Кипрский национальный комитет ЮНЕСКО организовал показ документального фильма "Археологические места и памятники, включенные в список Мирового наследия ЮНЕСКО". В фильме, продолжительность которого 1 час и 12 минут, речь идет о неолитическом поселении Хирокития, археологических достопримечательных местах Палепафоса и Неа Пафоса и византийских и поствизантийских церквях в Троодосе. Исследователем, сценаристом и режиссером фильма стала доктор Маро Теодосиаду. Фильм был снят при сотрудничестве с Кипрским национальным комитетом ЮНЕСКО и Кипрской государственной телерадиокомпанией. Сегодня мы знакомим читателей с некоторыми из этих исторических памятников.
Хирокития Неолитическое поселение Хирокития было занесено в Каталог всемирного наследия в 1998 году. Это одно из наиболее значительных доисторических поселений в Восточном Средиземноморье, с перерывами существовавшее с 7 по 4 тысячелетие до н.э. Оно было открыто археологами в 1934 году. Своим названием городище обязано расположенной поблизости одноимённой деревне Ларнакского округа. Поселение, где проживало около 300 человек, находится неподалёку от речки Марони, которая обеспечивала жителей водой и строительным материалом. Жилища располагались на склоне холма и находились в непосредственной близости друг от друга. Форма жилищ была круглой, а их диаметр в среднем составлял 6 м. Значительная часть домов выстроена по обе стороны каменного сооружения, которое исследователи первоначально считали дорогой. В наши дни учёные склоняются к тому, что оно является частью стен поселения. В центре жилища располагался очаг, предназначенный для приготовления пищи, освещения и тепла, а над ним в крыше имелось отвестие для выхода дыма. Находки, сделанные в Хирокитии свидетельствуют о существовании на Кипре в 6 тысячелетия до н. э. высокоразвитой неолитической культуры, жители которой занимались земледелием и скотоводством. Знали они и такие ремёсла, как прядение, ткачество, кроме того, хорошо умели обрабатывать камень и дерево. В Хирокитии можно проследить и зарождение определённых религиозных представлений: в первую очередь в погребальном обряде. Усопших сопровождала погребальная утварь (сосуды, орудия, украшения), причём, в женских захоронениях она была более богатой, что свидетельствует об их значительном положении в обществе. Средняя продолжительность жизни у мужчин составляла 35 лет, у женщин - 33,5 года. По невыясненным причинам жители покинули Хирокитию, но впоследствии, примерно около 4500 г до н.э., жизнь здесь вновь возродилась. Это была уже более высокоорганизованная община, члены которой умели изготавливать гончарные изделия. Поселение просуществовало примерно до 3900 года. Происхождение и гибель данной культуры до сих пор остаются загадкой.
Все находки, сделанные во время археологических раскопок, находятся в Кипрском музее в Никосии. Первыми объектами, занесёнными в Каталог ЮНЕСКО в 1980 году, стали археологические достопримечательности Пафоса. Это было сделано в силу следующих причин: 1) в связи с той ролью, которую играл регион в поклонении богине Афродите; 2) в связи с распространением христианства и, в частности, с прибытием на остров апостола Павла.
Палепафос В эпоху античности на Кипре существовало два Пафоса - Палепафос (Старый Пафос) и Неа Пафос (Новый Пафос). Палепафос находился в 1,9 км от морского побережья, там где ныне стоит деревня Куклия. Этот район был довольно развит ещё с эпохи халколита (3 тысячелетие до н.э.) и тесно связан с культом плодородия. Первое упоминание о Пафосе встречается у Гомера. Он говорит, что именно туда направилась после своего рождения из пены морской богиня Афродита. Расцвет Палепафоса приходится на 13 век до н.э, когда остров заселили микенские греки.
Самый известный исторический памятник Палепафоса - храм Афродиты, куда ежегодно с богатыми дарами стекались паломники со всего Средиземноморья. Их 12-километровый путь пролегал из города через свяшенные сады Афродиты. После победы христианства, культ богини любви и красоты постепено угас, а её знаменитый храм пришёл в запустение. Ныне он представляет собой лишь руины, глядя на которые приходится мобилизовывать всё своё воображение, чтобы представить его былое величие.
Неа Пафос Город был основан в конце 4 в до н.э. Никоклисом - последним царём Палепафоса. По-видимому, причиной основания нового города послужило отсутствие хорошего морского порта в Палепафосе. Вскоре Неа Пафос стал одним из наиболее значительных административных центров региона. Остатки его оборонительных сооружений сохранились до наших дней. После того, как город перешёл под власть египетских Птолемеев и на протяжении всего эллинистического периода он являлся частью египетского царства. Птолемеи уделяли особое значение развитию города. Причина кроется в том, что именно из Неа Пафоса, который во 2 веке до н.э. стал столицей острова, поставляли в Египет так необходимую ему медь и древесину. Основными памятниками эллинистического периода являются амфитеатр, ряд мозаик, два высеченных в скале подземных святилища и, конечно же, относящиеся к 4 веку до н.э., знаменитые Царские гробницы. На самом деле, там никогда не хоронили царей, но огромная территория, на которой расположены подземные гробницы с массивными каменными надгробиями, благодаря своему величественному виду заставляет поверить в легенду. Небольшой по своим размерам, выстроенный из хорошо обработанных блоков известняка, амфитеатр Одеон относится ко 2 векe до н.э. Он вмещал около 3 тысяч зрителей. Он был открыт археологами в конце 60-х годов 20 века. Летом здесь проходят музыкальные и театральные представления. Неа Пафос по-прежнему оставался столицей и в период Римской империи, получив право чеканить собственную монету. К римскому периоду относятся хорошо известные всем пафосские мозаики из так называемых вилл Тесея, Диониса, Орфея, бань Тритона и т.д.
Дом Диониса, названный так по основному мотиву, найденной там мозаики - сценам из жизни бога виноделия, датируется 3 веком н.э. Предполагают, что он принадлежал зажиточной семье. В нем имеется более 40 помещений и крытый дворик. Одной из лучших по технике исполнения мозаик, покрывающих полы виллы, является небольшое панно с изображением Зевса, принявшего образ Орла и похищающего Ганимеда. В ходе раскопок дома Диониса был обнаружен дом Тесея. Его мозаичные полы прекрасно сохранились. На них изображены сцены купания Ахиллеса в водах реки Стикс, а также поединок Тесея с Минотавром в критском лабиринте. В 4 в н.э после ряда землетрясений, Неа Пафос перестаёт быть столицей острова. Несмотря на то, что город был заново отстроен, изменение политического статуса сказалось на его жизнедеятельности, что привело к постепенному упадку.
К 45 году н.э. апостолы Павел и Варнава посетили Кипр, чтобы проповедывать здесь христианство. Тогдашний римский проконсул острова Сергий Павел, проживавший в городе, обратился в христианство после того, как стал свидетелем чуда, совершённого апостолом Павлом. Тем самым, Кипр стал первой римской провинцией, управляемой христианином. Тем не менее, по всему острову христианство распространилось лишь в 4 веке, когда обрело статус официально дозволенной религии и прекратились гонения на его последователей. Тогда же на острове стали строиться первые христианские базилики. Одной из крупнейших является, относящаяся к 4 веку базилика Хрисополитиссы (Агия Кирияки) в Неа Пафосе. В 18 веке на её руинах была возведена церковь, при строительстве которой, как считают, использовались некоторые строительные материалы, в том числе и колонны ранневизантийской базилики. Во дворе находится колонна Святого Павла, у которой, по преданию, (до того как Сергий Павел был обращён в христианство) святой получил 39 ударов плетью. Эта колонна является главной достопримечательностью храма.
В декабре 1985 года Комитет Всемирного Наследия ЮНЕСКО включил в Каталог Всемирного Культурного Наследия девять памятников двухтысячелетней церковной истории Кипра, а в 2001 году добавил ещё один. Все они находятся в Троодосе: церковь Агиос Николаос тис Стегис (Святого Николая Под Крышей) в Какопетрии; церковь Панагиа тис Асину близ Никитари; церковь Панагиа ту Аракос в Лагудера; Монастырь Иоанниса Лампадистиса в Калопанайотисе; церковь Панагиа ту Мутулла в Мутулласе; церковь Тимиу Ставру (Честного Креста) в Пелендри; церковь Архангела Михаила в Педуласе; церковь Тимиу Ставру ту Агиасмати в Платанистасе; церковь Панагиа Подиту в Галате; церковь Метаморфосис ту Сотирос (Преображения Господня) в Палехори.
Критерии для занесения церквей и монастырей Кипра в Каталог:
- все они представляют собой замечательные памятники византийской культуры на острове;
- являют собой замечательные образцы сакральной архитектуры. Расположены в сельской местности и находятся в хорошей сохранности;
- росписи этих церквей включают в себя элементы, выявляющие связь между восточным и западным направлениями христианского искусства.
Церковь Агиос Николаос тис Стегис Близ деревни Какопетрия находится один из наиболее значительных религиозных памятников Кипра - церковь Святого Николая Под Крышей. Этот крестово-купольный храм был воздвигнут в начале 11 века. Ранее он являлся частью монастырского комплекса, разрушенного во второй половине 19 века. Своё название храм получил от сооружённой в 14 веке над старым куполом двускатной черепичной кровли, защищающей постройку от дождя и снега. В 12 веке к основному зданию был добавлен нартекс. Церковь полностью расписана фресками, относящимися к разным эпохам, начиная с 11века и заканчивая 17 веком. Изумительны по красоте настенные росписи 11 века - древнейшие росписи Кипра после освобождения его от арабов (середина 10 в), но из-за многочисленных последующих реставраций и добавлений они сохранились в первоначальном виде лишь в некоторых местах храма. В храме, помимо фресок, находится и короткая запись (1735 год), сделанная известным русским монахом Василием Григоровичем-Барским, проведшим в монастыре несколько дней и сделавшим зарисовки монастырского ансамбля.
Панагия тис Асину Церковь Панагия тис Асину (другое название Форвиотисса) являлась частью ныне несуществующего Форвийского монастыря, который был основан в 1099 году византийским сановником Никифором Исхирием, принявшим постриг после смерти жены. Предание гласит, что строительство церкви он начал после того, как ему было видение покойной супруги. По завершению строительства, происходившего на территории его собственного поместья, жилище бывшего сановника превратилось в монастырь, в котором он и скончался.
Церковь Пресвятой Богородицы - однонефная, сводчатая, покрыта деревянной кровлей с плоской черепицей. Церковь невелика по своим размерам и довольно тёмная. Строительство церкви началось в 1099 году и завершилось в 1105-1106 гг. В этот же период был расписан и её интерьер. Храм сильно пострадал в результате землетрясений конца 13 - начале 14 вв. Тогда была заново отстроена апсида и расписаны стены, а также украшена и центральная часть храма.
Благодаря повышенному интересу иностранных и местных исследователей, заинтересовавшихся храмом Богородицы в Асину еще в 19 веке, он считается одним из самых изученных кипрских памятников.
Панагия ту Аракос Церковь Панагия ту Аракос находится в деревне Лагудера. Она была возведена в 12 веке. В более поздний период церковь перестроили и покрыли новой, двускатной кровлей, но внутри осталась часть неповреждённых росписей. Надпись над входом свидетельствует, что церковь была расписана в 1192 году на средства некоего Льва Аутента. Роспись близка к современной ей столичной живописи, поэтому есть основания предполагать, что её выполнял прибывший из Константинополя художник, которому, возможно, помогали местные мастера.
Огромное впечатление на посетителей производит образ Христа - Пантократора - Вседержителя в куполе храма. Справа от иконостаса изображена Панагия Аракиотисса, которой и посвящен этот храм.
Монастырь Иоанниса Лампадистиса В деревне Калопанайотис на берегу речки Сетрахос стоит монастырь, носящий имя кипрского святого Иоанниса Лампадистиса, прославившегося своей святостью и чудесами. Первоначально этот монастырь, основанный в 11 веке, был посвящён Ираклидиосу, епископу Тамасоса. Тогда же была возведена и главная церковь монастыря - Кафолико. В 12 веке её перестроили и обитель переименовали в честь Иоанниса Лампадистиса. Во второй половине 15 века в монастыре были построены часовни Акафистос гимнос и Латинико. В первые годы турецкого владычества (1571-1878) Кафолико и часовню Лампадистиса, где в серебряном реликварии хранятся мощи святого, покрыли единой деревянной кровлей. Подобная кровля покрывает и Латинико.Сохранившиеся в монастыре росписи относятся к 11-16 вв. Росписи 12 века сохранились лишь частично. Самое древнее описание монастыря принадлежит Василию Барскому, посетившему его в 1739 году. Начиная с 2000 года в монастыре проводились реставрационные работы. На территории обители существует хранилище икон 12-19 веков, собранных из разных церквей Калопанайотиса.
Панагия ту Мутула Неподалёку от Калопанайотиса находится деревенька Мутуллас. Церковь Панагия ту Мутулла была возведена и расписана в 1280 году. Ряд росписей относится к 15 веку. Это одна из наиболее ранних построек, имеющих высокую крутую двускатную крышу, покрытую черепицей. Похоже, что черепица изготавливалась на месте, об этом свидетельствуют найденные во дворе печи для обжёга. Этот факт, как и тип кровли, вполне типичен для храмов, расположенных в Троодосе.
Церковь Тимиу Ставру в Пелендри Деревня Пелендри некогда принадлежала Жану де Лузиньяну - сыну кипрского короля Гуго IV. Своим нынешним обликом церковь Тимиу Ставру (Честного Креста) обязана ряду пристроек, сделаных в разное время. Изначально в 12 веке был воздвигнут однонефный храм с куполом, но по неизвестным причинам его почти полностью разрушили. Уцелевшие от него части были включены в новый храм того же архитектурного типа, построенный в начале 14 века. Затем на протяжении веков к нему пристраивались всё новые части. В настоящее время это трёхнефный храм, перекрытый двускатной черепичной кровлей, над которой возвышается купол на высоком барабане. Благодаря имеющейся надписи известна датировка наиболее ранних росписей - 1178 год.
Церковь Архангела Михаила Церковь Архангела Михаила в деревне Педулас была выстроена и расписана в 1474 году на средства священника Василиса Хамадоса, который вместе со своей супругой и двумя дочерьми изображён на одной из росписей. Церковь представляет собой типичный образец горной архитектуры с покатой деревянной кровлей, которая почти достаёт до земли. Это один из немногих случаев на Кипре, когда известно имя иконописца. Речь идёт о неком Минасе, который также известен в качестве автора иконы Панагия Одигитрия, хранящейся в Музее византийского искусства Никосии. Кисти этого иконописца также принадлежат две иконы, которые выставлены в расположенном напротив церкви небольшом местном музее Византийского искусства. Там же, помимо икон, можно ознакомиться с оружием и гербами представителей рода Лузиньянов и других аристократических семейств Кипра.
Церковь Тимиу Ставру ту Агиасмати В 3 км. севернее от живописной деревни Платанистаса находится небольшая церковь, выстроенная на склоне горы в самом конце 15 века. Храм был сооружён на средства протоиерея Петроса Ператиса, который вместе с супругой Пепани изображён на одной из росписей, вручающими с помощью Богородицы храм Христу. Планировка церкви необычна для Кипра: она обнесена галереей, имеющей единую с ней кровлю. Прекрасно сохранившиеся уникальные росписи, выполненые во второй половине 15 -16 вв. Как стало известно из надписи на одной из стен храма и данных, оставленных Василием Григоровичем-Барским, храм являлся частью небольшого монастырского комплекса. Часть интерьера выполнена мастером Филиппом Гулом, о котором известно, что в 1495 году он расписал храм Агиоса Мамаса в деревне Луварас.
Церковь Панагия Подиту Эта церковь, некогда принадлежавшая монастырю, - одна из четырёх церквей, имеющихся в деревне Галата. Церковь Панагия Подиту была построена в 1502 году. Сам монастырь был разрушен в конце 19 века, но даже 40 лет назад ещё сохранялась небольшая двухэтажная постройка времён туркократии. Храм построен на средства грека Димитриоса де Корона, находившегося на службе у короля Якова II. Её стены так и не были целиком расписаны. Те же фрески, что имеются, практически все были выполнены в то же самое время, когда строился храм. Они выполнены в итало-византийском стиле. Этот стиль, в котором видны уже элементы, присущие живописи эпохи Возрождения, впервые появляется на острове к концу 15 века с приходом венецианцев.
Церковь Метаморфосис ту Сотирос Часовня Метаморфосис ту Сотирос - Преображение Господня, что находится в деревне Палехори, относится к началу 16 века. Это однонефная базилика с галереями, расположенными на западной и южной сторонах. Хорошо сохранившиеся росписи относятся к двум разным периодам: первый - датируется вторым десятилетием 16 века (эти росписи заполняют весь интерьер), второй - 1612 годом, росписи этого времени находятся на западной стене галереи. Иконостас выполнен в 1704 году, а в 1714 в него поместили икону Преображения, написанную афонским иконописцем - монахом М. Кутулумусиосом. Возможно, что его кисти принадлежат и другие иконы этого иконостаса.