Крупный горный массив Троодос, растянувшийся на 80 км, расположен в западной части Кипра. Он начинается у деревень Панайя и Помос, в районе Пафоса, проходит через центр острова, заканчивается на востоке у Ставровуни, в районе Ларнаки, и спускается на юг к лесу Лимассол.
Троодос считается продуктом вулканических процессов, происходивших 90 - 100 миллионов лет назад - именно в то время горная гряда поднялась над поверхностью воды, а спустя миллионы лет вокруг вулканической породы образовался остров нынешних очертаний.
В жаркие летние месяцы тысячи туристов и жителей Кипра приезжают в Троодос чтобы отдохнуть в прохладе горных хребтов, полюбоваться величественной панорамой или познакомиться с уникальными реликтовыми растениями, обитающими только в этих ранее труднодоступных местах. Изумительно чистый, пахнущий сосной воздух, великолепные горные пейзажи, умиротворяющая, спокойная атмосфера и возможность побродить пешком по лесным тропам привлекают сюда многих.
Во времена многочисленных нашествий киприоты укрывались в глухих местах Троодоса, отстраивая монастыри и скальные храмы, которые и сохранились в большинстве своем до сегодняшнего дня, скопив немало реликвий.
Из Никосии через Троодос в Лимасол (180 км)
Для поездки по этому маршруту вам непременно нужно взять машину напрокат. Он проходит мимо четырех наиболее значительных храмовых сооружений Кипра, которые ЮНЕСКО занесло в свой перечень Всемирного культурного наследия. Церкви в Троодосе имеют двускатные крыши с выступающими козырьками. Драгоценная роспись в интерьере сохранилась благодаря уединенному расположению этих храмов и посвящена главным библейским событиям, описанным в Ветхом и Новом Заветах, а также житиям праведников. Здесь начинаются пешеходные тропы по горному массиву Троодос, поросшему густыми лесами. Торопиться на маршруте не следует, поскольку за один день с осмотром всех его достопримечательностей никак не управиться. Гостеприимство местных жителей настолько велико, что вы не сможете отказаться от неожиданного приглашения, зайдя к хозяевам всего на минутку в поисках ключей от церкви. А приняв его, вы быстро позабудете о времени.
Самый известный в Троодосе монастырь - расположенный в нескольких километрах к северо-западу от горной деревни Пано Платрес монастырь Киккос. Предание гласит, что приблизительно в 1100 г. византийский император Алексий Комнин передал кипрскому старцу-отшельнику Исайе святую икону Божьей Матери в благодарность за то, что Исайя исцелил внезапно заболевшую дочь императора. Алексий Комнин субсидировал также сооружение монастыря, в котором отныне предстояло хранить икону. Святость иконы определялась тем, что она являлась одной из трех, которые, согласно легенде, апостол Лука собственноручно написал с самой Богоматери. Ее и сегодня можно увидеть в монастырской церкви.
Еще один известный монастырь Троодитисса расположен в нескольких километрах к северо-западу от горной деревни Пано Платрес. Основанный в 1250 г. (ныне существующие здания построены в 18 веке) монастырь известен двумя реликвиями: иконой Богоматери и чудодейственным поясом, который, как считается помогает женщинам излечиться от бесплодия.
Мужской монастырь в честь иконы Божией Матери "Троодитисса"
Крупный монастырь Хрисороятисса был основан в 1152 г. отшельником Игнатиосом и известен также написанной апостолом Лукой иконой Богоматери. В монастыре производят отличные вина, которые можно отведать прямо в монастырских подвалах.
Один из самых интересных монастырей острова - монастырь Ставровуни выстроен на вершине одиноко стоящей горы (688 м над уровнем моря) на месте ещё более древнего храма Афродиты. Когда Елена, мать византийского императора Константина Великого, возвращалась из Святой Земли, где ей удалось заполучить фрагмент креста, на котором был распят Иисус Христос, ее корабль потерпел крушение у берегов Кипра. Сошедшей на берег Елене во сне явился ангел и сказал, что она должна оставить фрагмент креста в монастыре, который следовало построить на вершине горы. С того времени и начался отсчет истории монастыря Ставровуни.
Какопетрия - лежащая в северных предгорьях Троодоса деревня особенно любима жителями столичной Никосии, которые приезжают сюда в выходные дни. Чтобы хотя бы на время на ее зеленых тенистых улочках забыть о царящей в городе жаре. Здесь есть все для отдыха: несколько небольших отелей, великолепная природа и прекрасные рестораны. В центре деревни находится "плохой камень", который и дал название деревне. Согласно преданию, в старину вступавшие в брак молодожены должны были трижды обежать этот камень. Однажды очередная пара молодоженов, обежав камень, упала замертво - с тех пор камень и нарекли "плохим". Рядом с Какопетрией есть еще одна достопримечательность - церковь Айос Николаос тис Стегис (Agios Nikolaos tis Stegis), построенная в 11 веке. Это типично византийская церковь той эпохи, украшенная фресками.
Первые дома Какопетрии (Kakopetria, 671 м над уровнем моря), чье название в переводе означает "плохой камень", стоят у верхнего края долины Солеа, сразу за соседней с ней деревней Галата. В этих местах люди любили отдыхать уже в период владычества франков на территории Кипра. Здесь мягкий микроклимат. Прекрасен окрестный пейзаж с плодородными землями на берегах речки Кариотис, полноводной даже в летнюю жару. Тут имеются три средневековые церкви с чудесными фресками в интерьере, посещение которых входит в обязательную туристическую программу, как и осмотр центра Какопетрии, примостившейся на узком гребне холмов между двумя журчащими ручьями. В выходные дни на булыжных мостовых кипит настоящий базар. Фирменным местным лакомством считаются незрелые грецкие орехи в сахарном сиропе. Дома здесь строились в XVIII- XIX вв. из природного камня, дерева и глиняных кирпичей, некоторые из них сдаются под дачи. Справки можно навести у владельцев таверн.
Церковь Панайя-тис-Подиту
Некий франкский дворянин основал в 1502 г. на окраине деревни Галата церковь Панайя-тис-Подиту (Panayia tis Podhitou), называемую также Элеуса, что значит "милосердие". Тематика росписей следует византийской традиции, но по стилю они близки искусству итальянского Возрождения: неизвестный художник придал фигурам естественность и портретное сходство с живыми людьми, стараясь передать в изображении и пространственную глубину, что было совершенно чуждо византийской иконописи.
Другим примером такого же смешанного западно-восточного стиля являются фрески в соседнем храме Панайя-Теотокос, или Айос-Архангелос, освященном в 1514 г. Ключ можно взять у священника, но не раньше 11 часов, а о священнике надо спросить в "Louxis Pub", что находится у моста в Галате.
Церковь Айос-Николаос-тис-Стегис
Монастырская церковь Айос-Николаос-тис-Стегис (Св. Николая под крышей) расположена в 5 км к юго-западу от Какопетрии. Она была построена в XI в. Позже ее снабдили двускатной крышей и пристроили к ней притвор. Если бы среди церквей Троодоса объявили конкурс красоты, то Айос-Николаос оказалась бы в проигрыше: позднейшие пристройки и переделки не образуют того единства, каким блещет церковь в Асину. Они придают ей вид театральной декорации, причем режиссер еще не нашел для нее подходящего места, что усиливает ее сходство с надворными строениями, которые крестьяне переделывают исходя из практических, а не эстетических соображений. Но это лишь внешнее впечатление. Интерьер Айос-Николаос превосходит внутреннее оформление церкви в Асину по всем статьям, являясь образцом кипрской иконописи. Особенно это относится к фрескам, выполненным в придворном стиле начала эпохи Комнинов (XII в.), непревзойденным образцам совершенства и элегантности.
Национальный парк Пафос-Форест
В западной части страны в 1975 году был создан Национальный парк площадью 59,7 тыс. га. Парк охраняет природные комплексы хвойных и широколиственных лесов, маквиса (колючих зарослей вечнозеленых кустарников) и уникального участка девственного леса из местной разновидности ливанского кедра на горе Тродос.
Лесная флора представлена алеппской и калабрийской сосной, ольхолистным дубом, земляничным деревом, вязом, сумахом, боярышником, кипрским кедром, кипарисом, каштаном, а также можжевельником, греческой рябиной и дикой грушей. Фауна парка, как и всего острова Кипр, небогата в силу многовековой хозяйственной освоенности и населенности острова. Даже зайцы и лисы относятся здесь к редким животным. Еще более редок эндемичный кипрский горный баран-муфлон, находящийся на грани полного исчезновения. Пернатый мир представлен в основном воробьиными птицами.
Монастырь Киккос
Одним из самых красивых и почитаемых на Кипре монастырей является монастырь Киккос. На почти отвесном склоне располагаются постройки богатейшего монастыря Кипра, который пережил за 900 лет своего существования все невзгоды и радости, выпавшие на долю жителей Кипра. У монастыря были свои владения даже на черноморских берегах, а на Кипре монастырь и по сей день является крупнейшим землевладельцем. Говорят, что разграбившие монастырь турки увезли отсюда в 1821 г. золотые и серебряные изделия на 16 верблюдах. Необычна и сама история возникновения монастыря.
Однажды византийский наместник Кипра Мануил Вутомитис, охотясь в Троодосе, заблудился и долго бродя по лесу встретил старого отшельника Исайю. Повелитель спросил у старика, где он находится и как ему вернуться в столицу, но отшельник, удалившийся от мира, ничего не ответил. Наместник разгневался и ударил божьего человека. Вернувшись домой, Мануил Вутомитис внезапно заболел <шатикой> (разновидностью паралича) и тогда вспомнив, как обошелся с отшельником, послал подданных в горы с поручением привести его. Как только Вутомитис попросил прощения у Исайи - от болезни не осталось и следа. В качестве награды отшельник взял слово с Вутомитиса о том, что он должен привезти из Константинополя священную икону Богородицы - одну из трех икон, написанных апостолом Лукой при жизни самой Богородицы. Эта икона является своеобразным <портретом> Девы Марии.
Долгое время Вутомитис не решался выполнить его просьбу, так как был уверен, что Император Византии никогда не расстанется со столь ценной реликвией. Однако, в конце концов, он отправился в Константинополь, взяв отшельника Исайю с собой.
В то время, когда они находились в Константинополе и размышляли, как убедить Императора передать священную икону Кипру, случилось следующее. Единственная дочь Императора заболела той же болезнью, которая ранее поразила Вутомитиса. Врачи оказались бессильны, девушка оставалась прикованной к постели. Тогда Вутомитис предстал перед Императором и поведал ему, как сам излечился от этой болезни.
Отшельник Исайя немедленно был доставлен к Императору и после его горячей молитвы дочь Императора полностью выздоровела. На радостях Император предложил монаху любое вознагражденье, но Исайя лишь повторил свою просьбу. Византийский Император не хотел расставаться с иконой Богородицы и искал предлога оставить ее у себя. Но когда и его поразила та же болезнь, ему пришлось выполнить то, о чем просил отшельник.
Император отослал Вутомитиса и Исайю на Кипр с обещанием прислать бесценную реликвию. Тем временем сам пригласил художника, чтобы сделать копию иконы. Когда во сне ему явилась Богородица, он понял, что необходимо отправить на Кипр оригинал и также послал деньги на строительство монастыря специально для этой иконы.
Монастырь был построен в лесах Троодоса, именно в том месте, где Вутомитис встретился с отшельником Исайей. С величайшей предосторожностью священную икону перевезли в монастырь Киккос, где она хранится по сей день. Икона Богородицы, которая находится в монастыре Киккос, обладает чудодейственной силой. Всякого, кто приходит к ней с верой, она исцеляет. Это ее чудесное свойство привлекает сюда многих паломников не только в дни празднования Рождества и Успения Богородицы. В 1795 г. икона получила серебряный оклад, закрывший изображение, и с тех пор его никто не видел. Говорят, что святость образа настолько велика, что не всякий человек может это выдержать.
У монастыря были свои владения даже на черноморских берегах, а на Кипре монастырь и по сей день является крупнейшим землевладельцем. Разграбившие монастырь турки увезли отсюда в 1821 г. золотые и серебряные изделия на 16 верблюдах.
Музей монастыря Киккос
В музее монастыря Киккос представлена значительная коллекция христианских и других экспонатов.
Рабочее время: Ежедневно Ноябрь - Май: 10:00 - 16:00, Июнь - Октябрь: 10:00 - 18:00
Период работы: Круглый год
Входная плата: 2,57 евро за чел., 1,71 евро групповой
Тродос также является популярным горнолыжным курортом Кипра.
Посетите ранчо осликов, расположенного около деревни Вуни в горах Троодос. Здесь вы сможете покататься на осликах и покормить этих добродушных животных продающимся здесь же кормом.
Деревня Никитари
Церковь-часовня Панайя Форвиотиса в Асину (Assinou) одиноко стоит посреди леса, на холме у деревни Ники-тари (Nikitari), а ключ от нее хранится у сельского священника. В 1105 г. она была частью монастыря, стоявшего на этом месте, но давно исчезнувшего вместе с прочими постройками. Ничего не осталось и от города Арсине, упоминаемого многими античными авторами, от которого и произошло название церкви. Даже внешне она выглядит совершенно необычно: ее двускатная черепичная крыша имеет далеко выступающий козырек и похожа на шляпу с низко опущенными полями, что делает все здание похожим на сарай. Такая крыша типична и для других церквей в Троодосе. Словно плащ, защищает она внутренний цилиндрический свод и купола Панайи Форвиотисы от погодных капризов. По фреске над южным входом видно, что это не позднейшая надстройка. Такая крыша была сооружена над церковью изначально. Но на том макете, что Дева Мария передает Иисусу Христу на картине, нет еще притвора-нартекса: он был пристроен к зданию около 1200 г.
Весь интерьер покрыт настенной росписью, что производит на зрителя незабываемое впечатление. Пророки, праведники и Отцы Церкви сурово взирают на зрителя со стен, словно призывая к покаянию. Миряне, собиравшиеся к обедне в храме, чувствовали свое духовное родство и единение с верующими былых времен. После завершения дорогостоящих работ по расчистке и реставрации фрески предстали во всем блеске своих красок, словно мастер только что закончил писать их. Большинство картин сохранилось без изменения со дней основания храма. В XIII в. был расписан притвор. В 1333 г. поверх старых написали новые фрески другого содержания. В XVI в. пришлось подновить все выцветшие росписи. Ни в одном музее вы не увидите динамику развития византийской иконописи столь отчетливо, как в этой церкви, стоит только сравнить отстраненный образ внушающего глубочайшее благоговение Христа после его Воскресения в алтаре храма с тем же сюжетом, но написанным двумя веками позже в притворе, где Христос мягко и благосклонно взирает из-под купола на мирян.
К наиболее сильным картинам следует отнести "40 севастийских мучеников", написанную в левом углу внутреннего помещения. 40 плохо одетых и израненных христиан стоят под охраной римских легионеров на льду замерзшего озера. Они дрожат от холода, их раны кровоточат. Один из них, не выдержав пытки, ползет по льду к бане на берегу, натопленной для тех, кто откажется от веры Христовой. Но место ренегата тут же готов занять один из охранников, идущий к мученикам с другой стороны.
Пицилия
Район Пицилия (Pitsilia), что на юго-востоке Троодоса, относится к беднейшим в греческой части Кипра. Складки гор и водоскаты способствовали образованию очень глубоких долин. Некоторые селения, прилепившиеся к противоположным склонам крутых гор, находятся вроде бы совсем рядом, но добираться соседям приходится по дну долин, преодолевая по нескольку километров тяжелой дороги. Наградой за утомительный поход через перевал между Агросом и Палехори на вершину Папуца (1554 м) вам будет великолепный вид на горы.
В районе насчитывается примерно 50 населенных пунктов, где живут почти 20 тыс. человек. Но лишь немногие из них все еще занимаются виноградарством, которое раньше было основным занятием. На крошечных террасах нельзя использовать технику, а без нее среднее поколение возделывать лозу не хочет. Лучше ездить каждый день на работу в Никосию или Лима-сол, а еще лучше совсем перебраться в город. Бегство из деревень удалось сдержать с помощью проекта "Pitsilia Rural Development Project", предусматривающего строительство новых оросительных систем и дорог, работы по землеустройству и выделение субсидий. Финансовую помощь в осуществлении проекта оказывает и Международный банк реконструкции и развития. Но совсем остановить бегство крестьян не удалось.
Пицилию посещают не только любители походов, но прежде всего поклонники искусства.
Село Лагудера
На северной окраине села Лагудера (Lagoudera), что на высоте 1000 м над уровнем моря, есть церковь 1192 г. Панайя-ту-Араку, которая раньше находилась в поместье богатого византийца. В одной из надписей на фронтоне упоминается имя основателя храма, византийского аристократа Леона Аутенту, сбежавшего в свое поместье во время наступления рыцарей-крестоносцев на Кипр. Он заказал для церкви несколько прекрасных фресок в средневизантийском стиле. Их живость и грациозность не имеют себе равных на острове. В портретах проглядывает особая скрупулезность исполнения, что свидетельствует о том, что художник, без сомнения, учился иконописи в Константинополе. Его фрески в нефе, под куполом и в апсиде оправдывают свое название (fresco - живопись по сырой штукатурке). Это очень сложная техника, при которой краски наносятся постепенно, сантиметр за сантиметром, а каждый участок картины надо закончить до того, как высохнет штукатурка. Живописцы в других храмах не очень старались соблюсти правила, нанося краски на уже высохшую поверхность. Ключ от храма хранится у священника.
Церковь Ставрос-ту-Айясмати
Может быть, Филипп Гул, творец хорошо сохранившейся росписи 1500 г. в лесной церкви Ставрос-ту-Айясмати (Stavros tou Ayiasmati), что рядом с Платанистасой, знал о достижениях своего коллеги? Гул был воспитан в эпоху Ренессанса. Он соблюдал в своих работах перспективу (особенно удачно во фреске "Омовение ног"), его здания будят воспоминания об Италии. Он не только брал темы, предписанные каноном, но и далеко выходил за его рамки. В нише под аркой, что на северной стороне, Гул написал цикл фресок из десяти разделов, посвященный обретению Святого креста. Эта тема была особенно близка сердцу крестоносцев, а для Кипра, где в монастыре Ставровуни хранится обломок того креста, на котором был распят Иисус, она имеет особое значение. Ключ от церкви хранится у священника села Платанистаса.
Деревня Агрос
Кипр делают известным и любимым многие вещи: теплый климат, чистое море, удачное географическое положение, а также наличие большого количества мест, которые могут быть интересны людям, увлекающимся историей: это и замки крестоносцев, римско-греческие мозаики и амфитеатры, поселения первых людей на Кипре... Люди верующие найдут на острове десятки действующих православных монастырей и древние византийские церкви. Но почему-то немногие знают еще об одной, на мой взгляд, потрясающей достопримечательности острова, - о древних кипрских деревнях, сохранивших свой уклад и национальный колорит. Сегодня речь пойдет об одной из них.
Агрос - одна из самых больших деревень Кипра, расположенных на юго-восточном предгорье Троодоса в районе Питсилия. Это современная деревня, имеющая все необходимые сервисы: пожарную службу, полицию, школу, медицинский центр, а также спортивный и молодежный центры. В деревне также есть Европейский информационный центр и несколько небольших музеев. Невзирая на наличие стольких доказательств принадлежности к современному миру, эта деревня сохранила свой традиционный характер и колорит.
Это не секрет - киприоты любят покушать и знают толк в еде. Каждый район Кипра славится производством чего-то своего, особенного вкусненького. В Агросе, например, производят несколько разных видов копченостей из свинины: сосиски, бекон, хиромери, лунзу. А еще в Агросе варятся знаменитые кипрские варенья, известные под названием <глика>. Это сваренные в сахарном сиропе фрукты, молодые баклажаны, арбузные корочки, а еще цедра лимонов и апельсинов, молодые грецкие орехи... В Агросе варят до 50 видов <глика>! Агрос также славится своими <сутзуко> - нанизанными на ниточку орехами в виноградном соке.
Агрос известен и своей розовой водой. В долине роз, что неподалеку от Агроса, распускаются бутоны дамасской розы, лепестки которых используются для изготовления розовой воды. Кстати, немногие знают, что розовая вода может использоваться также и в медицинских целях - это прекрасное дезинфицирующее средство.
По направлению к Троодосу, на дороге Пелендри, вы найдете винодельню Tsiakkas. Непременно остановитесь там! При винодельне есть небольшой магазинчик, в котором для каждого приезжего устраивают дегустацию местного вина. Не откажите себе в удовольствии - насладитесь кипрским вином, приготовленным по древним рецептам.
Говорят, что церковь в этой деревне была построена в XIX веке на месте монастыря Панагия Элеуса, основанного в IX веке монахами из Константинополя.
Для того чтобы хотя бы на время погрузиться в деревенскую жизнь, насладиться покоем и тишиной Агроса, остановитесь в отеле Mount Rodon. Это недорогой трехзвездочный отель, который был полностью отремонтирован в прошлом году. Кстати, Rodon в переводе с древнегреческого означает <роза>. Отель расположен на возвышенности, поэтому из его окон открываются удивительной красоты пейзажи. На стойке отеля вы найдете буклет с картой местности и описанием всех прилегающих пеших маршрутов. Прогулка по горным тропкам доставит вам особое удовольствие. Хотя, расположенный на высоте 1100 метров над уровнем моря, Агрос находится не в самой зеленой зоне Троодоса, окрестности его живописны, а горный воздух свеж и чист.
Прогулки на свежем воздухе возбуждают аппетит, не правда ли? Недалеко от отеля вы найдете таверну под названием To Pazema. Гостеприимный хозяин поставит перед вами десятки тарелочек с самыми разнообразными кипрскими блюдами. Те, кто живет на Кипре, уже знают, что самая вкусная еда - именно в таких небольших деревенских тавернах, где каждое блюдо с любовью приготовлено по семейным рецептам.
Главная
| ▲
| Контакты
Copyright © 24GLO LTD ® 2004-2024. All rights reserved.