Пафосские мозаики, дом Диониса на Кипре.
Пафосские мозаики находятся в Древнем городе Неа Пафос.
В трехстах метрах к северу от Пафосской гавани находится один из самых привлекательных туристских объектов - пафосские мозаики, внесенные в реестр мирового культурного наследия ЮНЕСКО. В 1962 г. случайно были обнаружены остатки строений, относящихся к III в. н. э. В ходе последующих двадцатилетних раскопок археологи нашли фрагменты четырех зданий той поры, три из которых открыты для осмотра - это так называемые виллы Диониса, Тесея и Айона.
В 300 метрах от гавани кипрского города Пафос расположен археологический парк, который посещают все туристы, приезжающие в этот удивительный город. В данной местности находится несколько особняков зажиточных римлян, относящихся к 3-5 векам нашей эры. Полы этих домов украшены роскошной мозаикой, которая считается лучшим образцом древнеримского искусства. В 1961 году римские мозаики были обнаружены местным фермером во время вспашки земли, после чего польские и кипрские археологи начали обширные раскопки этих мест, продолжащиеся до сих пор. Сегодня раскопаны и открыты для широкой публики три римских особняка, они являются основными достопримечательностями Пафоса. Дома были названы по сюжетам мозаик, отображающих мифологические сцены и повествующих о быте людей того времени - дом Диониса, дом Айона, дом Тесея и дом Орфея. Все мозаики были созданы из мелких мраморных, каменных и стеклянных кубиков.
В доме Диониса изящной мозаикой выложены 14 комнат, занимающих 556 квадратных метров. Здесь изображен бог вина Дионис, раскрывающий секрет виноградарства афинскому царю Икариосу, а также два опьяненных вином крестьянина, лежащие возле пустой винной амфоры. В доме Айона можно увидеть сцену рождения Диониса, относящуюся к 5 веку, а также царевну-лебедь Леду, а в доме Тесея - изображение битвы Тесея с Минотавром в лабиринте.
Окрестности археологического парка украшает обилие диких цветов, растущих здесь весной и даже зимой: дикие артишоки, анемония, цветы горчицы и некоторые из 55 видов кипрских орхидей.
Сами строения практически не сохранились, но остались великолепные мозаики. Для мозаик древние мастера использовали сюжеты греческой мифологии; изображенные на них мифические герои и дали названия виллам. Лучше всего дошли до нашего времени мозаики на вилле Диониса. Виллы Тесея и Айона находятся немного в стороне. Здесь мозаики не столь впечатляющи, как на вилле Диониса, но стоит обратить внимание на хорошо сохранившуюся многофигурную композицию на вилле Айона.
Рядом с виллой Диониса находится театр Одеон.Он был сооружен при римлянах во II в. н. э. и в те времена представлял более внушительное строение, чем сейчас: в нем было 25 зрительских рядов, а не 12, как ныне, после реконструкции. В настоящее время в летние месяцы в Одеоне проводятся фестивали и театрализованные представления.
Место Асклепион находящееся южнее Одеона, знаменито тем, что здесь лечили жителей античного Пафоса и поклонялись богу медицины Асклепию.
Древний город Неа Пафос, в котором в настоящее время ведутся раскопки, представляет огромную культурную ценность (занесен в список ЮНЕСКО). Особенно интересны дома зажиточных римлян с мозаичными полами - это лучшие на острове римские мозаики. Предполагается, что их сделали мастера из Александрии: по их наброскам из тысячи мелких камешков разных цветов были выполнены изящные красочные картины. Дома получили названия по сюжетам мозаик (мифологических и бытовых): дом Диониса (там находится одна из самых древних мозаик острова, изображающая Сциллу - полуженщину, полурыбу, полусобаку), дом Айона (там можно увидеть прекрасную Леду, царевну-лебедь), дом Тесея (где находится изображение битвы Тесея с Минотавром), дом Орфея.
Севернее виллы Диониса находится восстановленный римский театр ll века. Летом здесь ставятся спектакли и проходят концерты.
Рядом с виллой Диониса находится театр Одеон.Он был сооружен при римлянах во II в. н. э. и в те времена представлял более внушительное строение, чем сейчас: в нем было 25 зрительских рядов, а не 12, как ныне, после реконструкции. В настоящее время в летние месяцы в Одеоне проводятся фестивали и театрализованные представления.
Одеон был построен во II веке н.э. из песчаника, сегодня одеон используется как арена для летних музыкальных и театральных представлений. После того, как театр был откопан, его частично отреставрировали, сегодня здесь есть 12 рядов сидячих мест.
Неподалеку находятся руины древних городских стен и римская агора. Агора использовалась как рынок и находилась точно перед одеоном. Сохранились лишь основания колонн.
Рядом с одеоном находится современный маяк, считается, что здесь находился городской акрополь, здесь находился всего один храм. Но и от него мало что сохранилось.
Пафосские мозаики
История Пафоса
Пафос (греч. Πάθος – чувство, эмоция) – риторическая категория, соответствующая стилю, манере или способу выражения чувств, которые характеризуются эмоциональной возвышенностью, воодушевлением.
Согласно письменным источникам, основателем Нового Пафоса считается царь Никоклес (325 год до нашей эры), укрепивший «просторный город высокими башнями». Город быстро рос и превратился не только в торговый и культурный, но также важный политический и административный центр. За высокими стенами города находились театры, одеоны (здания для проведения певческих и музыкальных состязаний), амфитеатры, гимнасии (учебно-воспитательные учреждения в Древней Греции), палестры (частные гимнастические школы), акведуки, купальни, рынки, частные и общественные здания. А еще за стенами города-крепости, окруженного высоким рвом, находились два некрополя (кладбища). Одно из них сохранилось до сих пор – это знаменитые Царские гробницы.
По стратегическим и экономическим соображениям Пафос был назначен столицей острова. Когда в 58 году до нашей эры Кипр был захвачен Римом и стал частью римской провинции, резеденцию проконсула разместили именно в Пафосе. Первым римским проконсулом на Кипре был Марк Туллий Цицерон – выдающийся римский оратор. Римское владычество для Кипра началось с политических и административных преобразований: была унифицирована налоговая система, города Кипра стали более автономными за счет расширения местных органов самоуправления, но в целом для простых людей жизнь не изменилась.
Наивысшего расцвета Пафос достиг во времена правления императора Августа. После сильнейшего землетрясения в 15 году нашей эры по распоряжению Августа город был восстановлен, в дальнейшем в документах его называли не иначе, как «Пафос Клавдия Флавия – священная столица городов Кипра».
Новый Пафос процветал и в период раннего христианства. Событием чрезвычайной важности стал приезд в город апостола Павла, Варнавы и Марка. Согласно «Деяниям Святых Апостолов» Павел обратил в христианство римского проконсула Сергия Павла. Благодаря их проповедям об учении Христа христианство получило распространение на острове, а Кипр стал одним из первых в мире государств, во главе которого стояли последователи христианского учения.
Принятие христианства тогдашним правителем Пафоса Сергием Павлом открыло новую эпоху в жизни острова, а Пафос стал важным центром учения Христа. Фамильные подземные гробницы, вырубленные в скалах, были превращены в христианские церкви, а некоторые из них, такие как катакомбы Святой Саломонии и Святого Ламбрианоса, превратились в скиты – жилища христианских отшельников. Но после землетрясений 332 и 342 годов Пафос начинает приходить в упадок, а столицу острова переносят в Констанцию – город близ Саламина.
Проходили годы, огромные территории древней столицы Кипра лежали погребенные под песком и камнями. Весной 1962 года трактор, работавший в поле, поднял на солнечный свет часть мозаичного пола! Так началась новая жизнь старого города.
Пол этот находился в одной из комнат частной виллы позднеримского периода. Руины виллы располагаются между гаванью и маяком. С точки зрения архитекторов, вилла эта была построена по древним греческим образцам, которые в ту эпоху доминировали даже в римской империи: огромная постройка с открытым двором – атрием и бассейном. По периметру атрия традиционно располагался перисталь – колоннада. Наличие огромного двора-атрия говорит о том, что дом принадлежал представителям высшего социального слоя.
Согласно древним традициям расположение комнат в доме выбиралось соответственно сторонам света. Спальни, купальни, уборные обычно располагались в восточной и северо-восточной частях, а кухонные помещения и мастерские – в западной. В западной же части было традиционно расположено и самое большое помещение виллы – зал для приемов. На юге виллы располагался большой бассейн, имевший дренажную систему. Полы в спальнях и купальнях были выложены галькой, а затем отштукатурены, в кухонных же помещениях полы оставляли земляными. В результате археологических раскопок в некоторых домах были обнаружены великолепные напольные мозаики. Самое большое количество прекрасно сохранившихся мозаик было найдено в так называемом доме Диониса.
По мнению кипрских археологов вилла Диониса была построена на фундаменте здания, относящегося к эпохе Флавия, повторяющего стиль эпохи эллинизма. Первая комната виллы – вестибул – расположена в юго-западной части постройки. Пол этой комнаты выложен мозаикой с изображением Нарцисса, любующегося своим отражением в воде ручья.
Версий легенды о Нарциссе существует множество. По одной из них Нарцисс был сыном речного бога Кефисса и нимфы Лириопы. Любви необычайно красивого юноши добивались многие женщины, но он был безразличен ко всем. Отверг он и страсть прекрасной нимфы Эхо. Удалившись от людей в леса, Эхо истаяла от горя, от нее осталось лишь эхо. Отвергнутые Нарциссом женщины обратились к богам с требованием наказать Нарцисса. Однажды, возвращаясь с охоты, он заглянул в чистый источник и, увидев в воде свое отражение, влюбился в него. Нарцисс не мог оторвать взгляда от своего отражения, день и ночь любовался им и умер от голода и жажды. На месте его гибели вырос красивый, но холодный цветок, названный нарциссом.
Возможно, имя «Нарцисс» произошло от греческого глагола νάρκισσος – столбенеть, цепенеть. В древности цветок нарцисс считался символом умирающей природы. Он упоминается в мифе о Персефоне, которую похитил бог царства мертвых Аид; также в те времена букеты нарциссов возлагали к могилам. Возможно возникновение мифа связано с боязнью древнего человека увидеть свое отражение, которое считалось его вторым, потусторонним «я».
Пройдя от вестибула с изображением Нарцисса чуть вправо, мы попадем в «Зал Вечности и Времен Года». Изображение мозаики этого зала и использованная символика несут глубокий философский смысл. По углам мозаики изображены четыре времени года: Зима замерла с кувшином, из которого течет вода; Осень увенчана короной из листьев; на голове Весны венок из цветов; Лето изображено с венком из колосьев пшеницы. Времена года, поочередно сменяя друг друга, образуют Вечность, изображенную в центре. Простые и одновременно удивительные по силе символы были выбраны древним художником для отображения времени, пространства и движения.
Обратите внимание на кубы, которые на первый взгляд играют лишь декоративную роль соединения всех элементов и персон этой мозаики. Некоторые из них кажутся нам вертикальными, некоторые наклоненными. Обойдя мозаику по кругу, вы увидите поразительную трансформацию кубов: те, что казались вертикальными, стали наклонными, и наоборот. Согласитесь, это просто удивительная находка мастера для демонстрации непрерываемой и гармоничной взаимосвязи не только каждой части картины, но и символическое изображение движения времени и пространства.
Богиня любви Афродита покровительствовала всем, чья любовь была сильна и постоянна. Примером исключительного благоволения Киприды к одному из любящих является история, произошедшая с царем Кипра, Пигмалионом, искусным скульптуром.
Однажды Пигмалион вырезал из слоновой кости удивительной красоты статую молодой женщины. Чем чаще любовался Пигмалион своим творением, тем больше находил в нем достоинств. Ему стало казаться, что ни одна из смертных женщин не превосходит его статую красотой и благородством. Во время праздника Афродиты Пигмалион принес ей жертвы с мольбой: «О, если бы у меня была жена, похожая на мое творение!»
Афродита вняла мольбе Пигмалиона и оживила статую. Пигмалион женился на девушке и провозгласил ее царицей Кипра. Вскоре у них родился сын, которого они назвали Пафос. Любопытно, что согласно другой версии имя Пафос носила дочь Пигмалиона.
Мозаики дома Диониса
Самые красивые и наиболее хорошо сохранившиеся мозаики на Кипре находятся в Пафосе. Особенное внимание посетителей и любителей истории привлекает так называемый дом Диониса. Некоторые ошибочно считают, что дом этот принадлежал самому богу Дионису или когда-то являлся его святилищем. На самом деле название дом получил благодаря тому, что сюжеты мозаик в главных комнатах этого дома посвящены именно ему, богу вина и веселья, богу, который подарил людям виноградную лозу и научил их изготавливать из плодов винограда вино.
КУЛЬТ ДИОНИСА
Дионис (у римлян Бохес) – бог вина и виноделия, а также «бог экстаза и ужаса», неистовства и самого блаженного освобождения. Его царство распространяется на всю природу, а в особенности на ее животворную и оплодотворяющую влагу: текущий в дереве сок, пульсирующая в венах кровь, жидкий огонь винограда, неуправляемые процессы в природе, как приливы и отливы – то, что приходит и уходит. Его изображали в образе юноши, завернутого в звериную шкуру, с венком из плюща или винограда на голове и с тирсом в руке – жезлом, увенчанным еловой шишкой и увитым виноградом или плющом.
Младший из олимпийских богов, он единственный среди них, у кого мать была смертной женщиной, отцом же был Зевс. Узнав о беременности Семелы, матери Диониса, ревнивая жена Зевса Гера решила отомстить. Коварная богиня посоветовала девушке проверить, действительно ли ее любовник является богом, а для этого попросить его явиться к ней во всем его великолепии. Поддавшись на уговоры Семелы, Зевс принял облик бога-громовержца, и его молнии убили девушку. В момент смерти Зевс извлек Диониса из лона матери, зашил его себе в бедро и выносил до тех пор, пока сын не созрел для того, чтобы родиться. Но гнев Геры повсюду преследовал Диониса: она свела с ума его приемных родителей, и они пытались убить его, а безумие и насилие повсюду сопровождало молодого бога. Безумными становились даже люди, отвергавшие Диониса. Один из наставников Диониса – Силен – открыл ему тайны природы и научил его выращивать виноград. Повзрослевший Дионис спустился в подземное царство, чтобы вернуть к жизни свою мать Семелу: он – единственный бог, спасающий и восстанавливающий женщин в правах, в то время, как другие олимпйские боги подавляют и насилуют женщин.
Торжества, посвященные Дионису, назывались вакханалиями, а участницы – вакханками. Употребив вина, участники оргии входили в экстатическое состояние при помощи танцев. Кульминация оргии наступала тогда, когда они рвали на части жертвенное животное и ели его сырое мясо, считая, что в нем воплощен бог – через это ритуальное действо бог Дионис якобы входил в празднующих. Эта традиция сохранялась на протяжении многих веков: в амфитеатрах перед началом театрального действа на глазах у публики закалывали – приносили жертву Дионису, богу вина и веселья, – молодого барашка. И только после пролития свежей крови начиналось действо.
Итак, возвращаемся в Пафос, в дом, названный в честь этого молодого бога.
Мозаика «Триумф Диониса»
Слева от самого большого зала, на полу которого изображены сцены сбора урожая, находится длинная прямоугольная мозаика, которой было дано название «Триумф Диониса». В центре картины – Дионис, который сидит на колеснице, запряженной двумя леопардами. На юном боге венок из плюща, в правой руке тирс (жезл), левая рука покоится на колене. За повозкой, где сидит Дионис, следует Сатир – низшее лесное божество, демон плодородия, составлявший свиту Диониса. Традиционно Сатиры представляются ленивыми, похотливыми, часто полупьяными; они постоянно заняты игрой, танцами. Обычно Сатиры бродят по лесам и вместе с нимфами, устраивают веселые хороводы. В ранний период античного искусства Сатиры изображались полулюдьми-полукозлами с заостренными, похожими на козьи ушами, козьим или лошадиным хвостом, растрепанными волосами и тупым вздернутым носом.
Кажется, что нога Сатира стоит на колеснице, на колене он держит сосуд, а в руке у него пустой мех для вина. Следом за ним шествует Пан – в греческой мифологии бог лесов, охотников и пастухов, и постоянный спутник Диониса. В правой руке он держит пастуший посох – символ сельской местности, в левой – щит.
За Паном идет обнаженный темнокожий юноша. Похоже, что руки его связаны сзади. Следом за ним – фигура в длинной тунике с покрывалом. В правой руке этот человек держит чашу, а левой разбрызгивает вино. Последняя фигура левой части мозаики – девушка в длинной тунике и покрывале. На голове у нее венок из цветов. В правой руке девушка держит тирс, а в левой, вероятно, у нее находится ковчежец – небольшой ларец для хранения реликвий, ритуальных предметов и святых даров.
А теперь мы вновь вернемся к центральной фигуре Диониса и рассмотрим, кто же находится справа от главного героя этой картины. Его колесницей правит Силен. Он был божеством рек и мест, изобилующих водой и богатой растительностью. Именно Силен вскормил и воспитал маленького Диониса, научил его виноделию и пчеловодству. В свите Вакха (Диониса) Силен обычно фигурирует как пьяный его спутник; он часто изображается с плешивой головой, толстым животом, волосами на теле. В левой руке он держит вожжи, в правой – тирс. На голове его – венок из виноградных листьев.
Перед леопардами на коленях стоит дрессировщик. Рот его открыт – возможно он кричит на животных, а в правой руке у него находится ремень. Следом за ним располагается женщина в длинной тунике и покрывале с тимпаном (ударным музыкальным инструментом) в руках. А рядом с ней – горюющий темнокожий юноша. Согласно мифам, Дионис привез с собой много трофеев – темнокожих молодых людей – из своих походов в Индию. Последняя фигура панели – флейтист. Он обнажен, лишь его плечи покрыты шкурой, а на голове венок из тростника. Флейта прижата к его губам – он играет в честь Диониса!
Триумф Диониса заключался в том, что вино постепенно и повсеместно вытеснило другие опьяняющие напитки. Однако при чтении мифов создается впечатление, что авторы описывают не столько пьяные оргии, сколько наркотические галлюцинации. Но вино их вызвать не может, тем более – в массовом масштабе: либо авторы преданий впадали в чрезмерное преувеличение, либо в те времена в вино добавлялось какое-то наркотическое зелье.
«Вобрав в себя оргиазм природы, – писала профессор А.А. Тахо-Годи, – Дионис дает возможность человеку, ограниченному традициями, законами, выразить кроющийся в каждом избыток сил, приобщиться к бесконечной божественной стихии, почувствовать неизмеримость свободы от любых уз, ощутить собственную мощь».
Комментарий специалиста
«Дионисизм проповедовал слияние с природой, в котором человек всецело ей отдается. Когда пляска среди лесов и долин под звуки музыки приводила вакханта в состояние исступления, он купался в волнах космического восторга, его сердце билось в лад с целым миром. Тогда упоительным казался весь мир с его добром и злом, красотой и уродством. Все, что видит, слышит, осязает и обоняет человек, – проявления Диониса. Он разлит повсюду. Запах бойни и сонного пруда, ледяные ветры и обессиливающий зной, нежные цветы и отвратительный паук – во всем заключено божественное. Разум не может смириться с этим, он осуждает и одобряет, сортирует и выбирает. Но чего стоят его суждения, когда "священное безумие Вакха", вызванное опьяняющим танцем под голубым небом или ночью при свете звезд и огней, примиряет со всем! Исчезает различие между жизнью и смертью. Человек уже не чувствует себя оторванным от Вселенной, он отождествился с ней и значит – с Дионисом».
Александр Мень. «История религии»
Дионис и Акми
увеличить
Дионис и Акми.
Акмэ - прекрасная девушка, которая пьет не пьянея. В смысле - в меру пьет, а не то, что вы подумали :)
Ипполит и Федра
На этой мозаике запечатлено содержание известного мифа, который был положен в основу трагедии Еврипида «Ипполит». Молодой юноша, изображенный в левой части мозаики, был сыном царя Тесея и царицы амазонок Антиопы. После смерти жены Тесей женился на Федре, дочери царя острова Крит Миноса (она изображена в правой части мозаики). После свадьбы Федра воспылала страстью к своему пасынку, красавцу Ипполиту. Когда же целомудренный Ипполит отверг ее, она оклеветала юношу, рассказав его отцу, своему мужу, о том, что пасынок грязно домогается ее. Разгневанный Тесей, прокляв любимого сына, обратился к своему отцу, богу морей Посейдону с просьбой покарать Ипполита. Посейдон выполнил просьбу Тесея: он послал быка, который, появившись из волн, напугал лошадей Ипполита. Лошади понесли, колесница перевернулась, Ипполит погиб. Федра же, осознав, что стала причиной гибели невинного юноши, покончила с собой (согласно некоторым версиям, она покончила с собой сразу после того, как отправила мужу письмо, в котором оклеветала пасынка).
ПавлинНа мозаике Ипполит и Федра изображены во время беседы: после того, как Ипполит отверг мачеху, она разговаривает с ним в резких тонах. Плащ Ипполита перекинут на плечо, на ногах сандалии. Он – само воплощение отказа. В его левой руке длинное копье, а в правой – послание Федры, которое как бы говорит «Что написано, то останется» (Scripta manent). Печальная Федра сидит на троне. На ее лице грусть и безысходность. Покрывало ниспадает на плечи. По замыслу художника она находится как бы меж двух огней: прекрасный юноша – с одной стороны и Эрот, пускающий стрелы, еще больше воспламеняющие сердце женщины, с другой.
Сюжет злосчастной любви Федры к пасынку нашел отражение в художественных произведениях, самыми известными из которых стали трагедии «Федра» Сенеки, Расина и Софокла. Она также изображена в Аиде на картине Полигнота в Дельфах: ее тело качается, подвешенное на веревке. В XX веке драмы на этот сюжет создали такие писатели как Унамо («Федра») и Сара Кейн («Любовь Федры»). Также было написано две одноименных оперы (Б. Бриттен и Хенце).
Ганимед и Орел
Ганимед – прекрасный юноша, сын троянского царя Троса – из-за своей необыкновенной красоты был похищен Зевсом и перенесен на Олимп. По одной из версий похищение произошло около мыса Дардания (вблизи Дардана). Отец Ганимеда Трос получил в утешение золотую лозу работы бога Гефеста, пару коней и уверения, что сын его станет бессмертным.
Ганимеду была дарована вечная юность. Согласно поэтам, он стал виночерпием на пирах богов и любимцем Зевса. Согласно Цицерону, он подавал богам нектар и амброзию. Был ли Ганимед любовником Зевса? Разные авторы отвечали на этот вопрос по-разному. Согласно Еврипиду, он делил ложе с Зевсом. Согласно некоторым версиям, Ганимед был помещен Зевсом на небо в виде созвездия Водолей.
На мозаике Ганимеда похищает орел – это сам бог Зевс, который иногда принимал облик сильной хищной птицы. Орел изображен с расправленными крыльями, в своих когтях он держит юношу, в теле которого есть что-то трогательное и женственное. Юноша испуган, но при этом нежно обвивает шею орла. Клюв орла находится прямо над головой Ганимеда, что означает «он под моей защитой». Расправленные крылья орла и ноги Ганимеда, не касающиеся земли, создают полное ощущение полета, парения.
Ганимед упоминается в трагедии Софокла «Колхидянки». Существует также ряд комедий о Ганимеде. Статуи Зевса и Ганимеда работы греческого скульптора Аристокла, пожертвованные фессалийцем Гнафисом, стояли в Олимпии. Еще одна статуя Ганимеда была посвящена Микифом. Изображение похищения Ганимеда было на плаще Клоанфа, а также на щите Диониса.
Павлин
В центре этой мозаики изображен павлин с расправленным хвостом. Павлин является символом богини Геры, жены Зевса. Глаза («павлиний глаз») на переливчатом пышном хвосте этой птицы символизировали бдительность Геры, которая неустанно следила за своим любвеобильным мужем. В греческой мифологии у Геры было два противоположных аспекта: ее торжественно почитали как могущественную богиню брака, и в то же время она была опорочена Гомером как мстительная, вздорная, ревнивая жена.
Гера была дочерью Реи и Кроноса. Она была проглочена отцом вскоре после рождения, как и ее четверо братьев и сестер. Освободилась из плена Гера, уже будучи очаровательной девушкой. Она привлекла внимание Зевса, который к тому времени победил Кроноса и стал верховным богом Олимпа. И не важно, что он был ее братом – у олимпийцев были свои собственные правила, когда дело касалось близких отношений.
Чтобы добиться близости с сестрой, Зевс превратился в маленькую, трепещущую от холода птичку. В попытке согреть ее, Гера прижала птичку к своей груди. Вернувшись в свое обличье, Зевс начал домогаться Геры и получил согласие только после того, как пообещал жениться на ней. Медовый месяц продолжался триста лет. Но когда он закончился, Зевс вернулся к своему привычному образу жизни. Снова и снова изменял Зевс своей жене, вызывая у нее мстительную ревность.
Существует множество историй о гневе Геры. Она освободила чудовищного дракона, который истребил множество людей, когда Зевс пытался овладеть Эгиной. Она превратила Каллисто, очередную любовную жертву Зевса, в медведицу и натравила на нее охотника – собственного сына Каллисто. Зевс поместил их в созвездие Большой и Малой Медведицы. Она подговорила Семелу, беременную Дионисом, уговорить Зевса предстать ей во всем своем великолепии – в результате бедная девушка погибла от молний Зевса-громовержца.
Геру унижали многочисленные любовные связи Зевса, они порочили их брак, который был священным для нее, и потому Гера бурно реагировала на каждое новое унижение. Особенность мести Геры заключалась в том, что она наказывала не мужа, который изменял ей, а женщин, с которыми он вступал в связь, совершенно игнорируя тот факт, что большинством женщин Зевс овладевал с помощью силы или обмана.
Сцилла
В переводе с древнегреческого Σκύλλα – лающая, в латыни – Scylla, Сцилла.
Если вы войдете в дом Диониса с западной стороны, слева у входа увидите мозаику, которая отличается от других черно-белым изображением и тем, что выложена из простой морской гальки. Это одна из самых ранних мозаик этого дома. На ней изображено морское чудовище Сцилла с собачьими головами и хвостами дракона. Согласно древнегреческой мифологии, Сцилла жила в морском проливе и представляла собой смертельную опасность для любого, кто проплывал мимо нее.
Когда-то Сцилла была красивой девушкой, любви которой искал морской бог Главк. Отвергнутый Сциллой, он обратился за помощью к волшебнице Кирке с просьбой приворожить девушку. Но ревнивая и коварная Кирка, сама влюбленная в Главка, отравляет снадобьями воду озера, где любила купаться Сцилла. В очередной раз входя в воду для купания, Сцилла начинает превращаться в безобразное чудовище: нижняя часть тела превратилась в шесть собачьих голов и хвосты дракона. На мозаике вы можете видеть ее руки, раскинутые в отчаянии – верхняя часть туловища до сих пор принадлежит прекрасной девушке, а нижняя уже изуродована коварной волшебницей.
Гомер пишет, что скала Сциллы поднималась острой вершиной до неба и всегда была покрыта темными облаками и сумраком; доступ к ней был невозможен из-за ее гладкой поверхности и крутизны. Посредине ее, на высоте, недосягаемой даже для стрелы, зияла пещера, обращенная темным жерлом на запад: в этой пещере обитала страшная Сцилла. Без умолку лая, чудовище оглашало окрестности пронзительным визгом. Спереди у Сциллы двигалось двенадцать лап, на косматых плечах подымалось шесть длинных гибких шей, и на каждой шее торчало по голове; в пастях голов сверкали частые, острые, расположенные в три ряда зубы. Вдвинувшись задом вглубь пещеры и выставившись грудью наружу, она всеми головами выслеживала добычу, шаря лапами вокруг скалы и вылавливая дельфинов (их изображения вы также можете видеть на мозаике), тюленей и других морских животных. Когда мимо пещеры проплывал корабль, Сцилла, разинув все пасти, разом похищала с корабля по шесть человек.
Сцилла - самая древняя на Кипре мозаика. Она собрана из маленьких округлых камушков одного размера. В дальнейшем техника изменится на более привычную - крупные камни станут дробить на кусочки и подбирать по цветам.
Увидеть
настоящую Сциллу можно на другом конце острова - в Ая-Напе.
Археологические находки
Во время раскопок в самых нижних пластах дома Диониса были найдены сосуды эпохи эллинизма (300 лет до н. э.), сосуды римской эпохи (50 лет до н. э.), кухонная утварь, расписные амфоры для хранения вина и глиняные фигурки идолов римской эпохи. Огромный интерес для ученых представляют миниатюрные каменные алтари, бюсты сатиров, маски эпохи эллинизма, глиняные пробки для амфор, а также железный меч римской эпохи. Все эти древние предметы представлены в витринах третьего зала Археологического музея в Пафосе.
Одной из самых важных археологических находок в доме Диониса является амфора эпохи эллинизма с 2484 монетами эпохи Птолемеев. По мнению ученых все эти монеты были отчеканены на монетных дворах Саламина, Пафоса и Александрии. Найденный клад хранится в Кипрском музее Никосии.
О чем рассказывает древняя постройка
Мозаики виллы Диониса являются одной из ценнейших археологических находок на Кипре. Очень скоро после начала раскопок над ними была возведена деревянная крыша, чтобы уберечь эту бесценную находку от дождей и прямого солнечного света. В 1974 году во время турецкой бомбардировки строение было разрушено, к счастью, мозаики не пострадали. После войны было возведено более прочное и современное строение, которое мы можем видеть и сегодня. Крыша покрывает только ту часть виллы, где были найдены мозаики, жилище же занимает гораздо большее пространство.
К великому сожалению большинство стен дома было разрушено, поэтому ученым трудно определить точное количество комнат в доме. Размеры многих комнат обозначены в тех местах, где заканчивается одна мозаика и начинается другая, что, возможно, не соответствует истине. Входы и выходы из комнат археологи обозначили, опираясь на правила постройки древних домов и учитывая опыт предыдущих раскопок. Функциональное назначение комнат было также определено на основании логических выводов и соответственно находкам, обнаруженным в тех помещениях.
С восточной стороны дома находится углубление квадратной формы – бассейн, ко дну которого ведет каменная лестница. Дно бассейна выложено каменной галькой и покрыто водонепроницаемой штукатуркой. У основания стен бассейна вы увидите небольшие полукруглые углубления, основания (днища) которых, кстати, водонепроницаемой штукатуркой не покрыты. При обсуждении предназначения этих ниш мнения ученых расходятся. Согласно первой версии, эти ниши были построены для того, чтобы золотые рыбки, живущие в этом бассейне, могли спрятаться в тени от палящего солнца (Guide to the Paphos Mosaics, 2009). По второй версии, углубления без водонепроницаемого покрытия играли роль естественного дренажа. Две тысячи лет назад не существовало химической системы очистки воды в бассейнах, вода в которых быстро застаивалась и портилась на жаре. Ниши медленно пропускали воду из бассейна в землю, а свежую воду подливали из колодца, который, кстати, расположен прямо рядом с ним. Видимо, так мудрые древние греки экологически чистым способом очищали воду в своих купальнях.
Необходимо учитывать, что такие большие дома, как вилла Диониса, могли позволить себе только самые богатые и знатные люди того времени, так что этот дом не нужно считать типичным жилищем древнего грека. И тем не менее современного человека может удивить количество комнат в этих домах. Для того, чтобы лучше представить себе жизнь людей в те времена, можно, к примеру, почитать книгу Ефремова «Таис Афинская». Отправляясь куда-либо, Таис брала с собой пару рабынь, которые обслуживали только хозяйку, несколько слуг, отвечавших за перевозку вещей и выполнявших функцию охранников, а также любимую лошадь, а то и несколько лошадей, за которыми ухаживал специальный человек, и т.д. Путешествие в те времена занимало от нескольких дней до нескольких недель, поэтому визит не ограничивался одним лишь обедом. Порой гости задерживались в доме радушного хозяина на несколько месяцев. А это значит, что каждому из них должна была быть предоставлена спальня, комната отдыха, ванная, а также жилища для слуг и рабов. Поэтому многочисленные комнаты в домах древних греков вряд ли пустовали.
Археологи посвящают огромное количество времени, проводя раскопки в том или ином месте, но не всегда раскопки оказываются удачными, а на вопросы находятся ответы. Но благодаря этой кропотливой и сложной работе приоткрываются тайны человечества, и мы получаем представление о жизни древних цивилизаций, об особенностях культур разных народов, о развитии науки того времени. Раскопки в районе дома Диониса до сих пор не закончены и, возможно, однажды мы получим более подробную информацию о жизни людей и о культуре того времени.