Land Registry Department гарантирует право собственности покупателя недвижимости
Процедура подготовки и выдачи титулов владельцев на недвижимость находится в ведении Департамента регистрации земельных угодий (Land Registry Department), который был образован в 1858 году. Это учреждение является самым <старшим> из всех департаментов Правительства Кипра. Первоначальной задачей Департамента было урегулирование всех вопросов, связанных с недвижимым имуществом, а также регистрация и выдача свидетельств о праве собственности. Конечно же, с годами функции, выполняемые этой организацией, несколько расширились. В частности, к ним были добавлены определенные услуги, предоставляемые владельцам недвижимости. Однако следует отметить, что главной задачей Департамента так и остается регистрация титулов недвижимого имущества с целью защиты интересов владельцев.
Одним из первых законов, закрепляющий основные положения касательно регистрации недвижимого имущества, является Закон 12, принятый в 1907 году. Именно этот закон составляет основу современного законодательства в этой области. Нововведением Закона 12 было закрепление факта, что титулы владельцев должны выдаваться на основе современных планов департамента регистрации земельных угодий. До этого периода титулы выдавались на основе необоснованных и неточных чертежей. Согласно же новой системе, каждый титул должен соответствовать определенному плану, который с точностью определяет соответствующий участок земли и его форму, размер и тип недвижимости.
Наряду с этим, Закон 12 предусматривает положение о регистрации всего недвижимого имущества на Кипре, которое должно основываться на исследовании соответствующего имущества. При проведении такого исследования обязательно необходимо учитывать факторы, связанные с картографией всей территории Кипра. Именно с этой целью в дальнейшем при Департаменте был образован отдел, завершивший такое исследование в 1929 году. Картография была основана на определенном масштабе. Для получения лучших результатов территория острова была разделена на 59 листов, а каждый лист - на 64 плана. При выполнении этого исследования были созданы такие <книги> для записи, как регистрация земельных угодий, регистрация налога и расписание оценщика (Форма 115). Все это в дальнейшем помогло в формировании современной системы регистрации недвижимого имущества.
В настоящее время Департамент регистрации земельных угодий отвечает за соблюдение соответствующих процедур при приобретении права собственности на недвижимое имущество, регистрацию, передачу и оформление ипотечного кредита на недвижимое имущество, контроль срока аренды земельного участка, оценку имущества, а также управление землями, находящимися под ведением Правительства Кипра.
Согласно действующей рабочей схеме структуру Департамента регистрации земельных угодий составляют директор, три первых уполномоченных по регистрации земельных угодий и семь старших уполномоченных, каждый из которых возглавляет следующие семь подразделений Департамента:
регистрация;
аренда;
управление землями, находящимися под ведением Правительства страны;
оценка;
исследование;
картография;
управление.
Кроме этого, в состав департамента входят еще шесть старших уполномоченных, которые возглавляют районные офисы.
Регистрация недвижимости начинается с рассмотрения заявления, которое подается лицом, претендующим на право собственности. Одним из важных этапов процесса регистрации недвижимости является ее оценка с целью определения соответствующей суммы, которая должна быть выплачена в случае приобретения недвижимости, а также выплаты за различные государственные работы, связанные с застройкой, ограничения по разработке планов, определение рыночной стоимости, на основе которой будет рассчитана оплата на передачу прав собственности.
Следует отметить, что согласно Решению 36495 от 21 ноября 1991 года, Совет министров передал проведение некоторых исследований и оценок частным компаниям. Важность проведения исследования заключается в том, что его результаты помогают разрешать споры, связанные с границами недвижимости, а также вопросы городского планирования, подготовки новых планов и т.д. Кроме этого, на основе результатов исследований составляются планы и карты соответствующих районов, что относится к компетенции подразделения картографии при Департаменте.
Информацию о правовой "чистоте" земли или дома можно получить, позвонив в рабочие часы с 08:00 до 12:30 в местное подразделение Департамента по телефонам: Никосия 22 304820, 22 303939
Лимассол 25 806401
Ларнака 24 803301
Пафос 26 802300
Фамагуста 24 304 288
Кирения 22 303 945