Саламин или Саламис. Фамагуста
Кипр /
Фамагуста
Саламин или Саламис
Памятники Кипра I тысячелетия до н. э. и I-IV веков н. э.: Саламин
Конец II тысячелетия до н. э. - переход от эпохи бронзы к эпохе железа - был ознаменован в Восточном Средиземноморье бурными событиями. Войны и передвижения племен привели к гибели ряда культур и возникновению новых государственных образований. Кипр, находившийся на перекрестке путей, соединявших крупнейшие страны древнего мира, был вовлечен в гущу этих событий. Серединой XIII века до н. э. датируется, согласно новейшим исследованиям, война греков-ахейцев с жителями малоазиатского города Трои. Кипр не принимал непосредственного участия в этой войне, но симпатии населявших его племен были на стороне ахейцев.
Гомер в "Илиаде" рассказывает о великолепном, богато украшенном бронзовом панцире, который был послан вождю греков Агамемнону кипрским царем Кинерасом в знак дружбы. В этом рассказе отразились давние связи между Кипром и ахейской Грецией. А после окончания Троянской войны некоторые ее участники, на обратном пути в Грецию, попали на Кипр и обосновались там. Так, греческая традиция приписывает основание города Саламина на восточном берегу острова брату греческого героя Аякса Тевкру. Город на Кипре был назван в честь его родного острова Саламина.
Полстолетия спустя после Троянской войны в Грецию вторглись воинственные племена дорийских греков, разрушившие большую часть микенских городов. Ахейцы, спасавшиеся от нашествия дорян, устремились в поисках убежища к берегам Азии и островам Средиземного моря и прежде всего к дружественному Кипру. Поселившись в уже существовавших городах или основав новые, искусные ахейские ремесленники и ловкие торговцы возобновили изготовление и распространение глиняных расписных ваз и изделий из бронзы, которыми славилась микенская Греция.
Появление новых жителей на острове не носило, видимо, характера завоевания. Ахейцы поддерживали дружеские отношения с исконным населением и постепенно полностью ассимилировались с ним, распространив на всем острове принесенные из материковой Греции традиции высокоразвитой микенской культуры, религиозные верования, язык, искусство. Греческий элемент стал преобладающим среди населения Кипра. Местные кипрские мифы сливаются с мифами Древней Греции; это отражается в названиях отдельных мест, в именах богов. Так, самая высокая гора Кипра была названа, как и в Греции, Олимпом; большую популярность получают культы бога Аполлона и особенно Афродиты, храм которой, прославленный во всем эллинском мире, находился в городе Пафосе. <Киприда> и <Пафия> - эти прозвища стали с тех пор обычными эпитетами богини.
Вместе с греческим языком распространилась и письменность. В самой Греции, разоренной дорийским нашествием, были забыты многие достижения микенской культуры. На Кипре же они сохранились значительно дольше. Так, существовавшее на острове вплоть до середины I тысячелетия до н. э. слоговое, так называемое силлабическое письмо восходит к микенской письменности. Это сохранение микенских традиций, сочетающихся с более древними, исконно кипрскими элементами, придает кипрской культуре первых веков I тысячелетия до н. э. удивительное своеобразие, делает ее особенно интересной и неповторимой.
До наших дней почти не дошло остатков кипрских городов начала I тысячелетия до н. э. Может быть, они просто еще не открыты археологами. Зато сохранились города мертвых - некрополи, позволяющие составить известное представление о жизни острова в этот период.
У восточного побережья Кипра, севернее большого современного города Фамагусты, лежат руины древнего Саламина. Сохранившиеся архитектурные памятники относятся к римской эпохе, когда этот город какое-то время был столицей острова. Но на обширной территории к западу от Саламина и теперь возвышаются тумулусы - земляные холмы-курганы, насыпанные над богатыми, так называемыми царскими погребениями VIII-VII веков до н. э. Это был период роста морского могущества Кипра, являвшегося посредником в торговле между странами Восточного Средиземноморья. Особенно велика была роль большого портового города Саламина.
Погребения Саламинского некрополя свидетельствуют о богатстве и значении его царей. Некоторые из гробниц, открытых кипрскими археологами, доступны осмотру. Они построены по одному типу. Плавно опускающийся вниз длинный и широкий коридор - дромос - ведет с поверхности к фасаду гробницы, устроенной в вырытом в земле углублении.
Погребальная камера, сложенная из больших блоков камня, открывается в дромос прямоугольным входом, закладывавшимся массивной плитой. В самых роскошных гробницах бывает по нескольку камер: к центральной добавляются боковые, а дромос отделяется от камеры открытым портиком. После погребения дромос засыпался землей, а над камерой насыпался земляной холм. Гробницы использовались неоднократно: через некоторое время после первого погребения дромос раскапывался вновь, камера открывалась и совершалось второе погребение. Во многих гробницах найдено по нескольку скелетов - очевидно, погребенные принадлежали к разным поколениям одной семьи. При вторичных погребениях погребальный инвентарь, которым был снабжен первый умерший, сдвигался в сторону или выносился в дромос.
Грабители, опустошившие еще в древности многие погребальные камеры, обычно не трогали дромосы. Именно поэтому при раскопках дромосов археологи делают наиболее ценные и интересные находки. На полу дромоса, перед входом в гробницу, как правило, находят скелеты коней с остатками колесниц, в которые они были запряжены. На колесницах доставляли к месту погребения тела умерших, затем приносили в жертву коней и закапывали их тут же, рядом с их хозяином. Этот обычай, как и самый тип камерной гробницы с дромосом, восходит к микенскому времени; он описан в поэмах Гомера, например в рассказе о похоронах Патрокла в <Илиаде>, и встречается в микенских погребениях Греции. Но лишь на Кипре он сохранился почти до середины I тысячелетия до н. э.
В то же время находки в камерных гробницах Саламинского некрополя свидетельствуют об усиливающемся в VIII-VII веках до н. э. восточном влиянии на остров. В конце VIII века до н. э. Ассирия, ставшая к этому времени сильнейшим государством Передней Азии, подчинила остров своей власти, заставив небольшие кипрские царства платить ей дань. В 709 году до н. э. правители нескольких кипрских городов отказались от власти в пользу Саргона II Ассирийского, как записано на каменной стеле, найденной в Китионе. Тогда же усилилась роль финикийцев, нашедших на Кипре убежище после разорения ассирийцами прибрежных городов Финикии. Если раньше опорным пунктом финикийцев был Китион на южном побережье Кипра, то в VII-VI веках до н. э. они проникают в глубь острова.
Из открытых на некрополе Саламина гробниц особенно интересные находки дала раскопанная в 1966 году гробница, получившая № 79. Конструкция ее типична для подобных сооружений: широкий дромос подводит к открытому переднему помещению, роду портика, за которым находится погребальная камера. Все находки сосредоточены в дромосе - камера была полностью ограблена. В дромосе найдены скелеты нескольких коней, запряженных в колесницы. Найдено много украшений, конской упряжи и колесниц, сделанных из бронзы и железа. Нагрудники и налобники покрыты рельефным орнаментом. Изображения четырехкрылого божества, сфинксов и других фантастических существ свидетельствуют о сильном влиянии сиро-финикийского искусства. Вероятно, они были изготовлены каким-нибудь кипрским ремесленником - выходцем из Передней Азии. Большой бронзовый котел, украшенный по краю двенадцатью скульптурными протомами грифонов и сфинксов, также свидетельствует о влиянии на кипрскую торевтику сиро-финикийских изделий. В этом погребении были найдены и великолепные рельефы из слоновой кости сирийской работы. Сохранились остатки двух тронов - их деревянная основа сгнила, но осталась облицовка из пластинок слоновой кости с рельефами, изображающими цветы лотоса и фигуры сфинксов. Таким же образом было украшено большое погребальное ложе, от которого дошли лишь фрагменты, в том числе пластинка из слоновой кости с фигурой идущего сфинкса. Это плоский двусторонний рельеф с частично прорезанным фоном. Поверхность его украшена вставками из золота и синей стеклянной пасты. Хотя образ сфинкса, несомненно, вдохновлен Египтом - на голове у него даже изображена двойная египетская корона, стиль исполнения свидетельствует о переднеазиатском происхождении этого первоклассного памятника: он очень похож на рельефы слоновой кости, найденные в Нимруде и Арслан-Таше.
Можно было бы долго описывать монументальные гробницы Саламинского некрополя, поражающие посетителя своими размерами и тщательностью кладки стен. Любопытно, что к числу этих гробниц, как оказалось после новейших исследований, принадлежит и находящаяся в центре некрополя христианская часовня, известная под названием <Гробницы св. Екатерины>. Она состоит из двух заглубленных в землю камер, перекрытых полуциркульным сводом. Долгое время эту постройку датировали ранневизантийским временем. Теперь же установлено, что первоначально это была гробница VIII века до н. э. Открыт ее дромос, достигающий в длину двадцати восьми метров при ширине тринадцать метров. Гробница, ограбленная еще в древности, была перестроена в римское время. Первые христиане хоронили в ней своих умерших, а с VII века н. э. она была превращена в христианскую часовню, функционирующую и в настоящее время.
При знакомстве с некрополем Саламина нельзя ограничиться памятниками, относящимися к раннему времени, к VIII-VII векам до н. э. Самое интересное погребение, открытое здесь, относится к более позднему периоду. В 1966 году кипрские археологи начали раскопки большого искусственно насыпанного кургана - тумулуса. предполагая открыть гробницу обычного типа. Однако в результате было сделано совершенно необычное открытие. После того как была удалена земляная насыпь, на скалистой платформе, являвшейся основанием тумулуса, была обнаружена прямоугольная площадка высотой в один метр, сложенная из сырцовых кирпичей. С трех сторон на нее ведут широкие лестницы в четыре ступени, а с запада поднимается пологий пандус. Ступени лестниц и пандус тщательно покрыты имитирующей мрамор штукатуркой, придающей этому сооружению импозантный вид. На горизонтальной площадке платформы был устроен погребальный костер. В толстом слое камней, золы и угля, покрывавшем его, найдены остатки погребальных венков из золота и позолоченной бронзы, более ста сосудов из глины, позолоченных или расписанных белой, черной, красной и синей красками, много поврежденных огнем металлических изделий, наконечников копий, рукоятей щитов (сами щиты, сделанные из дерева и кожи, погибли в огне), а также остатки зерна, миндаля, фиг, винограда. В целом предстала типичная картина богатого погребения, с той лишь особенностью, что не найдено было никаких следов самого умершего. Такие ложные погребения, сооружавшиеся в память умершего, назывались кенотафами.
Самой интересной находкой здесь были сделанные из сырой глины, но затвердевшие в огне многочисленные фрагменты статуй в натуральную величину. Сохранилось пять тщательно моделированных голов, четыре мужские и одна женская. Две мужские головы - изображения пожилых людей, две - молодых. Особенно хороша одна из последних, живо напоминающая портреты Александра Македонского. Это позволяет датировать весь комплекс концом IV века до н. э. Стиль исполнения этих голов явно восходит к работам греческого скульптора Лисиппа, хотя и использован исконный материал кипрских скульпторов - глина.
Своеобразное погребальное сооружение на некрополе Саламина характеризует значительно более поздний период истории Кипра. Господство ассирийцев на острове в VI веке до н. э. сменилось господством персов, подчинивших своей власти весь Ближний Восток. Киприоты, связанные всей своей культурой с Грецией, приняли участие в борьбе греков с персами. Несколько раз в течение V века до н. э. они предпринимали отчаянные попытки освободиться от власти поработителей. В этой их борьбе им оказывали активную помощь Афины, трижды посылавшие на остров военные экспедиции. Особенно большая роль в борьбе с персами принадлежала царям Саламина - Оноселаю, возглавившему восстание киприотов в 499-498 годах до н. э., и Евагору I, сумевшему в начале IV века до н. э. на три десятилетия подчинить своей власти почти весь остров. Но в конце концов все эти попытки окончились неудачей, и вплоть до завоевательных походов Алек-сандра Македонского Кипр оставался под властью персов.
Не удивительно, что киприоты выступили на стороне Александра в его борьбе с Дарием. После же смерти Александра Македонского Кипр в течение ряда лет был объектом спора между его полководцами Антигоном и Птолемеем. Предполагают, что кенотаф, обнаруженный на некрополе Саламина, относится именно к этому времени. Видимо, он был посвящен последнему царю Саламина, Никокреонту, погибшему в 311 году до н. э. в борьбе с Птолемеем. Античные авторы рассказывают, что Никокреонт, принявший сторону Антигона, был осажден в Саламине войском Птолемея. Видя безвыходность своего положения, Никокреонт покончил самоубийством вместе со всей своей семьей; тела их сгорели при пожаре дворца. Очевидно, саламинцы, желая почтить память своего последнего царя, воздвигли ему символическую гробницу на своем некрополе. Вокруг погребального костра, на котором были сожжены богатые жертвоприношения умершему, были воздвигнуты глиняные скульптуры, укрепленные на столбах, вставленных в отверстия в полу платформы. Они изображали членов царской семьи, как бы принимавших участие в погребальной церемонии. Разрушенные огнем, они были завалены камнями вместе с остатками костра, и затем засыпаны землей. Такой обряд, сколько известно, не встречался ранее на Кипре; возможно, идея сооружения кенотафа была заимствована из Греции со стилем исполнения глиняных скульптур.
Наиболее крупным и интересным античным памятником Кипра является, несомненно, город Саламин, игравший большую роль в истории Кипра на протяжении столетий. Расположенный на восточном побережье острова, Саламин, с его превосходной гаванью, был в I тысячелетии до н. э. центром кипрской торговли с Востоком, что способствовало его процветанию. На протяжении этого времени он нередко возглавлял борьбу киприотов за независимость, активно выступал против персов. О значении Саламина в этот период свидетельствуют богатые памятники его некрополя, подробно рассмотренные в начале этой главы. При Птолемеях город стал одним из центров управления островом. Уступив при римлянах эту роль Пафосу, Саламин, под именем Констанции, снова становится столицей Кипра при императоре Констанции, сыне Константина Великого, в середине IV века н. э. После неоднократных нападений арабов в VII веке н. э. жители города оставили его, переселившись в соседнюю Фамагусту, и Саламин прекратил свое существование, пока его руины вновь, уже в наши дни, не открыла лопата археологов.
Раскопки в Саламине, начатые еще в XIX веке, успешно продолжаются и сейчас. Город дал много интересных памятников архитектуры, главными из которых являются гимнасий с термами и театр, а также ряд превосходных статуй, преимущественно римского времени.
Сохранившиеся на поверхности земли и доступные обозрению сооружения относятся в основном к римскому и раннехристианскому времени. Город расположен на самом берегу моря, и теперь его руины, далеко не полностью освобожденные из-под засыпавшего их песка, живописно вырисовываются среди зелени деревьев. Некогда Саламин был огражден со стороны суши оборонительной стеной, следы которой прослеживаются почти на всем ее протяжении. Лучше сохранилась поздняя стена, построенная Константином II, охватывающая лишь центральную часть классического города - позднеримская Констанция была по территории значительно меньше своего предшественника; такое важное сооружение, как гимнасий, превращенный в термы, продолжавшее функционировать и в это время, осталось далеко за пределами поздней стены.
Наиболее грандиозным и впечатляющим памятником Саламина является, несомненно, гимнасий, находящийся у самой северной границы древнего города, близ берега моря. Посетителя прежде всего поражает мощная мраморная колоннада его палестры, из-за которой она еще в конце прошлого века заслужила название <Мраморный форум>. История этого сооружения восстанавливается в общих чертах следующим образом. Первый гимнасий был построен на этом месте в эллинистическую эпоху; о его существовании свидетельствует сохранившаяся надпись, но никаких его остатков пока не найдено. В августовскую эпоху, в начале I века н. э. на месте эллинистического гимнасия был возведен новый, большего размера комплекс. Было выстроено обширное главное здание с монументальным восточным портиком и с каменной колоннадой перед ним. Кроме того, каменными колоннами была окружена большая прямоугольная палестра перед этим зданием. В 332 и 342 годах н. э. римский гимнасий был разрушен землетрясениями, нанесшими большой урон всему Кипру.
При восстановлении поврежденного здания во второй половине IV века н. э. каменные колонны палестры были заменены ныне существующими мраморными. Изменилось назначение здания - оно было превращено в колоссальные публичные термы, частью которых стала и палестра. Это было самое большое общественное здание позднеримской и ранневизантийской Констанции. Вход на палестру находится в центре южного портика, им пользуются и в настоящее время. В римском гимнасии портики были окружены целым рядом сообщавшихся с ними помещений, уничтоженных при позднейших перестройках. Часть этих помещений открыта недавними раскопками; например, в западном конце южного портика обнаружена большая полукруглая уборная II века н. э.; тщательно построенная из хорошо отесанных каменных блоков, она была снабжена развитой системой канализации. Минуя стройный ряд колонн, посетитель попадет на широкое пространство центральной площади - палестры.
Местами здесь сохранились остатки мозаичной вымостки ранневизантийского времени с простыми геометрическими узорами. Посредине находился небольшой круглый бассейн, функционировавший в римском гимнасии; при реконструкции гимнасия на этом месте была воздвигнута триумфальная колонна, на которой, вероятно, стояла статуя императора. Теперь от колонны сохранился лишь ступенчатый подиум серого мрамора.
Мощные коринфские колоннады, обрамляющие центральную часть палестры, были полностью восстановлены в 1952-1953 годах. Эти колонны, поставленные здесь в IV веке н. э., заимствованы строителями из различных античных зданий II века н. э. Стройными рядами возвышаются они над полуразрушенными стенами портиков, придавая удивительную красоту этому уникальному памятнику. Гладкие, не каннелированные стволы южного, западного и северного портиков серовато-желтым мрамором четко выделяются на фоне темной зелени, окружающей палестру. На них опирались каменные арки, поддерживавшие сводчатое перекрытие портиков.
От этих колоннад своим размером и внешним видом отличаются колонны восточного портика, расположенного перед зданием терм. Они выше остальных, их сероватые стволы оживлены каннелюрами. Перекрытие портика было, очевидно, плоским - тут не найдено обломков арок. Восточный портик вдвое шире трех других, с обоих концов он завершается открытыми помещениями с бассейнами; в северном первоначально находился круглый бассейн, при реконструкции здания в IV веке н. э. замененный прямоугольным; стенки его, образующие три ступени, - очевидно, для удобства пользования бассейном - покрыты слоем розоватой штукатурки. Вдоль стен портика, сохранившихся на значительную высоту, стоят мраморные статуи, найденные при раскопках гимнасия; большая часть из них является римскими копиями с греческих и эллинистических оригиналов. Такова, например, хорошего качества статуя, лишенная, к сожалению, головы; она изображает стоящего полуобнаженного бога и восходит к типу статуй конца V века до н. э. (круга Фидия), известному по статуе Зевса в Дрездене.
В помещении, завершающем восточный портик с юга, также находится прямоугольный бассейн, несколько большего размера, чем северный; он облицован мрамором и окружен колоннадой, поддерживающей перекрытие; и теперь еще на углах обрамляющего его парапета возвышаются стройные коринфские колонны.
Здание терм, примыкающее к восточному портику, сохранилось довольно хорошо; не только стены его стоят почти на полную высоту, но местами сохранились и сводчатые перекрытия переходов и некоторых помещений. Особенно монументальное впечатление производит стена его фасада, выходящая в портик. Ее толщина достигает трех с половиной метров. Она была построена в IV веке н. э. из вторично использованного материала и включает барабаны каменных колонн римской палестры и другие архитектурные обломки более раннего времени. Сложная история здания нашла отражение в его архитектуре; строительные остатки разных периодов наслаиваются друг на друга, так что порой их трудно различить. Из северного и южного концов восточного портика два нешироких прохода ведут в здание терм, в симметрично расположенные помещения, условно названные <прихожими>. В центре каждого из них находятся восьмигранные бассейны, облицованные штукатуркой. В северном помещении, стены которого восходят к августовскому времени, углы заложены тесаным камнем, так что вся комната приобрела вид восьмигранника; это было связано с новым купольным перекрытием этого помещения. Из этих залов через узкие прямоугольные помещения и сводчатые проходы можно попасть в расположенное между ними, в центре фасада, помещение; оно носит название <западного зала> и является парильней (судаторием). Как и в портике, в этом зале пол был вымощен мраморными плитами. Теперь вся центральная часть пола провалилась под тяжестью рухнувшего на него свода. В связи с этим хорошо видно устройство находившейся под полом обогревательной системы с гипокаустами - высокими сложенными из кирпича столбами, поддерживавшими настил пола. Между ними распространялся теплый воздух, поступавший из специального помещения с обогревательными печами.
Двумя узкими проходами "западный зал" сообщается с находящимися восточнее него главными помещениями терм.
Главная часть здания терм состоит из трех больших залов, расположенных перпендикулярно к фасаду и завершающихся полукруглыми апсидами. Обширный центральный зал являлся кальдарием - горячим отделением, обрамлявшие его с обеих сторон залы меньшего размера служили, как и <западный зал>, судаториями. Все эти помещения обогревались гипокаустами, в которые горячий воздух поступал из топочного помещения, расположенного в северной части здания, рядом с восьмигранной прихожей. Эти залы были построены еще в римское время. Вероятно, тогда уже здесь находились помещения терм, устроенных при гимнасии. Стены их были украшены мозаичными композициями. При перестройке здания в IV веке н. э. ниши, в которых находились эти мозаики, были замурованы и залы получили другой декор, от которого до наших дней почти ничего не сохранилось.
При последних археологических работах удалось раскрыть первоначальные мозаики, правда, в сильно поврежденном виде. Лучше других сохранился декор зала, находящегося в южной части здания. В одной из ниш открыто изображение Ниобид, гибнущих от стрел Аполлона и Артемиды. В другой - расчищена фигура полулежащего речного бога Эврота, имя которого выложено белыми камешками по черному фону мозаики. Он изображен в традиционной позе, лежит, опираясь на опрокинутый сосуд, из которого льется вода; на голове у него венок, в левой руке пальмовая ветвь. Справа от Эврота сохранилось крыло белого лебедя, над ним видна часть фигуры летящего Эрота; сцена, очевидно, изображала Леду и лебедя; вокруг прямоугольной рамы картины идет широкая полоса орнамента из перевитых лент. Мозаики отличаются яркой полихромией, доминируют красный, желтый, зеленый цвета.
Помимо мозаик стены помещений терм были украшены фресками, от которых в нескольких местах сохранились незначительные остатки. Выложенные мрамором бассейны устроены в центральном и южном залах.
Гимнасий Саламина - одно из самых величественных зданий римского и ранневизантийского периода на Кипре.
Другим не менее интересным памятником Саламина является театр, расположенный метрах в ста к югу от гимнасия. Он был открыт археологами в 1959 году.
Театр Саламина был построен, как и гимнасий, в августовскую эпоху, в начале I века н. э.; позже он неоднократно подвергался несущественным переделкам и был полностью заброшен в IV в. н. э., когда некоторые его части, например плиты мраморной вымостки орхестры и колонны скены, были использованы для сооружения здания терм, сменивших гимнасий. План театра аналогичен планам театров Куриона, Пафоса и Соли. Полукруглая орхестра обрамлена скамьями для зрителей (театрон) и замкнута зданием скены. Театр Саламина значительно больше других театров острова, диаметр его орхестры достигает двадцати семи метров; это один из самых больших театров во всем Средиземноморье. Однако наиболее существенное отличие его от таких театров, как в Соли, заключается не в размерах, а в том, что он построен не на естественном склоне холма, а на ровном месте; театрон покоится на мощных подпорных стенах, нижние части которых, сохранившиеся на довольно значительную высоту, были открыты раскопками. Такое устройство, характерное для римских амфитеатров, нередко применялось римлянами и в строительстве театров, когда для их устройства нельзя было найти подходящий склон холма или скалы. Внешняя подпорная стена театра, широким полукругом охватывающая его, состоит из двух мощных панцирей, сложенных из блоков песчаника; пространство между ними заполнено бутом - большими и мелкими необработанными камнями; первоначальная высота внешней стены была около двадцати метров; от нее к центру театра шли радиальные стены, меньшей толщины, постепенно понижавшиеся; на них лежали ряды скамей театрона, которых насчитывалось не менее пятидесяти. Примерно на середине расстояния от внешней стены до скены под скамьями был сделан проход, мощенный каменными плитами. От скамей для зрителей сохранились лишь нижние три ряда, облицованные плитами белого известняка. Они лежат прямо на каменной субструкции; верхние ряды скамей, которые можно видеть в настоящее время, являются новейшей реставрацией. Широкие проходы между театроном и скеной ведут к узкой дорожке, огибавшей орхестру. Отсюда по восьми радиальным лестницам, разделявшим театрон на девять секций, можно было подняться до самых верхних рядов скамей. В центре шестого ряда оставлено место для более роскошных сидений, предназначавшихся для почетных зрителей.
От мраморной вымостки орхестры теперь остались лишь незначительные следы; в центре ее стоял круглый алтарь в честь бога Диониса; здесь совершались жертвоприношения перед началом представлений. По сторонам орхестры, у начала пародов, видны круглые базы статуй с надписями, сообщающими, что они поставлены в честь императора Коммода и цезарей Константина и Максенция. Орхестра была замкнута монументальной скеной, достигавшей сорока метров в длину; площадка ее - проскениум - возвышалась над уровнем орхестры на два метра. От здания самой скены, некогда богато украшенного колоннами, нишами и скульптурами, в настоящее время почти ничего не сохранилось.
Гимнасий и театр являются наиболее интересными античными сооружениями древнего Саламина. Помимо них в городе сохранились и другие сооружения, еще далеко не полностью расчищенные из-под засыпавшего их песка.
Юго-восточнее театра расположено массивное здание римских бань; дальше на юг еще в 1889 году были открыты фундаменты римской виллы с превосходной мозаикой, изображавшей Орфея. Теперь они снова засыпаны. В центре города, близ оборонительной стены императора Констанция, находится территория городского рынка, или агоры, условно называемой <Каменным форумом>. Длинная, вытянутая с севера на юг площадь агоры (размером около 250X60 м) была окружена каменной колоннадой; местами барабаны колонн, покрытые стуком, еще стоят на высоту около девяти метров; сохранились обломки коринфских капителей; в портиках за колоннадой располагались ряды лавок. В южном конце агоры видны руины храма Зевса Олимпийского; широкая лестница ведет к высокому подиуму, на котором стояло самое здание храма, состоявшее из прямоугольной целлы с монументальным портиком перед входом. Еще видны упавшие барабаны и капители колонн портика, далеко превосходящие по размеру колонны агоры. Храм Зевса был, несомненно, одним из самых величественных римских храмов на Кипре. О дате его постройки свидетельствует найденная при раскопках надпись в честь жены Августа, Ливии, с посвящением Зевсу Олимпийскому.
На северном конце агоры находились пропилеи - парадный вход на рыночную площадь, образованный пятью арками; часть их включена в стену огромной цистерны для хранения воды, устроенной здесь в ранневизантииское время; сюда поступала вода, подводившаяся акведуком из источника Китрея (в пятидесяти восьми километрах западнее города). Следы этого акведука прослеживаются почти на всем его пути, а в некоторых местах, уже за городом, еще возвышаются монументальные каменные арки, опирающиеся на массивные четырехгранные столбы.
Северо-западнее агоры находится скопление колонн, сделанных из египетского гранита, очевидно привезенного сюда из Нижнего Египта. Это остатки так называемого "Гранитного форума"; предполагают, что здесь находился римский форум - центральная площадь города. Между этим местом и агорой видны фундаменты раннехристианской базилики, самой большой и самой древней на острове. Базилика была построена во второй половине IV века н. э. как метрополия христианской Констанции; первоначально она была разделена на семь нефов, причем боковые были очень узкими, но затем с каждой стороны по два нефа были соединены вместе, разделяющие их колонны удалены, так что осталось всего пять нефов. Центральный неф обрамлен коринфскими колоннами, взятыми из более ранних римских зданий, внешние нефы разделены четырехгранными столбами. Из трех апсид базилики лишь центральная выступает за пределы стен. Здесь находятся поднимающиеся ступенями сиденья для священнослужителей. Близ южной апсиды видна мраморная гробница, ныне пустая. Предполагают, что она предназначалась для св. Эпифания, основателя базилики, останки которого, в числе прочих христианских реликвий, были увезены в Константинополь императором Львом Мудрым (886-912 годы н. э.). Большая базилика просуществовала сравнительно недолго и разрушилась уже в VII веке н. э; в конце этого века в ее восточной части была устроена церковь значительно меньшего размера.
В ранневизантийском Саламине существовало несколько христианских храмов. Раскопками последних лет открыта еще одна базилика IV века н, э., трехнефная, с нартексом и атриумом, принадлежавшим, очевидно, какому-то более раннему римскому зданию. Все эти здания, после того как Саламин был разрушен арабами в VII веке н. э. и заброшен жителями, широко использовались жителями соседнего средневекового города Фамагусты как источники строительного материала.
Саламин, последняя столица римского Кипра, завершает обзор античных памятников острова и подводит нас к новому периоду в его истории, длительному периоду средневековья.
КОРОВИНА А. К., СИДОРОВА Н. А. Города Кипра.