику 1960-х. Практически в каждой демократической стране, где существовала сильная социалистическая партия, стали формироваться мощные противовесы. В Великобритании в 1975 году «Iron Lady» Маргарет Тэтчер возглавила консервативную партию, которая начала уверенно переигрывать лейбористов. Через год образовалась ДИСИ. С тех пор на Кипре существует система «равновесия – противостояния» между социально-профсоюзной (АКЕЛ) и консервативной (ДИСИ) партиями. ДИСИ акцентирует внимание на христианско-демократических ценностях. Ее политическая платформа типична для неоконсерваторов и основана на нескольких ключевых идеях. Прежде всего, это стремление к расширению возможностей обычных граждан влиять на область политики, принятие на себя повышенной ответственности за свою экономическую и социальную судьбу и борьба против растущей бюрократизации общественных структур. Все эти проблемы четко высвечиваются в партийной риторике и многочисленных интервью Никоса Анастассиадиса. Лидеры ДИСИ неплохо используют растущую безработицу среди молодежи, а также иронию молодых избирателей по отношению к бюрократии и политическим дебатам. «Молодые люди устали от фиктивной политической борьбы, отсутствия перспектив и определенности», – подчеркивает Анастассиадис в своих выступлениях.
В идеологическом противостоянии с партией Президента неоконсерваторы делают ставку на последовательную критику социального расточительства. По мнению многих экспертов, в том числе и российских, для этого есть основания. В последние годы рост стоимости социальных программ, особенно для госслужащих, значительно опережал рост экономики. Преодолеть эту тенденцию невозможно без определенного изменения внутриполитического курса. Здесь для ДИСИ открывается широкое поле законодательных инициатив. Кроме того, она обращает внимание на неоднозначные последствия активной деятельности профсоюзов – колыбели партии АКЕЛ. «Объединенные демократы» пытаются ограничить их масштаб и влияние, считая профсоюзы (в соответствии с классикой консервативной идеологии) разновидностью монополий, искусственно повышающих цену труда и провоцирующих безработицу.
Похоже, что в новом кипрском Парламенте будет не так скучно, как прогнозируют некоторые СМИ. Можно рассчитывать на изменение «состояния стабильности» и, более того, на определенную интригу. Поскольку ДИСИ обеспечила себе психологическое преимущество в один голос над АКЕЛ, последней надо проявить больше сговорчивости в традиционной коалиции с ДИКО. Со своей стороны «Объединенные демократы» будут по возможности этому препятствовать. Естественно, легальными парламентскими методами.

Результатами выборов на Кипре довольны обе лидирующие партии.
ДИСИ заняла первое место и назвала отрыв от соперников на 1,6% триумфом. АКЕЛ, несмотря на месяцы изнурительной борьбы, когда партию и Президента Христофиаса обвиняли во всех мыслимых и немыслимых грехах, не только не потеряла голоса, но и получила на 1,3% больше.
Можно сказать, что ДИКО тоже повезло. На прошлых парламентских выборах у них было почти 18%. На этих – всего на 2% меньше. И это учитывая, что в 2006 году страной руководил лидер партии Тассос Пападопулос, который значительно повлиял на итоги выборов, а в последний год ДИКО значительно подпортила свою репутацию, вынося на публику внутренние проблемы. Ее лидеры Мариос Гароян и Николас Пападопулос не могли прийти к единому мнению о том, какой должна быть реакция партии на те или иные события и как сотрудничать с правящей партией АКЕЛ. Дошло до того, что ДИКО (договорившись с социалистической партией ЭДЕК) решила выйти из правительственной коалиции. Но… как часто бывает в политике, в последний момент передумала. И осталась, выторговав себе новые привилегии. А ЭДЕК ушла в оппозицию. Но и эта партия может сказать, что ей на выборах повезло. Несмотря на ряд серьезных политических ошибок, она потеряла всего 0,3% голосов.
22 мая 2011 на Кипре прошли парламентские выборы, в которых приняли участие 418 247 чел. По итогам большинство голосов получила оппозиционная правоцентристская партия ДИСИ: за нее проголосовали 138 682 гражданина страны.
Чуть меньшее количество поддержало левую партию Президента Димитриса Христофиаса АКЕЛ – 132 171 чел. Еще около 64 тыс. избирателей отметили в бюллетенях центристскую партию ДИКО.

Результаты парламентских выборов 22 мая 2011 года.
Название партии Парламентские выборы 2011 Парламентские выборы 2006
ДИСИ 34,28% 30,52%
АКЕЛ 32,67% 31,31%
ДИКО 15,76% 17,98%
ЭДЕК 8,93% 8,96%
ЭВРОКО 3,88% 5,79%
ЗЕЛЕНЫЕ 2,21% 1,96%
ЭЛАМ 1,08% -

Прим.: остальные получили менее 1% голосов.

23/05/2011
Победу на выборах с небольшим перевесом одержала оппозиция
Оппозиционная правоцентристская партия "Демократический призыв" (ДИСИ) победила на парламентских выборах на Кипре, свидетельствуют предварительные результаты подсчета голосов.
По данным избирательной комиссии Республики Кипр, после обработки 99,8% голосов правоцентристы набирают 34,3% голосов, в то время как левая партия АКЕЛ президента Димитриса Христофиаса довольствуется 32,7% голосов.
На третьем месте центристская Демократическая партия с 15,7% голосов, на четвертом социал-демократы с 8,9%.
Точное распределение мест в 59-местном парламенте страны пока неизвестно.
Представители партий заявили в воскресенье, что рассматривают результаты как недовольство избирателей ходом мирных переговоров с турко-кипрской общиной. Президент Христофиас ведет переговоры с 2008 года, однако существенного прогресса до настоящего момента не достигнуто.

22/05/2011
Выборы на Кипре покажут оценку избирателями мирных переговоров
Парламентские выборы начались сегодня в Республике Кипр на фоне застоя в мирных переговорах о воссоединении острова.
Около 632 тысяч граждан зарегистрированы на выборах, по итогам которых будет сформирован на ближайшие пять лет 59-местный парламент страны. В опросах общественного мнения лидируют левая партия АКЕЛ (бывшие коммунисты) и правоцентристская "Демократический призыв", разрыв между которыми меньше статистической погрешности.
Парламентские выборы не приведут, как ожидается, к изменению состава правительства, которое возглавляет президент Димитрис Христофиас, избранный всенародным голосованием от АКЕЛ. Однако выборы станут важным показателем того, как кипрские избиратели воспринимают нынешнее состояние дел в урегулировании.
Переговоры о воссоединении Кипра в виде федерации двух общин ведутся на протяжении десятилетий, однако не дали результата. В частности, остается нерешенным вопрос о будущем государственном устройстве острова.
Президент Республики Кипр Христофиас ранее не исключал, что не будет баллотироваться на второй пятилетний срок в 2013 году, если не сможет добиться прогресса в воссоединении острова.
"Не позволяйте другим решать за вас", - обратился Христофиас в субботу к избирателям. Согласно кипрскому законодательству, голосование на выборах является не только правом, но и обязанностью избирателей.
Избирательные участки открылись в 7 часов по местному времени (8.00 мск) и закроются в 18.30 (19.30 мск). Впервые будут работать избирательные участки за рубежом - в Греции и в Великобритании. На 56 депутатских мест претендуют пять парламентских партий, а также четыре внепарламентских объединения и шесть независимых кандидатов. Также сегодня будут избраны три депутата от религиозных меньшинств острова - армянской, маронитской и католической - которые имеют особый статус наблюдателей в парламенте.


29/04/2011
Семь европейских лет Кипра: некоторые итоги

Приближается семилетний юбилей вступления Республики Кипр в Евросоюз. Тогда, 1 мая 2004 года, произошло самое грандиозное расширение ЕС. Вместе с восемью странами Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) к Союзу присоединились две средиземноморские страны – Республика Кипр и Мальта.

ЭМОЦИИ И РАСЧЕТ
Сегодня, спустя семь лет, понятно, что вступление стран бывшего советского блока было продиктовано скорее эмоциональными, чем рациональными причинами. Разрыв в экономике между этими новичками и странами Старой Европы как был, так и сохранился на достаточно высоком уровне. Сразу после расширения общий показатель благосостояния в ЕС (ВВП на душу населения) упал на 13%. Естественно, за счет стран ЦВЕ. Образно говоря, Евросоюз стал беднее, зато появился повод для гордости. Еще в 2001 году в амбициозной Лакенской декларации идеологи расширения заявили о том, что «дальнейшее увеличение Союза за счет бывших коммунистических стран наконец-то закроет одну из самых мрачных страниц в европейской истории: искусственное разделение Европы в результате Второй мировой войны». В отличие от стран ЦВЕ, прием Кипра и Мальты больше основывался на объективных экономических критериях. Косвенным подтверждением этого является показательный тренд: граждане из большинства новоевропейских стран сегодня мигрировали на Кипр и Мальту в поисках заработка. В основном, в области сферы обслуживания или тяжелого неквалифицированного труда.
О Мальте, нашем средиземноморском соседе, мы поговорим как-нибудь в другой раз, а сейчас сосредоточимся на анализе кипрской европеизации. Тем более что положительные итоги подводить всегда приятно. Передача части государственного суверенитета в наднациональные структуры Брюсселя и Страсбурга прошла безболезненно и с выгодой для обеих сторон. По сравнению, например, с Чехией, Словакией или Венгрией, в силу геополитического положения Кипр не опасался попасть в зону влияния экономических лидеров континентальной Европы. Его во многом подстраховала Греция, экономика которой исторически тесно интегрирована с кипрской. Символично, что договор о вступлении Кипра в ЕС был подписан именно в Афинах 16 апреля 2003 года. Рассмотрим итоги семилетней европеизации Кипра на нескольких основных направлениях – экономическом, социальном и политическом.

НЕМНОГО СТАТИСТИКИ
Экономические итоги европейского семилетия с точки зрения статистики весьма благополучны. Особенно примечателен внешне-экономический прогресс. С момента вступления в ЕС общий объем импорта вырос почти на четверть миллиарда евро: с 360 млн. евро в 2004 году до 610 млн. в 2008 году1. И только последние годы наблюдалось незначительное снижение. К началу текущего года общий объем экспорта составил около 500 млн. евро. Экспорт в первые два года (2004-2006) вырос ровно в два раза, с 60 до 120 млн. евро. ВВП – главный макроэкономический индикатор – стабильно рос, в среднем на 4,2% в 2004-2007 годах.
Планетарный экономический кризис 2008-2009 гг. Кипр перенес менее болезненно, чем остальные страны ЕС и другие развитые страны. Защищенность национальной экономики оказалось достаточно высокой. Эксперты называют несколько главных причин: островное положение, которое минимизирует влияние внешних негативных факторов, низкая зависимость от экспорта, осмотрительная бюджетно-налоговая политика, устойчивость и гибкость финансового сектора, ограниченный доступ к дорогим ипотечным кредитам. Одним из итогов успешной борьбы с кризисом стало сохранение бюджетного дефицита на приемлемом уровне. Министерству финансов во главе с Харилаосом Ставракисом удалось снизить его с 5,96% от ВВП в 2009 году до 5,3% в 2010. Для министра финансов эти цифры стали делом профессиональной чести. Напомню читателям, что в начале января он сделал публичное заявлении о возможной отставке, в случае подтверждения прогнозов по 7%-ному дефициту бюджета по итогам прошлого года. Как видим, реальность оказалась на 1,7% лучше пессимистичных предсказаний. Министр сохранил свой пост, а заодно и уверенность в успехе дальнейшей линии «позитивного снижения». В 2011 году планируется сократить дефицит до 4,5%, а еще через год выйти на уровень, требуемый Евросоюзом – 3% и ниже. На этом мы закончим со скучной, но необходимой статистикой и посмотрим на более глобальные факторы.

СЛАГАЕМЫЕ УСПЕХА: В ОДНОМ РИТМЕ С ФИНАНСОВОЙ ГЛОБАЛИЗАЦИЕЙ
Современная трансформация мировой системы связана с ростом влияния транснациональных финансовых монополий, а также с интернационализацией капитала. Этому сопутствует снижение роли государства как финансового регулятора. Сопоставляя эти факторы, можно сказать, что Кипр выигрывает в глобальной конкуренции у многих, даже экономически более развитых государств. Уникальное географическое положение и постоянно совершенствующаяся нормативно-правовая система позволяют привлекать значительные финансовые потоки. Сюда следует добавить самую низкую в ЕС ставку налога на прибыль (10%), географическую близость к рынкам Ближнего Востока и Африки, гибкость банковской системы и наличие квалифицированных специалистов в финансовом и юридическом секторе. Напомню, что в апреле 2009 года в ходе саммита G20 ОЭСР поместила Кипр в «белых список» стран, полностью отвечающих требованиям организации в области обмена информацией о налоговых правонарушениях. Таким образом, Кипр, обладая европейской юрисдикцией, получил «дополнительный зачет» по налоговой прозрачности. После этого становится понятно, почему транснациональные компании перемещают региональные штаб-квартиры на Кипр, а лидер мирового финансового консалтинга Deloitte недавно отстроил в Никосии один из своих лучших офисов в Европе. Кипр поймал ритм финансовой глобализации, и сегодня его можно с полным основанием назвать финансовым центром Восточного Средиземноморья. В перспективе это дает неплохие шансы на развитие успеха в макрорегиональном масштабе.

СОЦИАЛЬНЫЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
Выгоды от европейской интеграции можно увидеть и в социальной сфере. Кипр вовлечен в несколько общеевропейских программ. Некоторые из них улучшают положение малообеспеченных людей. Показательным примером является разработка «Кипрской стратегии по борьбе с бедностью и социальной изоляцией». Программа, подготовленная при помощи экспертов из европейских стран, предусматривает комплекс конкретных мер. Среди приоритетных задач: снижение риска бедности, создание рабочих мест для уязвимых групп населения, предотвращение социальной изоляции детей и модернизация благотворительных учреждений. Или, например, такая острая тема, как борьба с коррупцией. Точных данных по Кипру пока нет, но по опросам социологической службы «Евробарометр» 94% населения считают коррупцию серьезной проблемой. Европейский союз не может напрямую вмешиваться во внутренние дела о коррупции, но существует программа мониторинга и предотвращения. В частности, на Кипре запланирован ряд консультаций с общественностью, по итогам которых к июню 2011 года должен быть утвержден пакет антикоррупционных мер.
Для объективности картины необходимо указать и на политические последствия присоединения Кипра к ЕС. Из-за противостояния с Турцией, Кипр, несмотря на общее оборонное пространство с Грецией, нуждается и в общеевропейском зонтике безопасности. Однако нерешенность кипрского вопроса порождает парадоксальную ситуацию. Турция (кандидат в ЕС и член НАТО) не признает существование одного из государств ЕС (Республики Кипр). Абсурдность положения подчеркивается тем, что, не признавая Кипр, Турция, по идее, должна не признавать и легитимность самого ЕС. В общеевропейском масштабе следствием этой ситуации является рассогласование между ЕС и НАТО, блокирующее совместные инициативы в области военной безопасности. Заинтересованных читателей сориентирую на ВК №792, где эта проблема рассмотрена более подробно.
Подводя итог, отмечу, что Кипр является одним из самых успешных членов ЕС, особенно на фоне других малых стран ЦВЕ, принятых в ЕС в 2004 году. Географическое положение и сочетаемость ряда факторов позволяют острову надеяться на дальнейший успех в региональной конкуренции. Во второй половине 2012 года Кипр примет Председательство в ЕС, что еще больше укрепит его европейскую идентичность. Кстати, недавно начал работать тематический интернет-ресурс (www.cy2012eu.gov.cy), а для пользователей Facebook создана специальная страница, где каждый из нас может поддержать это важное событие.


08/04/2011
Парламентские выборы 2011: элементарный аналитический прогноз
23 марта в варшавском офисе Бюро по демократическим институтам и правам человека (структурное подразделение ОБСЕ) представило доклад, посвященный предстоящим парламентским выборам в Республике Кипр. Политическая система страны с точки зрения перспективы демократических выборов получила весьма высокую оценку. Эксперты ОБСЕ подчеркнули высокий уровень прозрачности, беспристрастность и нейтральность технологий избирательного процесса.
Christofias DimitrisKyprianou MarkosAnasstasiadis Nikos
Лидеры кипрской «большой тройки»: Президент Димитрис Христофиас, Маркос Киприану и Никос Анасстасиадис.

УМЕРЕННО МНОГОПАРТИЙНАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ
Партийная система Кипра согласно принятой классификации относится к «умеренно многопартийным». Шесть парламентских партий составляют демократически сбалансированный законодательный механизм, не превосходящий критический восьмипартийный порог. Поясню: если в парламенте восемь и более партий, такие системы политологи рассматривают как неустойчивые, характерные для периодов нестабильности и политических трансформаций. Партийная конфигурация Кипра, безусловно, зрелая и самостоятельная, однако любопытно найти следы британского политического наследия, заключающиеся в аналогии между правящей партией АКЕЛ и британскими лейбористами. В строительстве обеих партий, правда, с разницей в сто с небольшим лет, важную роль сыграли профсоюзные объединения (тред-юнионы).
Основой законодательной власти является «большая тройка» (АКЕЛ, ДИКО, ДИСИ), занимающие сейчас 84% (47 из 56) парламентских мест. Последние тридцать лет АКЕЛ и ДИКО с переменным успехом коалиционно дружат против ДИСИ. Доля остальных партий незначительна: у ЭДЕК, ЭВРОКО и «Зеленых» на всех девять мест. Как известно, оппозиция необходима: люди имеют неотъемлемое право изменять и модифицировать политические системы. Основные политические оппоненты правящей коалиции в лице ДИСИ и менее популярной ЭДЕК давно вписаны в официальную практическую политику, что является хорошим индикатором, указывающим на высокую степень консолидации нации. Существование сильной и конструктивной оппозиции – несомненный плюс системы. Что же касается оппозиции неконструктивной и хулиганствующей (ЭЛАМ), то она, скорее всего, будет искать механизмы консолидации с более вменяемыми силами правого спектра, уже представленными в парламенте (ЭВРОКО).
«БОЛЬШАЯ ТРОЙКА» И ТРИ КЛЮЧЕВЫЕ КАРТЫ
Очевидно, что на предстоящих выборах будут разыграны три ключевые карты, соответствующие наиболее острым проблемам в трех сферах – внешнеполитической, экономической и социальной. Первая из них – проблема воссоединения острова, остающаяся неизменной уже 36 лет. Критическим предвыборным вопросом экономической сферы, несомненно, станет растущая безработица. Главной социальной проблемой является растущая миграция и производное от нее социальное напряжение. На решение каждой из этих проблем в кипрском обществе имеется большой запрос, но технологии, предпочитаемые избирателями, могут быть совершенно разные: от крайне правых до «мягких», социал-демократических. Задача партий и их программ – убедить избирателей в предпочтительности своих технологий. Получается, что на «большую тройку» партий приходится такая же «большая тройка» проблем. Напрашивается аналитическое соотнесение по принципу «партия – проблема».
1. АКЕЛ
Президентская АКЕЛ наверняка найдет нужные аргументы по вопросу объединения. Димитрис Христофиас имеет хороший имидж в международном сообществе, большинству представителей которого очевидно, что «стоп-кран» в переговорах срывает его турко-кипрский визави. Однако экономическая и социальная карты могут оказаться для АКЕЛ твердым орешком. Евростат недавно презентовал не очень приятные цифры: безработица на Кипре возросла до рекордных 7,2 %. Дело даже не в цифрах, а в тревожном тренде – практически во всех странах еврозоны безработица снижается, а на Кипре – стабильно растет. Такая статистика перед выборами, естественно, – в пользу оппозиции. В прессе уже завязалась острая дискуссия между ДИСИ и ЭДЕК с одной стороны и представителем Правительства Стефаносом Стефану – с другой. Причем, на мой взгляд, Стефану пока более лаконичен и, соответственно, менее убедителен. Болезненные и резонансные вопросы надо комментировать более подробно. Нельзя забывать, что оппозиционные партии имеют право всегда получать от Правительства информацию по общественно значимым вопросам. Тем более что Правительство, вероятно, располагало предварительной статистикой. Миграционная стратегия также весьма уязвима для критики, но здесь правящим элитам просто не повезло со временем. Резкий приток мигрантов в последние годы был практически неизбежен, и хорошо, что пока удается конвертировать количество трудовых мигрантов в экономический рост. К тому же, Неоклис Силикиотис, министр внутренних дел, ответственный за эти вопросы, очень популярный политик среди населения. Он – одна из ключевых фигур АКЕЛ, соратник Президента.
2. ДИКО
У Демократической партии сейчас четыре министерских портфеля в Правительстве, включая пост главы МИД. По вопросу объединения позиции ДИКО близки к своему коалиционному партнеру, АКЕЛ. Не думаю, например, что в ходе выборной компании активисты партии попытаются разделить ответственность за неэффективные переговоры с «ТРСК» между Президентом и главой МИДа. В данном случае, это одна команда. Также представители партии достаточно спокойно высказываются по вопросам безработицы и миграции, настаивая на последовательных коалиционных мерах. Предлагаемая партией в своей программе «философия социального центризма, основанная на социальной сплоченности, развитии человеческой культуры и т.д.» не сильно отличается от программных установок АКЕЛ.
3. Зато ДИСИ, прежде всего в лице своего харизматичного лидера Никоса Анастассиадиса, вряд ли упустит возможности построения предвыборной платформы на слабостях действующей коалиции. С точки зрения ДИСИ все три ключевых вопроса провалены, и действенной альтернативой может стать только их партийная программа. Если собрать заявления Анастассиадиса в одно целое, можно выделить самый главный упрек: «отсутствие стратегии» во всех сферах – межобщинный переговорный процесс, миграция, безработица. Напомню, что в свое время ДИСИ решительно выступала за принятие «Плана Аннана». Учитывая, что партия имеет христианско-демократический уклон, вероятно, она доберет голоса «просто религиозных граждан», далеких от политики.
КРАТКИЙ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ПРОГНОЗ
Итак, 22 мая на Кипре будет очень интересно. Все партии уже начали предвыборные кампании, которые (согласно закону) обязаны прекратить за 55 часов до начала голосования. За неделю до выборов прекращается публикация опросов общественности. Все, как в эталонных демократиях. Краткий предварительный прогноз состоит в том, что по результатам выборов политическая конфигурация будет сохранена, с небольшим смещением баланса в сторону ДИСИ. Текущие проблемы сыграют на руку этой партии с вероятностью получения двух-трех министерских портфелей. Однако потрясений не будет. Политическая система выстроена так, что преемственность основных направлений во внешней и внутренней политике остается неизменной. Стабильность существующего соотношения сил коалиционного Правительства и главной оппозиционной партии (ДИСИ) обусловлена сложившимися взаимоотношениями. Как бы ни сложились выборы для каждой партии из «большой тройки», продолжение курса (по крайней мере, в основных вопросах) будет обеспечено.

ДЕНЬ НЕСМЕХА
История сделала первое апреля на Кипре совсем не смешной датой. Скорее наоборот – серьезной и заставляющей вспомнить события середины прошлого века. Этот день принято считать началом борьбы «Союза борцов за освобождение нации» (ЭОКА) против британского колониализма. Противостояние продолжалось четыре года (1955–1960) и завершилось созданием нового независимого государства. С позволения читателей я не буду оценивать методы, которыми пользовалась эта организация, а также напоминать о роли ее правого крыла ЭОКА-II в трагических событиях 1974 года. Предоставим эту инициативу киприотам, тем более, что по этим болезненным вопросам в обществе идут непростые дискуссии.
Этот день особенно почитаем активистами «правого спектра», которые воспринимают исторический опыт «черных полковников» и, соответственно, ЭОКА-II, со знаком «плюс». В этом году в начале апреля ультраправая Национальная народная партия (ЭЛАМ) отметилась чередой хулиганских выходок. Возле монумента героям ЭОКА в Никосии Димитрис Христофиас подвергся словесным нападкам со стороны активистов партии. По свидетельству очевидцев, Президент Кипра держался более чем достойно, однако позже выразил озабоченность, заметив, что «фашизм – это не шутка». В свою очередь, вечером этого же дня ЭЛАМ «огрызнулась» шумной пресс-конференцией, на которой ее лидеры пожаловались на беспрецедентное политическое давление со стороны властей. Удивительно, что сегодня на Кипре может существовать подобный правый радикализм.

ТРАФАРЕТЫ ЕВРОПЕЙСКОГО ФАШИЗМА
ЭЛАМ образована в 2008 году, и ее участие в европарламентских выборах следующего года стало примечательным фактом. Первый результат был откровенно слабоват – 0,22%. На майские парламентские выборы 2011 года ЭЛАМ идет с обновленной программой, заостряющей внимание симпатизирующей публики на вопросах нелегальной эмиграции и «расплавления великой эллинской культуры в котле глобализации». По отношению к нелегальным мигрантам провозглашается политика «нулевой терпимости». При этом развивается идея о недопустимости интеграции иностранцев в пространство «великой эллинской культуры». Эмиграция и безработица связываются простым лозунгом: «Каждый иностранный рабочий отнимает рабочее место у киприота». Понятно, что это, мягко говоря, спорно, но перед выборами в частности не вдаются. Лозунг «Every foreign worker = one Cypriot out of job» ярко и провокационно смотрится на демонстрационных плакатах.
Политтехнологи ЭЛАМ реагируют и на текущие экономические события. Так в предвыборной программе появилось простое требование «скорейшей разработки всех обнаруженных газовых месторождений, что могло бы сделать Кипр энергетической сверхдержавой». Мы имеем дело с классическим правым радикализмом, основанным на гипертрофированных идеях «национальной исключительности» и встраивающим в свою идеологию актуальные экономические вопросы. Еще один индикатор партий такого рода – незатейливая риторика, адресованная, прежде всего средним и низшим социальным слоям, а также умение разыгрывать образ единственного защитника интересов коренного населения.
Для современного правого радикализма характерна кооперация с зарубежными единомышленниками через информационные платформы. На момент написания статьи страницу ЭЛАМ на Facebook поддерживали 2174 человека. Причем, среди друзей есть аналогичные движения из других стран Европы. Идеология этих организаций написана по хорошо известным трафаретам 1920-30-х годов, времени зарождения европейского фашизма. Для иллюстрации сходства приведу несколько лозунгов другой праворадикальной европейской партии – «Немецкого народного союза» (0,1% на последних выборах в Бундестаг), выступающего «против роста иностранной преступности, злоупотребления правом на политическое убежище, заселения ФРГ народами, сознание которых несовместимо с ценностями великой немецкой культуры». Согласитесь, практически полная идентичность. Отличаются только названия стран и «великих культур». Кроме того, подобные движения скептически относятся к самой идее общеевропейской интеграции и дальнейшему расширению ЕС.

ПРАВИЛЬНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
Итак, на Кипре уже три года существует типичная праворадикальная партия, дополнившая пеструю палитру европейского этнополитического экстремизма. Закономерность в том, что активизация таких движений происходит в условиях развивающихся кризисных явлений и континентальной нестабильности, глобальных вызовов для ЕС. В последнее время в малых и средних странах Европы, таких, как Австрия, Венгрия, Словакия, Швейцария, нарастает «правая волна». Прежде всего, как ответ на уязвимую миграционную политику ЕС, на постоянно растущую численность людей других культур и религий.
Давать предвыборный прогноз для ЭЛАМ не имеет смысла. Пока ее шансы на какой-либо успех в большой политике минимальны. На мой взгляд, лучший вариант электоральной стратегии (естественно, уже к следующим выборам) состоит в отказе от хулиганских методов и попытках сближения с ЭВРОКО – более солидными коллегами по правому спектру. Тем более что политические лидеры идентифицируют ЭЛАМ однозначно. Генеральный секретарь АКЕЛ Андрос Киприану недавно заметил, что «это движение выбрало тот фашистский путь, который нанес стране огромный ущерб в 1974 году». Правильная диагностика фашистских движений очень важна, она лишает избирателей неоправданных иллюзий. Со стороны правоохранительных органов уже некоторое время наблюдается повышенный интерес к радикальному движению, чьи идеология и действия находятся на грани правонарушений.
Тем не менее, в кипрском обществе растет озабоченность неполитическими, косвенными последствиями правого радикализма. Очевидно, что происходит формирование особого типа агрессивной субкультуры, пропагандирующей идеологию насилия и нетерпимости к иммигрантам, призывающей к вытеснению их из своей «правильно» социальной среды. Недавние события в кипрских школах и столкновения на улицах говорят о том, что эта идеология молодеет, заражая молодых людей вирусом ксенофобии уже за школьными партами.

25/03/2011
Кипр против военного вмешательства
Военная база Акротири под Лимассолом 19 марта была официально назначена командным центром на время проведения международной операции в Ливии. На следующий день Кипр, по словам Президента Димитриса Христофиаса, проинформировал Великобританию о том, что не хотел бы использования британских суверенных баз на острове в операции против Ливии.
«К сожалению, базы (Великобритании на Кипре) являются суверенными, и их можно использовать по простому предупреждению с британской стороны. Но мы послали Великобритании сигнал, что не желаем, чтобы базы были использованы, поскольку мы против этого, – заявил Христофиас. – Мы не собираемся давать благословение какому бы то ни было военному вмешательству».
Решение превратить Акротири в центр командования получило название «Операция Эллами», сообщил представитель суверенных баз Великобритании на Кипре Кристиан Грей. По его словам, «с базы королевских ВВС Акротири осуществляется поддержка разведывательных самолетов E3D, самолетов-радаров АВАКС, а также ведется наблюдение за развитием ситуации в регионе».
Грей также сообщил, что на Акротири теперь находится штаб-квартира объединенного командования военно-воздушных сил, которая координирует все перемещения боевых средств Великобритании в зоне операции. Штаб-квартира останется на Кипре до тех пор, «пока в этом есть необходимость», заявил представитель баз. В настоящее время на Акротири увеличено количество сотрудников, однако на сколько именно – неизвестно. Грей предпочел не говорить о том, сколько и какие типы самолетов могут быть передислоцированы на Акротири.
На вопрос журналистов (19 марта), известно ли Правительству Республики Кипр о начале «Операции Эллами», Грей ответил: «Думаю, да». При этом он уточнил, что в любом случае информировать Никосию об операции не входит в круг задач британских баз. «Решение принималось на Даунинг-стрит», – сказал Грей.
Тем не менее, после недовольства, высказанного Кипром, штаб-квартира выступила с официальным заявлением о том, что британские базы не используются ни для нанесения ударов, ни для размещения войск любой другой страны, участвующей в операции.
Кроме того, базы утверждают, что в их планы не входит развертывание боевых самолетов «Тайфун» и «Торнадо». В данный момент на территории анклава находятся только патрульные самолеты. Как сказал в интервью «Би-Би-Си» министр обороны Великобритании Лиам Фокс, самолеты «Тайфун» и «Торнадо» размещаются на военной базе на юге Италии.
Председатель кипрского Парламента Мариос Гароян убежден, что Кипру следует проявить осторожность. Учитывая, что остров является мостом во многих международных отношениях, любые атаки на Ливию, запущенные с Акротири, представляют для Кипра серьезный риск.
Как передает ИТАР-ТАСС слова Президента Димитриса Христофиаса, в ЕС нет единства по вопросу о военных действиях в Ливии. Это показал последний Совет Европы, «на котором мы не смогли прийти к общей позиции». «Другое дело, что демократия должна воцариться в Ливии и других арабских странах, – отметил Президент. – Мы выступаем за это. Однако это дело народов арабских стран. Такова наша позиция. Мы не согласны с военным вмешательством».
Кипрская полиция получила от Интерпола предупреждение о том, что Муаммар Каддафи, его родные и приближенные могут попытаться покинуть Ливию. Представитель полиции Михалис Катсунотос подтвердил, что Кипр является одной из ряда стран, получивших подобное извещение от Интерпола 4 марта.
В документе перечислены 16 человек, среди них сам Каддафи. «В соответствии с резолюцией Совбеза ООН 1970/2011, если кто-то из этих 16-ти человек попытается выехать в другую страну или перевести за границу свои активы, они рассматриваются как угроза Ливии или той стране, в которую они направляются», – сказал Катсунотос. Если кто-то из них будет задержан на Кипре, местная полиция должна сразу же известить об этом Интерпол.

18/03/2011
Арестованы и освобождены
14 марта турко-кипрские «власти» освободили двух греков-киприотов, задержанных 12 марта за пересечение границы военной зоны на оккупированных территориях.
Бывший член Европарламента Яннакис Матсис и Лоизос Афксиенту из Движения беженцев Фамагусты предстали перед «военным судом». Они были осуждены за нелегальное вторжение в запретную зону, оштрафованы на 90 евро каждый и освобождены. Вместе с Матсисом и Афксиенту были арестованы и двое польских европарламентариев Артур Засада и Ярослав Валенса, сын бывшего главы Польши. Их освободили через несколько часов.
Греки-киприоты в составе делегации членов Европарламента и представителей православной церкви осматривали заброшенные православные храмы и кладбища на севере Кипра. В программу входило и посещение Вароши – покинутого греко-кипрского квартала Фамагусты. Четверо мужчин пересекли огражденную зону и вошли во двор заброшенной церкви. Однако потом их задержали «солдаты» и сдали в руки «полиции».
Группу арестованных разделили, отвезя Матсиса и Афксиентиу в другой полицейский участок. Позднее греков-киприотов доставили в больницу по причине плохого самочувствия. Европарламентарий Элени Теохарус, врач и активная участница миротворческих миссий, назвала некоторые действия «полиции» неприемлемыми, но признала, что в целом с ними обращались хорошо и быстро освободили. Епископ Порфириос, который представляет Кипрскую Церковь в Брюсселе, назвал инцидент «суровым испытанием».
Все еще находясь на оккупированной территории, Афксиенту, беженец из Фамагусты, разъяснил, что, входя в запретную зону, хотел лишь взглянуть на дом своих родителей, который находится сразу за церковью.

14/03/2011
Президент Республики Кипр: Турки всегда должны составлять 25% населения объединенного Кипра
Президент Республики Кипр в ходе переговоров с руководителем турецкой части Кипра коснулся темы гражданства, сделав интересное замечание.
Как передает турецкая газета Milliyet, президент Республики Кипр Димитрис Христофорас отметил, что в государстве, которое образуется после объединения двух частей Кипра, турки должны составлять 25% населения. Турецкая сторона посчитала это предложение абсурдным и противоречащим правам человека.
Представители турецкой части Кипра не поняли, как можно приказывать людям не рожать. В ответ Христофорас повторил свои слова: «Турки всегда должны составлять 25% населения».

11/03/2011
Цена выборов – 25 000
3 марта Парламент увеличил размер максимальной суммы, которую депутаты могут потратить на выборах, до 25 тыс. евро. Лично кандидаты могут потратить своих денег от 500 до 5000 евро. Всего на их предвыборную кампанию должно уйти от 850 до 25 тыс. евро. Такая поправка к законодательству была принята после того, как предыдущие суммы были названы нереалистичными. Известно, впрочем, что многие политики тратили на свои предвыборные кампании значительно больше 25 тыс. евро.

04/03/2011
Волнения на оккупированных территориях
Когда выпуск готовился к печати, в Никосии прошла одна из самых крупных акций протеста на оккупированной территории Кипра. Более 25 тыс. демонстрантов вышли на улицы города, выражая свое недовольство политикой Анкары по сокращению расходов.
Протестующие заявляли, что истинная цель мер, предпринимаемых Турцией, – усиление контроля над «Турецкой республикой северного Кипра». Многие из них держали плакаты с надписями «Это наша страна, давайте управлять ею сами» и «Руки прочь от турок-киприотов».
«ТРСК» получает от Турции финансовой помощи примерно на 600 млн долл в год. Однако сейчас Анкара требует от турко-кипрской «администрации» сократить дефицит бюджета и навести порядок в «государственных» финансах, уменьшив число и зарплаты «госслужащих» и продав убыточные «государственные» компании.
Напомним, что первая подобная акция состоялась 28 января. После нее Эрдоган обвинил турок-киприотов, которые все-таки принимают помощь от Турции, в «двойных стандартах».
Лидер турок-киприотов Дервиш Эроглу заявил, что споры с Анкарой негативно сказываются на его позиции на переговорах с Президентом Республики Кипр Димитрисом Христофиасом.

11/02/2011
«Мудрецы» верят в решение вопроса
Решение кипрского вопроса все еще возможно, считают члены группы «мудрецов», однако прогресса на переговорах пока нет. Двое «мудрецов» – бывшая премьер-министр Норвегии Гру Харлем Брундтланд и лауреат Нобелевской премии мира архиепископ Десмонд Туту – находятся на Кипре для запуска межобщинного проекта «Кипр: изучая прошлое в поисках будущего».
Брундтланд и Туту посещают Кипр в четвертый раз за последние несколько лет, чтобы оценить процесс межобщинных мирных переговоров по воссоединению острова. Тем самым они подчеркивают важность кипрского вопроса для мировой общественности.
Как пишет ИТАР-ТАСС, «после встречи с Президентом Республики Кипр Димитрисом Христофиасом Архиепископ Туту заявил журналистам, что в этот свой приезд “мудрецы” не столь оптимистичны как полтора года назад». Тем не менее, он подчеркнул, что лидеры греков-киприотов и турок-киприотов демонстрируют свою приверженность урегулированию. «Мы хотим продолжать поддерживать их и говорим, что в разных частях мира было так много, как казалось, непреодолимых проблем, которые, в конце концов, были разрешены», – отметил он, приведя примеры Северной Ирландии и Южной Африки.
Архиепископ считает вполне реальной возможность создания на Кипре федеративной республики, население двух общин которой будет пользоваться полными гражданскими правами. Его коллега Брундтланд, в свою очередь, разочарована отсутствием прогресса на переговорах, но надеется на их успешное завершение. «Это вопрос лидерства обеих общин, а также поддержки населением видения того, как сообща искать решение кипрской проблемы», – подчеркнула бывшая премьер-министр.
Во время визита «мудрецы» также встретились с Архиепископом Хризостомосом II, который, по их мнению, играет серьезную роль в решении кипрского вопроса. Туту отметил слова кипрского Архиепископа о том, «как в прошлом люди могли быть просто киприотами» и выразил надежду, что «это прежняя ситуация вернется».
Группа «мудрецов» состоит из выдающихся мировых лидеров, которые используют свой коллективный опыт, поддерживая решение социальных конфликтов и борясь за облегчение человеческих страданий.

04/02/2011
Встреча в Женеве: итоги, оценки и «теория игр»
Четырнадцать лет назад в швейцарской деревушке Глион на высоте 700 м над уровнем моря встречались лидеры разделенного Кипра Глафкос Клеридис и Рауф Денкташ. Тогда переговоры были фактически прерваны из-за непримиримой позиции турко-кипрской стороны, в основном, в связи с началом переговоров о вступлении Республики Кипр в ЕС.

ПО СЛЕДАМ САММИТА: СПЕКТР МНЕНИЙ
Недавний швейцарский саммит в Женеве завершился более оптимистично и уже сформировал разнообразный спектр внутриполитических оценок. Правящая партия АКЕЛ довольна итогами, ее пресс-секретарь Ставрос Эвагору заявил, что «несмотря на опасения скептиков, не оправдался ни один из худших прогнозов». Оппозиционная ДИСИ в лице Никоса Анастасиадиса заняла более осторожную позицию, отметив, что «отсутствие новостей не обязательно означает положительный результат». ДИКО и ЭДЕК высказались не в пользу ООН, в том смысле, что «прогресс, о котором сказал Пан Ги Мун по итогам встречи, пока не имеет четкого содержания».
Действительно, Генсек ООН засвидетельствовал определенный успех, достигнутый с момента его последней (ноябрьской) встречи с лидерами кипрских общин. Он отметил также сближение позиций путем ряда взаимных компромиссов. Конкретных результатов немного, но они все же достигнуты. Так, обе стороны обязались увеличить частоту встреч в резиденции ООН в буферной зоне и сделать их более содержательными. Кроме того, планируется создание международной экспертной комиссии, усилия которой будут направлены на достижения согласия по одному из самых болезненных вопросов – права на оставленную недвижимость Северного Кипра. Однако консолидированное мнение ООН и всех заинтересованных сторон выражается в том, что главные успехи непростого процесса еще впереди.
Международная реакция на женевскую встречу пока ограничена стандартными сообщениями информационных агентств, цитирующих Генсека и обоих лидеров. Из политических тяжеловесов только глава британского МИД Уильям Хейг подчеркнул в развернутом обращении важность предстоящей встречи. Сказывается традиционная заинтересованность Лондона в этом вопросе. Кроме прочего, английский дипломат справедливо указал на недопустимость сохранения внутри ЕС замороженного конфликта, который препятствует полноценному сотрудничеству ЕС и НАТО (см. материал в ВК №792) и дестабилизирует всю геостратегическую систему Восточного Средиземноморья.

ДВЕ ФИЛОСОФИИ
История переговоров после 1974 года может претендовать на самую длительную неудачу международной посреднической дипломатии. Перед кипрской головоломкой оказались бессильны усилия четырех Генсеков ООН, начиная с австрийца Курта Вальдхайма. Будет ли Пан Ги Мун более удачливым?
Наряду с сохраняющимся оптимизмом настораживает тот факт, что до сих пор две стороны не привели к единому знаменателю взгляд на фундаментальную проблему политического суверенитета. Дело в том, что турко-кипрская точка зрения предполагает абсолютное равенство между двумя составляющими единой (в перспективе) федерации. Отсюда следует принцип равноправного участия в принятии решений при условии количественного равенства. Греко-кипрская сторона еще в 1989 году документально зафиксировала позицию, отклоняющую равноправие федеративных субъектов перед центром. В основе такой позиции лежит приверженность принципу правления большинства населения и соответствующей пропорциональности. Греко-кипрская сторона – за абсолютный и неделимый суверенитет, турко-кипрская же подчеркивает необходимость его раздвоения. По их мнению, население острова делится на два суверенных народа. Именно здесь находится корень рассогласования, порождающий оппозиционные взгляды на вопросы территории, оставленной недвижимости и многочисленных турецких иммигрантов. Кроме того, это не позволяет взглядам двух сторон сойтись в области так называемых «трех свобод»: поселения, передвижения и собственности.
По сути, это различные системы координат, которые пока не достаточно пересекаются в пространстве компромисса. Одна из кипрских газет попыталась проиллюстрировать ситуацию цитатой кулуарного высказывания представителя турко-кипрской стороны в Женеве: «Это две разные философии, точно так же, как в вопросе со свининой. Греки-киприоты едят ее, мы же считаем это большим грехом. И где же решение?» Метафора не самая удачная, но показательная.

ИГРА С НЕНУЛЕВОЙ СУММОЙ
С точки зрения теории игр, которую ученые иногда применяют к международным конфликтам, кипрская ситуация относится к «кооперативным играм с ненулевой суммой»1. Игроки могут не только принимать согласованные решения, но и вступать в коалиции, принимая на себя обязательства. В данном случае имеются в наличии две коалиции (Кипр-Греция и «TPСK»-Турция). Обычно в кооперативных играх просчитываются правила вхождения (выхода) игроков в коалиции, но ключевой вопрос заключается в условиях раздела общего выигрыша между членами коалиции. Не исключено, что это может быть одним из кодов к кипрской головоломке. За спинами оппозиционных делегаций в Женеве (как и на протяжении всего процесса урегулирования) стоят ключевые средиземноморские игроки – Греция и Турция. Следовательно, речь идет не о локальных противоречиях в границах небольшого острова, а о конкуренции региональных альянсов.
Греция и Турция понимают, что выигрыш и проигрыш пока не уравновешивают друг друга. Другими словами, сумма всех выигрышей и проигрышей может быть как выше, так и ниже нуля (игра с ненулевой суммой). Отметим, что на сегодняшний день все расчеты выигрыша или проигрыша для каждой из сторон от объединения острова носят достаточно поверхностный характер, учитывая лишь очевидные экономические факторы. За кадром остается серия возможных последствий (геополитических, этнических, демографических, религиозно-психологических), требующих специального исследования. За тридцать семь лет сепаратного существования общин большинство этих факторов изменились. Вопрос о степени и обратимости этих изменений также должен быть проанализирован, прежде всего, социологами и демографами.
Владимир ИЗОТОВ, кандидат политических наук

Протест на севере
Десятки тысяч турок-киприотов 25 января провели акции протеста на оккупированных территориях.
Под лозунгами «Нужно объединиться, чтобы выжить» и «Анкара, убери от нас свои руки» демонстранты протестовали против суровых экономических мер, принятых тамошним «правительством».
Организаторами акции выступили участники Турко-кипрской объединенной платформы и другие общественные организации и политические партии.
Правящая партия Республики Кипр АКЕЛ выразила солидарность турко-кипрским рабочим в официальном заявлении, возложив ответственность за их бедствия на Турцию.

01/02/2011
Позиция Кипра по признанию Палестины не изменилась
Официальный представитель правительства Республики Кипр в понедельник разъяснил появившуюся накануне информацию о признании Палестинской национальной администрации (ПНА) в границах 1967 года, заявив, что позиции Кипра в этом вопросе остаются прежними.
В воскресенье палестинские СМИ, в частности, официальное агентство ВАФА, сообщили, что Кипр признал ПНА в границах 1967 года. Как уточняется в заявлении представителя кипрского правительства, решение о признании ПНА Кипром было принято более 20 лет назад, а в границах 1967 года с Израилем изменения могут быть признаны только по обоюдному соглашению сторон палестинского урегулирования.
"Президент Республики Кипр (Димитрис Христофиас), отвечая на послание президента Палестинской национальной администрации (Махмуда Аббаса), упомянул о решении кипрского правительства от 1988 года по вопросу признания палестинского государства, которое остается в силе", - говорится в заявлении официального кипрского представителя.
При этом, по его словам, позиция Республики Кипр по границам ПНА соответствует общеевропейской.
"Что касается границ будущего палестинского государства, позиция правительства Кипра согласована с известной позицией Евросоюза, что он не признает никаких изменений в границах 1967 года, если только не будет соглашения между двумя сторонами", - уточнил представитель правительства Кипра.
Он также подчеркнул "огромное значение", которое в островном средиземноморском государстве придают скорейшему возобновлению прямых мирных переговоров между израильтянами и палестинцами.
Палестинская национальная администрация стремится создать независимое государство в границах 1967 года и надеется, что в ходе переговоров Израиль выведет свои войска с оккупированных после войны 1967 года палестинских территорий - Западного берега реки Иордан, сектора Газа и Восточного Иерусалима. На этой территории ПНА хочет образовать палестинское государство со столицей в Восточном Иерусалиме. Однако Израиль отказывается вернуться к пограничным линиям 1967 года и не желает поднимать вопрос об Иерусалиме, который он объявил своей "вечной и неделимой столицей".
В настоящее время палестино-израильские мирные переговоры буксуют из-за отказа правительства Израиля свернуть поселенческую деятельность на оккупированных территориях.


28/01/2011
Визит на Кипре – больше, чем визит

Визиты зарубежных лидеров в Республику Кипр – нечто более важное, чем протокольный обмен мнениями, торжественные обеды и красивые фотографии. Нерешенность кипрской теоремы и сохраняющееся военно-политическое напряжение делают каждую встречу по-своему значимой для внешней политики. За последние две недели Никосию посетили Президент Армении, Федеральный канцлер Германии и заместитель госсекретаря США по делам Европы и Евразии. Каждый из них засвидетельствовал моральную поддержку руководству греко-кипрской части острова. Американский дипломат, в силу своих обязанностей, сделал то же самое и на оккупированных территориях, но об этом ниже и в хронологическом порядке.

СОЗНАТЕЛЬНАЯ «НЕОСВЕДОМЛЕННОСТЬ» ФРАУ МЕРКЕЛЬ
Исторический визит первой леди Германии был тщательно подготовлен министром иностранных дел Гидо Вестервелле и его кипрским коллегой Маркосом Киприану. В прошлом году они обменялись визитами, в ходе которых «сверили дипломатические хронометры» по вопросу возможного объединения острова. Тем не менее, визит Ангелы Меркель имел большое имиджевое значение – поддержка и политическое внимание со стороны европейского лидера весьма показательны. Любопытно, что одним из итогов визита стало обострение отношений между Германией и Турцией, поводом для которого послужило высказывание бундесканцлера о том, что «турецкая сторона не прикладывает симметричных усилий по урегулированию кипрского конфликта». Реакция премьер-министра Турции Реджепа Эрдогана была по-восточному быстрой и горячей. Уже на следующий день в интервью отечественным медиа он потребовал от фрау Меркель извинений и порекомендовал ей «более внимательно ознакомиться с историей кипрского вопроса». Заодно турецкий лидер еще раз дал понять, что Анкара не изменит позицию по кипрскому конфликту даже в случае прямой зависимости между его решением и вступлением в ЕС.
Некоторые СМИ поторопились объяснить произошедшее «неаккуратной» риторикой бундесканцлера вследствие недостаточной информированности. Думаю, это ошибочная точка зрения. Стоит внимательнее присмотреться к последним тенденциям в германо-турецких отношениях и сопоставить это с персональной политической биографией Ангелы Меркель, как все становится на свои места. Оговорка и, тем более некомпетентность, исключаются. Меркель – политик право-центристского фланга, многолетний лидер христианско-демократического союза (ХДС), в основе идеологии которого всегда превалировали христианские ценности. В этой связи становится понятным более чем настороженное отношение немецкого лидера к полноправной интеграции Турции в ЕС (напомню читателям, что эту тему мы анализировали в ВК №783). Прибавим сюда ее недавнее признание в «провале интеграционной стратегии иностранцев в Германии», подразумевавшее, прежде всего, многочисленную (более 4 млн чел.) турецкую диаспору. Наконец, последние встречи между Ангелой Меркель и Реджепом Эрдоганом были весьма напряженными и малорезультативными. Сложный комплекс международных проблем (включая кипрский вопрос) турецкая сторона сознательно обходила, зато настоятельно озвучивались инициативы Эрдогана по поводу создания сети турецких школ в Германии. Естественно, ничего кроме единодушного возмущения в немецком обществе такие предложения не вызвали. Связав эти факты в единую цепочку, нетрудно понять, что «неаккуратная» риторика Ангелы Меркель в Никосии была осознана и заранее просчитана. Это означает, что, во-первых, в данный момент Берлин счел необходимым поддержать напряжение в ухудшающихся отношениях с Анкарой, а во-вторых, недвусмысленно зафиксировал свою поддержку греко-киприотам в противостоянии с Большой Турцией.

ГОСУДАРСТВЕННО-РЕЛИГИОЗНЫЕ АЛЬЯНСЫ
Отношения между Турцией и Арменией не нуждаются в специальных комментариях. В мире не так много государств, «скрепленных» столь сильной исторической неприязнью. Поэтому визит Сержа Саргсяна изначально носил подчеркнуто антитурецкий характер. Позиция Анкары по кипрскому вопросу и ее стратегия «нового оттоманизма» попали под огонь беспощадной критики, продолжение которой можно было наблюдать в Афинах, куда Президент Армении улетел из Никосии. Высокомерная политика Турции, ее непримиримая позиция по отношению к стране – члену ЕС (Кипру) не сочетается с ее европейскими стремлениями, – таким был один из главных лейтмотивов кипрско-армянского диалога.
Важной составляющей визита Сержа Саргсяна стали встречи с лидерами христианских Церквей Кипра (Хрисостомос II) и Греции (Иеронимос II). Создание государственно-религиозных альянсов выглядит уже не так иллюзорно, особенно в мрачном свете атак на христиан в последние месяцы (террористические инциденты в Пакистане, Нигерии, Египте, Иране, Ираке и на Филиппинах). Популярное в 1990-е годы, но потом скептически подзабытое предсказание американского политолога Самуэла Хантингтона о «столкновении цивилизаций» на границах «религиозных разломов», похоже, сбывается, правда, пока в децентрализованных масштабах. Религиозные платформы становятся все более востребованным индикатором идентичности в международных отношениях, поэтому инициативы Сержа Саргсяна, несомненно, попадут на благодатную почву. Скрепить же ортодоксально-христианское единство экономическим сотрудничеством был призван двусторонний бизнес-форум, состоявшийся в Никосии 17 января.

ГОСТЬ ИЗ ГОСДЕПА
Главный эксперт демократической партии США по европейской политике Филип Гордон задержался на Кипре дольше всех. Опытнейший дипломат (в администрации Клинтона отвечал за европейский вектор в Национальном Совете Безопасности), известный, в частности, успехами на восточноевропейском направлении. Естественно, дипломатическая активность США была привязана к переговорам лидеров двух общин в Женеве. По итогам трехдневных сепаратных встреч на обеих частях острова Гордон ограничился нейтрально-подбадривающими формулировками, не выказывая явных симпатий какой-либо из сторон. В очередной раз было отмечено, что «от сохранения современного статус-кво на Кипре все окажутся в проигрыше». Одновременно спецпредставитель ООН Александр Даунер провел двухчасовую беседу с министром иностранных дел Турции Ахметом Давутоглу. Не исключено, что примерно в это же время по телефону обменивались мнениями о предстоящей женевской встрече Пан Ги Мун и Хиллари Клинтон (прямой начальник Гордона).
Таким образом, Госдепартамент активизировал посреднические усилия, стремясь поддержать международный авторитет США, способность которых к глобальному регулированию в последнее время вызывает все больше сомнений. Кипрская проблема для Вашингтона – неотъемлемая часть «работы по построению единой, свободной, демократической и мирной Европы» – официально декларируемой цели американской внешней политики. Насколько успешными оказались усилия на этот раз, мы узнаем совсем скоро: когда выйдет этот номер, первые итоги трехсторонней (Пан Ги Мун + Христофиас + Эроглу) встречи в Женеве будут известны.

Владимир ИЗОТОВ, кандидат политических наук


14/01/2011
Скоро выборы!
Министерство внутренних дел обращается ко всем гражданам Кипра старше 18 лет, которые проживали на Кипре последние полгода, с просьбой зарегистрироваться в списке избирателей до 2 апреля, чтобы принять участие в парламентских выборах 22 мая. Те, кому исполнится 18 до 22 мая, также могут участвовать. После 2 апреля никакие изменения и дополнения в список вноситься не будут. Бланки можно получить в муниципалитетах, отделениях Службы соцобеспечения, на избирательных участках и на сайте МВД www.moi.gov.cy.

Меркель и Кипр
Ангела Меркель на Кипре: итоги исторического визита
Событие, которого так ждали все политики, наконец-то произошло: 11 января на Кипре с официальным визитом побывала канцлер Германии Ангела Меркель.
Президент Димитрис Христофиас назвал визит Меркель историческим и отметил, что канцлер самой крупной европейской страны проявила неподдельный интерес к кипрской проблеме и выразила свою готовность помочь в ее решении.
Меркель подчеркнула, что роль третьих государств в решении проблемы лишь посредническая, однако пообещала, что при каждой предоставленной ей возможности она будет поднимать кипрский вопрос в обсуждениях с первыми лицами Турции.
История дружеских отношений между Германией и Кипром насчитывает 50 лет, страны уже давно успешно сотрудничают в разных областях. Примечательно, что по результатам однодневного визита Меркель было подписано соглашение о сотрудничестве между немецким институтом Max Planck и Институтом Кипра. Этот документ имеет огромное значение для научно-технологического развития острова, поскольку теперь у Кипра появится возможность воплотить в жизнь свою заветную мечту – создать свой крупный периферийный научный центр, в котором кипрские научные сотрудники вместе с немецкими коллегами будут изучать изменение климата и другие вопросы экологии.
Меркель завершила свой визит официальным обедом с лидером партии ДИСИ Никосом Анастассиадисом. На встрече обсуждались темы европейской экономики и кипрский вопрос. Анастасиадис призвал канцлера Германии, и вместе с ней ЕС, к большей вовлеченности Евросоюза в кипрскую проблему, поскольку, считает он, скорейшее ее разрешение – в интересах не только Кипра, но и всей Европы.


Кипрский флагCY +357-96-38-39-40      Российский флагRU +7 965 2 38-39-40      Украинский флагUA +38-073-738-39-40     WhatsApp WhatsApp     Messenger Messenger     Отправить сообщение Сообщение     email 24glo.ru@gmail.com

ГлавнаяКонтакты
Copyright © 24GLO LTD ® 2004-2024. All rights reserved.